«Еще не остыли моторы автомашин. От них исходит теплый воздух, пропитанный терпким запахом бензина и солярки. Шоферы направляются в душевую, снимая на ходу пропахшие комбинезоны. Люди, как и их машины, еще сохраняют накал рабочего дня.
Но вот подведены итоги, и шофер Алексей Скачков кивнул мне:
- Пошли...
Мы идем не спеша по дорожке к виднеющемуся вдали городу. Некоторое время мой спутник молчит, вглядываясь в разноцветные кварталы жилых домов. Широкие улицы устремились на холм. Вдали виднеются башенные краны. Там строятся новые дома для горняков, обогатителей, ремонтников и строителей.
- Ну что тебе рассказать? - спокойно начал А. Скачков. - Видишь, какой город построили, фабрику... Преобразилась тундра - край нехоженых троп...
Вместе с геологоразведочной экспедицией в 1946 году прибыл Скачков на место будущего города. Вокруг была пустынная тундра. Жили в палатках.
- Наверно, каждый город, который построен руками советских людей, начинал свою историю с «ситцевого городка», - просто подмечает он.
Будто не было морозной зимы, заполярных буранов и долгой непроглядной ночи, будто это было с кем-то, а не с нами.
В первую очередь начали прокладывать дорогу от станции Оленья. Почти все работы выполняли вручную. Лопата, ломик и тачка - вот и вся механизация. Но вскоре появились трактора, бульдозеры, автомашины. Работа пошла быстрее.
Геологоразведка закончилась, на горе Оленьей уже рубили лес, чтобы строить рудник, а строители 7 августа 1949 года закладывали фундамент первого каменного дома Оленегорска.
Старожилов в Оленегорске немало. Как правило, они являются лучшими производственниками. Кто не знает на руднике машинистов экскаваторов Г. Синягина и П. Кукушкина? В Оленегорск они прибыли в 1949 году. Синягин работал разнорабочим, Кукушкин - шофером. А когда прибыл первый экскаватор, организовались курсы. Занятия проводил инженер Уралмашзавода т. Диковский. После рабочего дня изучали замечательный агрегат - экскаватор «СЭ-3», а на практику выезжали в Кандалакшу.
22 февраля 1950 года был вынут первый ковш породы на горизонте 206 метра. Это сделал на первом экскаваторе первый машинист Георгий Синягин. Потом стали давать руду. Добыча ее все росла и росла. Теперь уже не один, а несколько мощных экскаваторов работают в забоях рудника.
Есть свои ветераны труда и на фабрике. Одним из первых приехал на обогатительную фабрику инженер Р. Бердичевский. Вместе с ним прибыли инженер Е. Семенова и техник А. Тураева...
- Было это в 1953 году, - вспоминает Р.И. Бердичевский. - Фабрика еще строилась. В корпусах крупного и мелкого дробления и в первой очереди главного корпуса работали монтажники. Они торопились. Готовились к пуску и обогатители. И вот, наконец, государственная комиссия приняла от строителей фабрику. У дробильных и обогатительных агрегатов встали подготовленные нами люди. Начали выработку концентрата. Не сразу он у нас получился. Не хватало опыта, испытывали различные трудности. Но у нас много было решимости и молодого задора. Работали круглые сутки. Теперешняя диспетчерская была похожа на боевой штаб. Учились сами и учили людей. Занимались на курсах и в цехах, у оборудования. Ездили в Нижний Тагил, некоторые обучались на комбинате КМАруда. Зато каким радостным был для нас тот день, когда мы получили первый доброкачественный концентрат. В пусковой период его вырабатывали немного - за месяц столько, сколько сейчас за сутки. Но производительность росла быстро. Теперь наша фабрика полностью обеспечивает Череповецкий металлургический завод сырьем.
За предстоящее семилетие фабрика почти в два раза увеличит выпуск концентрата. Она строится и строится.
Но строится не только фабрика. Строятся жилые дома, детские ясли и сады, силикатный завод... На окраинах города к концу семилетки появятся корпуса новых заводов. Мы верим, что молодой город Заполярья - Оленегорск - будет большим благоустроенным городом. Вера эта придает нам, оленегорцам, силы в борьбе за досрочное выполнение семилетнего плана».
В. Степурко, помощник машиниста электровоза,
«Старожилы рассказывают».
«Заполярная руда» № 32, 11 августа 1959 года.