«Оленегорск: Люди. События. Факты»

К 60-летию комбината и города

Хроника минувших дней, или По страницам старых газет

«В мае этого года на комбинат пришла весть о награждении большой группы работни­ков предприятия правительственными наградами. Среди других была и фамилия шофера Константина Ивановича Кунцевича. Указом Президиума Верховного Совета СССР он удос­тоен высокой награды - ордена Октябрьской революции. Но об этой радостной вести Константин Иванович узнал значительно позднее, чем его родные, друзья, товарищи по работе. Кунцевич в это время был в Англии. Сейчас, после семимесячной заграничной ко­мандировки, Константин Иванович вновь на родном комбинате, водит свой «БелАЗ», отме­ченный номером 2. Товарищи часто возвращают его к заграничной командировке: «Как там у них? Расскажи». Прежде всего их интересует жизнь английских рабочих: многое познает­ся в сравнении. И шофер охотно делится своими впечатлениями:

- Из Мурманской области нас было трое - Г. Черназин и Б. Кононов с комбината «Печенганикель» и я. Всего в Англию приехало около пятидесяти шоферов из разных городов Советского Союза. Приехали, чтобы помочь английским водителям и ремонтникам освоить наши отечественные двадцатисемитонные «БелАЗы». Вернее, не только помочь, но и до­казать, что советские машины могут работать прекрасно. Англичане же твердили: «Самосвалы очень плохие, быстро выходят из строя». Нам не терпелось скорее попасть на мес­то будущей работы, взглянуть на машины... И вот они перед нами. Самосвалы стояли на при­коле. Их вид был настолько потрепанный, что я раньше и не представлял, до какого состоя­ния можно довести «БелАЗ». Вернуть машины к жизни - эта задача стояла перед нами. Со­ветские шоферы дружно взялись за дело. Ра­ботали не покладая рук, не считаясь с выход­ными днями.

В нашу группу были подобра­ны шоферы, имеющие богатый опыт вождения горных самосва­лов-великанов. Каждый из нас знал машину досконально. Но мы не привычны к роли учителя. Одно дело самому просто отре­монтировать машину, другое - наглядно показать, да так, чтобы все стало понятно английским коллегам, чтобы они быстрее вникли в секреты «характера» «БелАЗа».

Вернули в строй машины. «БелАзы» начали транспортиров­ку грунта и строительного матери­ала. Советские самосвалы пока­зали в работе высокую произво­дительность.

Однако возвращение машин к жизни - это только первый этап нашей работы. Теперь надо было научить английских водителей правилам эксплуатации самосва­лов. Иначе весь труд по восста­новлению машин пошел бы на­смарку. А причины для тревоги у нас были. Мы хорошо помнили и первое здешнее знакомство с ними.

Английские водители произвели на меня неплохое впечатление. Люди, каза­лось, чест­ные, исполни­тельные, не отлынивают от работы. Но вместе с тем очень странное отношение к сво­ему делу. Сломалась машина, он требует по­ставить ее в гараж, даже не пытаясь выяснить причину поломку. А поломка, может быть, со­всем пустяшная.

Еще одна характерная деталь. Закончи­лась смена. И английский шофер, не задер­живаясь ни на секунду, покидает кабину са­мосвала, спешит домой. Как выглядит маши­на после нескольких часов работы, какая ей требуется помощь - это не интересует во­дителя.

Правда, позднее я узнал причину такого равнодушия к технике. Если бы водитель твердо знал, что завтра он сядет за руль этой же машины, то наверняка изменил бы свое отношение...

Для англичан мы были представителями другого мира и испытывали на себе присталь­ное внимание. Местная газета напечатала кор­респонденцию «Русский дружеский десант на Мотовее». Некоторые строчки заметок вызва­ли у нас улыбку: «...каждое утро каждому анг­лийскому рабочему русские пожимают руки», «...очень вежливые в обращении с окружающи­ми, приятные, общительные люди, но сдер­жанные». Мы жили в отеле «Бристоль», и его управляющий заявил репортеру: «Я не пред­полагал, что так быстро найдем с ними об­щий язык».

Когда едешь за границу, живешь ожидани­ем встреч с новым, интересным, неизведан­ным. Но вот проходит день, неделя, другая, и появляется желание вернуться на Родину. В чужой стране время имеет другое измерение. Час кажется днем, день - неделей, неделя - месяцем. Маленьким праздником для нас была каждая радиопередача с Родины. А как радо­вались мы встрече с советскими моряками. К тому же и судно оказалось нашим, мурманс­ким, - «Капитан Афанасьев». Возможно, со стороны наши просьбы казались странными: «Ребята, черного хлеба покушать бы. А се­ледочки не найдется? И луковицу хорошо бы!» Мы завидовали морякам: они шли домой. Но настал час и нашего возвращения на род­ную землю».

К. Кунцевич, водитель автобазы комбината.
«Русский дружеский десант».
«Заполярная руда» № 98, 3 декабря 1971 года.

«Продолжается оснащение автобазы новой техникой. Пришли четыре автосамосвала «БелАЗ»-540 в северном исполнении. Это уже вто­рая партия усовершенствованных автосамос­валов, полученная автотранспортниками в этом году. На новых машинах усовершенствована схема подогрева топлива, автоматически ре­гулируется температура воды в двигателях.

Вместе с автосамосвалами автобаза попол­нилась двумя новыми автобусами для поездок трудящихся комбината на экскурсии и отдален­ные участки работы».

В. Коронов, начальник первой автоколонны,
«Оснащается автопарк».
«Заполярная руда» № 99, 15 декабря 1972 года.