«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Гвозди бы делать из этих людей

Кончилась Великая Отечественная война. Страна поднималась из руин. Для восстановления народного хозяйства нужен металл. А для металла - сырье, в том числе и железо Заполярья. Строительство железорудной базы в Заполярье взято под особый контроль руководством страны.

В январе 1949 года на Мурмане образовано Ено-Заимандровское рудоуправление "Колжелруда". В его задачу входило строительство Оленегорского и Енского рудников - основной базы Череповецкого металлургического завода.
Поначалу рудоуправление находилось в г. Мончегорске, т. е. более чем за 30 км от Оленегорского месторождения, но в мае 1949 его переводят непосредственно в район строительства. И штаб новостройки размещается в бараке на станции Оленья.
В 3-х километрах от станции начинается строительство промышленных объектов и рабочего поселка для прибывающих новоселов.
Что за люди это были? Кто ехал в холодный неосвоенный край?
Помимо заключенных, чьего согласия не спрашивали, на новостройку прибывало много добровольцев, вольнонаемных.
Два раза за послевоенный период, в 1948 и 1952 годах, повышался сельскохозяйственный налог, создавший немало проблем для жи­телей деревни. Положение там было просто катастрофическим. Несмотря на паспортный режим в городах, многие бежали из деревень.
Страна с усилием вставала на ноги, и люди делали свой жиз­ненный выбор, отправляясь туда, где все начиналось с нуля. За плечами у большинства мужчин была война, в сравнении с которой никакие тяготы мирного труда не пугали. Конечно, боль­шую роль сыграла и идеологическая пропаганда, и партийная агитация. "Мы верили, у нас была цель", - вспомнят ветераны. Все это действительно так: преодолеть то, что преодолели они, без веры было бы просто невозможно.
Организационный период строительства оказался тяжелым: не хватало рабочих рук, жилья (барак считался роскошью, жили в оставленных геологами землянках), снабжение поначалу тоже не было сытным. Не хватало, наконец, стройматериалов и техники.

В начале 1949 сложился костяк небольшого коллектива Ено-Заимандровского рудоуправления с Дмитрием Романовым во главе.

Кто таков был самый первый управляющий "Колжелрудой" Романов Дмитрий Александрович? Сохранились лаконичные строчки его автобиографии: "Родился 5 апреля 1903 года в семье крестьянина. С 14-ти летнего возраста жил и работал самостоятельно рабочим и служащим на сплаве и водном транспорте. В 1919 году вступил в комсомол, а в 1925 году в члены КПСС.
После демобилизации из военно-морского флота в 1928 году работал сварщиком, мастером на заводе им. Котлякова и конструктором в институте "Гипроникель" в Ленинграде. Одновременно учился на рабфаке, а потом в Ленинградском политехническом институте, который и окончил в 1936 году по специальности инженер металлург-технолог. Работая в "Гипроникеле" с 1932 по 1937 гг., участвовал в проектировании комби­ната "Североникель", Южуралникель и других объектах. В марте 1937 года был направлен на строительство комбината "Севе­роникель", где и работал начальником УКСа комбината до февраля 1940 года. В феврале 1940 года назначен управляющим треста "Мурманрыбстрой". В апреле 1941 года избран секретарем Кандалакшского горкома КПСС по промышленности и работал до августа 1945 года. Далее направлен на восстановле­ние г. Мурманска, где и работал управляющим треста "Мурманскстрой". С июня 1948 года по 1957 год работал управля­ющим рудоуправления "Колжелруда" и заместителем директора Череповецкого металлургического завода. На строительство Оленегорского рудника, который входил в состав рудо­управления "Колжелруда", прибыл в июле 1948 года и с этого времени началась организация Оленегорского рудника и строи­тельного управления "Рудстрой". Проработал здесь до марта 1952 года, потом был переведен в Череповец - заместителем директора металлургического завода".

...Рабочая сетка "Колжелруды" еще не была утверждена - в сущности было только рудоуправление и рабочего № 1, Петра Кукушкина, оформили водителем уазика. Хотя делать ему приходилось все.
Укомплектовывался специалиста­ми и Оленегорский рудник, первым маркшейдером стал Николай Вьюшинский.
В числе первых были водители автомобилей А. В. Жуков, Г. И. Синягин, лесоруб Т. Т. Веселов, взрыв­ники И. И. Орехов, И. М. Матвеев, слесарь и электрик В. Т. Костусев и В. Н. Брювелейт, рабочие А. Г. Шестаков, П. М. Тельминов, П. В. Мак­симов, В. И. Сысоев и другие.
Это они возьмут и первый кубо­метр вскрышных пород, и первую тонну железной руды. Заложат пер­вый каменный жилой дом и фун­дамент первой очереди обога­тительной фабрики. А пока... 30 душ рабочих, один трактор С-80, бортовая машина, 10 лошадей, тачки, лопаты, ломы - вот все "мощности" нового рудоуправления. Вновь прибывшие подхватывали трудовую эстафету, становясь лесорубами, плотниками, разнорабочими.

И вот настал день, которому было суждено войти в историю: 7 августа 1949 года начаты горные работы на Оленегорском руднике. Южная Сопка - Питченварь - отныне перестанет быть бесполезной возвышенностью, установленная здесь стальная четырехугольная пирамида памятного знака провозгласила: "7 августа 1949 г. на этом месте произведена закладка Оленегорского рудника". Событие отметили митингом, погода вы­далась просто замечательная - теплынь, солнце. Люди улыбались и шутили, а управляющий рудоуправлением Дмитрий Алек­сандрович Романов, взобравшись на "карьерную трибуну", огромный валун, произнес:
- Через несколько лет здесь будет построен современный мощ­ный рудник открытых разработок железной руды, из которой на обогатительной фабрике впервые в стране мы получим путем глубокого обогащения высококачественный железорудный концентрат для строящегося Череповецкого металлургического завода. Дело нашей чести - построить в срок все объекты горно-обогатительного комплекса и дать готовую продукцию.
Так было положено начало железорудной промышленности на Кольском полуострове.

7 августа 1949 года (по некоторым источникам - днем позже, 8-го августа) был заложен первый каменный 12-ти квартирный дом на улице Строительной, 5. Это был праздник со слезами радости на глазах. Вокруг экскаватора собрались строители, играл оркестр. Состоялся митинг. В котлован бросали монеты, кто-то бросил бутылку шампанского. Первые кубометры грунта для фундамента будущего дома вынул Никита Демкин. В фун­дамент была замурована капсула для потомков с именами первых строителей. Слесарь А. Янит, каменщик А. Никитенко, кузнец Е. Стеценко, плотники М. Горошенков и М. Удальцов, землекоп-бетонщик М. Краснослободцев замуровали следующий доку­мент: "Волей Коммунистической партии и советского народа здесь заложен Оленегорск. 7 августа 1949 г."
В конце августа произошло следующее знаменательное со­бытие - с Уралмашзавода на станцию Оленья прибыл первый трехкубовый экскаватор СЭ-3. Монтаж произвели там же, на станции, и когда была готова линия электропередачи, стали пере­гонять машину в рудник.
- Он полз, как гигантская черепаха, со скоростью 700 метров в час, - вспоминали потом шоферы Георгий Игнатьевич Синягин, Владимир Александрович Меловиков и механик Георгий Иосифович Зюзин.


Первый экскаватор СЭ-3.

Едва вышли со станции, ветер будто с цепи сорвался. Через несколько сотен метров приходилось подключать электрический кабель прямо к воздушной линии. Дальше пошло еще хуже. Плохая рыхлая дорога не выдерживала 160-тонной тяжести машины и оседала, пытаясь засосать экскаватор. Рабочие таскали шпалы с идущего сзади грузовика, бросали их под гусеницы.
Экскаватор вдавливал в дорогу целые клети шпал и шел дальше, чтобы остановиться через сотню-другую метров. Считанные километры от станции до рудника преодолевали... полторы недели. Наконец 18 февраля 1950 года экскаватор занял свое рабочее место на горизонте 206 м Южной Сопки Оленегорского месторождения.
Перегонка была очень рискованной, но обошлось без аварий. После 3-х дневного испытания на месте экскаватор сдали в экс­плуатацию. А первыми машинистами на нем работали Г. И. Си­нягин, В. А. Меловиков, их помощниками - А. Г. Шестаков, П. М. Тельминов, электриками - В. Т. Костусев и В. Н. Брювелейт. Специалистов было мало, людей приходилось учить обращению с техникой на ходу. Ныне покойный механик Георгий Иосифович Зюзин рассказывал, как ходил на станцию "за кадрами": высматривал подходящих людей и вербовал на стройку прямо с поезда.
Люди перенимали друг у друга ремесло, щедро делились тем, что умели сами. На лету ловили все новое. Так электрик Костусев одним из первых переучился на экскаваторщика. Позже обучил этой профессии многих молодых рабочих. А Петр Кукушкин уже прибыл механизатором широкого профиля: шофер ГАЗ-67, ма­шинист автокрана, экскаватора, бригадир монтажной группы экскаватора № 4. Николай Маклаков начал с разнорабочего, за­тем работал на буровом станке и экскаваторах. Иван Архипенко в 50-м был молотобойцем на руднике. Дальний трудовой путь фронтовика Архипенко поражает достижениями: машинист станка канатно-ударного бурения БС-1, помощник машиниста, а затем и машинист экскаватора. И всем, за что ни брался, овла­девал Архипенко в совершенстве. Люди росли вместе со строя­щимся комбинатом. Пересели из-за баранки автомобиля в каби­ны экскаваторов В. А. Клочихин и А. Г. Гаркуша, машинистами буровых станков стали разнорабочие В. К. Проворов, П. С. Матвейчук, возчики рудника Н. А. Мингазов, П. А. Патраков. Такое было время. Такими были люди.