«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Я и мой мир

Четыре коротких слова, за которыми «спрятались» планета Я и планета Земля: внутренний мир человека с его хитросплетениями мыслей, чувств, эмоций, взаимоотношений, и наш земной Дом, а может быть, и целый Космос. Можно очень долго и много рассуждать на тему «миров», но есть еще одно значение этого философского сочетания слов. Какое? В толковых словарях вы его уж точно не найдете. Это — название ТМГ. Скажете, еще одна загадка? Для меня вначале так и было, пока коллеги не вовлекли в этот увлекательный вихрь идей и действий.


Знакомьтесь: ТМГ — творческие микрогруппы, которые созданы и действуют в детском саду № 15 «Золотая рыбка». Виктория Александровна Глотова, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, поясняет, что творческие группы — лишь одна из разнообразных форм методической деятельности дошкольного учреждения. Появились они как раз в результате поиска новых интересных форм педагогической работы, и вот уже на протяжении нескольких лет доказывают свою востребованность и эффективность. В детском саду создано несколько ТМГ по различным направлениям воспитательной работы: экологическому, нравственно-патриотическому, ИКТ.
Давайте познакомимся поближе с одной из творческих групп, которой руководит воспитатель с более чем тридцатилетним стажем педагогической работы Надежда Павловна Котромина. Рассказывая о своей группе, Надежда Павловна отмечает: «В названии «Я и мой мир» нашло отражение и направление ее деятельности — социально-коммуникативное развитие воспитанников. Группа объединила педагогов на основе дружбы, психологической совместимости. Все микрогруппы создавались примерно по такому же принципу. Для нас важно, что в них происходит неформальное общение. Изучив чей-то опыт, познакомившись с интересной методической разработкой, мы обмениваемся мнениями, на основе личного педагогического опыта каждый предлагает свои варианты. Такая исследовательская деятельность совместно с коллегами помогает педагогу по-новому подходить к реализации, в том числе, и уже наработанных форм взаимодействия с воспитанниками и их родителями». Убедиться в этом Надежда Павловна пригласила на очередном занятии своей «творческой лаборатории» на тему «Природы верные друзья». Тема, конечно, выбрана неслучайно: детский сад разрабатывает природоохранный социально-образовательный проект «Эколята-Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия, к тому же следующий 2017-й год объявлен в России Годом экологии.
Конечно, то, что я увидела, лишь условно можно назвать «занятием». Это был настоящий «педагогический фейерверк»: экологическая игра-викторина с элементами театрализации. Участниками ее стали воспитанники подготовительных групп, их родители, педагоги детского сада и даже приглашенные гости. В творческом состязании встретились две команды: «Пчелки» и «Муравьишки». Сами названия команд подсказали всем присутствующим, что их участникам придется немало потрудиться. Тружениками ума, сообразительности и ловкости в этот вечер стали Милена Золотова и ее дедушка Александр Дмитриевич, Аня Курасова с мамой Юлией Владимировной, Ваня Максимишин с мамой Марией Владимировной, Вероника Смольянинова с мамой Светланой Борисовной, Арсений Стус с мамой Полиной Владимировной, Таня Сапожникова с мамой Зульфией Ольфатовной, Матвей Иголкин с мамой Марией Александровной, Аня Зиновьева с мамой Любовью Владимировной.
В роли лоцмана в «море» творческих заданий и конкурсов выступила Надежда Павловна Котромина, которая вместе с коллегами-помощниками Надеждой Петровной Карасевой, Татьяной Николаевной Костылевой, Еленой Михайловной Ерохиной, педагогом-психологом Юлией Андреевной Чувашовой успешно вела команды от одного испытания к другому. А было их немало. Уже на «Разминке» ребята озвучили цель встречи:

tmg.jpg

Мои родители и я —
Природы верные друзья.
Пришли сюда мы поиграть,
Чтоб больше о природе знать!

Само слово «игра» предполагало позитивные эмоции и активность со стороны всех — и ее организаторов, и участников. Лишь внешне легкая и беззаботная, она потребовала знаний, самостоятельности и выдержки. Игровой «природоохранный азарт» объединил детей и родителей: с увлечением вместе решали ребусы, разгадывали кроссворд, собирали пазлы. Немножко передохнули на музыкальном конкурсе и физкультминутке, и снова вперед: на этот раз «спасать» речку от мусора, оставленного горе-туристами, придумывать свои правила безопасного поведения на природе. Сценку «Речка, не плачь!» очень эмоционально разыграли Ю.А.Чувашова и Арсений Стус. В викторине «Родной свой край люби и знай» востребованными оказались и знания взрослых: там, где возникали заминки и затруднения, на по-мощь сразу же приходили самые верные и надежные друзья — родители.
Незаметно пролетело время встречи. Надежда Павловна начала подводить итоги, и — вот он, сюрприз! «Выплывает» большая и разноцветная гусеница из воздушных шаров с добрыми делами наших детей по охране природы: кормим пернатых друзей, «полечили» сломанную ветку дерева, подобрали раненого голубя.
Участникам встречи вручены призы и медали, родители получили подборку экологических игр, которые можно провести в домашних условиях. Расходиться-то и не хотелось: сделали фотографию на память.
Педагоги-организаторы ТМГ «Я и мой мир» единодушны в своих отзывах: такие игровые взаимоотношения еще больше сближают детей и родителей. Заведующий детским садом Светлана Валерьевна Немтарева поддерживает своих коллег: «Игра — это школа общения для ребенка. А когда она еще нацелена на развитие мыслительных способностей ребенка, то формирует творческое мышление у наших детей. Мы все помним слова В.А. Сухомлинского о том, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Экологическая игра, которую вы сегодня увидели, — лучшее подтверждение этой мысли. Важно и то, что деятельность творческих микрогрупп в нашем детском саду нацелена на совершенствование профессионального мастерства педагогов. Как видите, у наших микрогрупп — педагогические макрозадачи».


Н. Овсянникова, социальный педагог МДОУ № 15 «Золотая рыбка».