
Оставив за рамками повествования события почти сорокалетней давности, к которым относится рождение "Оленегорочки" самого первого "созыва" (соответственно веяниям того времени ее репертуар был полностью эстрадным), прежде всего, следует отдать должное Кириллу Борисовичу Никольскому (тогда - директору музыкальной школы и руководителю коллектива) как человеку, бесспорно, талантливому, как человеку, чье имя навсегда связано не с названием - с именем ''Оленегорочка". Так заведено и, увы, человеческая жизнь имеет свой предел, но имеет она и свое продолжение: в воспоминаниях современников и оставленных на земле делах. Да, нынешняя "Оленегорочка" другая, у нее иное творческое направление, но у нее то же имя, данное когда-то К. Никольским своему детищу. И это ни в коей мере не было посягательством на чужие славу и успех: отнюдь. Своего признания "Оленегорочка" 1984-го года рождения добилась самостоятельно, принимая во внимание тот факт, что после периода метаний и поиска себя, именно она стала "пионером" в области продвижения и пропагандирования русского народного творчества в городе. А в отношении имени: это можно расценивать как дань уважения и элементарной человеческой преемственности. Да, собственно, почему бы и нет?
Так получилось, что судьба у коллектива складывалась очень и очень непросто, и как минимум дважды он вполне мог перестать существовать: обстоятельства. Но он вновь и вновь возвращался на сцену, перемалывая внутри себя неприятности, преодолевая невзгоды и боль, и каких это стоило сил, известно, не в обиду будет сказано "новичкам", лишь тем, кто в составе ансамбля прошел весь этот двадцатилетний путь. С некоторыми развела не жизнь, а все те же пресловутые обстоятельства, и из первых остались лишь немногие: бессменная староста Людмила Осипова, Нина Мотохова и Елена Аксенова. В течение практически семнадцати лет руководившая ансамблем Татьяна Кудрявцева, вложившая в каждую его участницу свои знания, талант и душу, ушла в предпринимательство; Людмила Гусева поменяла свою творческую прописку на МДЦ "Полярная звезда"; кто-то выехал за пределы Мурманской области... За прошедшие годы состав менялся, но здесь по сей день вспоминают всех по-доброму, и это вполне понятно, ведь каждая из них привносила в общую палитру свои краски, от которых в целом картина становилась еще интереснее и ярче. О "новеньких" (определение явно условное, поскольку какие они новенькие, будучи в составе "Оленегорочки" по два-три года: с двадцатью, конечно, не сравнить, но тем не менее) тоже отзываются хорошо, что немудрено: просто так в коллектив не попадешь: нужны способности, и уж тем более - в качестве руководителя, как ставшему им Борису Давирову, когда необходимы еще и администраторские навыки. И с большой благодарностью говорят о тех, кто все это время помогал и продолжает помогать, кто дает возможность чувствовать себя уверенно и развиваться. В последние несколько лет это руководство горно-обогатительного комбината, под крылом которого, находясь в составе СКК, занимается ансамбль. Перечислить всех, кто так или иначе содействовал творчеству коллектива, просто нет возможности: таких людей много, но знайте - о вас никогда не забывают.
Интересно, в какую цифру сложились бы километры гастрольных дорог "Оленегорочки", если бы кому-то в голову пришла шальная мысль их посчитать, хотя бы приблизительно? Вряд ли получилось бы что-то толковое, потому что сделать это попросту уже невозможно. Где только ни побывали оленегорочки, причем география их поездок не ограничивается лишь просторами России: им аплодировали не только в Москве, Пензе, Белгороде, Вологде и других городах (само собой разумеется, что в их числе города и многочисленные гарнизоны Мурманской области, и сама столица Кольского Заполярья), их на "ура" встречали в Швеции и Финляндии. Отдельной страницей в истории ансамбля стали визиты на подшефный ГОКу корабль "Оленегорский горняк": не иначе как любимым его даже не называют. И всегда "Оленегорочка" выступает с полной самоотдачей: будь то обычный концерт где-нибудь на "точке" или всероссийский (раньше - всесоюзный) конкурс. Так они привыкли: всегда держать марку, и в этом результат трудов и требовательности Т. Кудрявцевой. В репертуаре более ста песен, но далеко не все они звучали со сцены, поскольку нуждались в доработке: бывало, над какой-нибудь одной "бились" годами... Сейчас Б. Давиров восстанавливает некоторые из них, продолжая начатое, но при этом не оставляя без внимания появляющиеся современные песни: большей частью это касается лирики. Кстати, в активе "Оленегорочки" звание народного коллектива, что говорит само за себя, и записанный диск из тринадцати песен, а также многочисленные дипломы и грамоты: в первую очередь, "за высокое профессиональное мастерство, за талант и любовь к творчеству, за преданность культурным традициям русского Севера", и, конечно же, многочисленные поклонники, среди которых появляется все больше и больше молодежи, что не может не радовать. Согласитесь, это немало. Но это лишь внешняя сторона юбилея, за которой стоит нелегкая многочасовая работа на репетициях непосредственно "Оленегорочки'' и музыкантов инструментальной группы под руководством Маргариты Шукшиной.
"Это наша семья, дружная семья, несмотря на бывающие только творческого характера споры и разногласия, - на правах старосты со стажем сказала о коллективе Л. Осипова. - Двадцать лет - это наша жизнь. Это как северное сияние... Оно очень красивое... Вот такая у нас «Оленегорочка». Пожалуй, лучшего сравнения не найти.