«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Библиотечный прогресс в действии

Первого июля исполнится три месяца с момента, когда в помещении читального зала «Эрудит» на улице Строительной начал свою работу Центр правовой информации. Информационно-библиографический отдел при Оленегорской централизованной библиотечной системе существует уже давно и является сегодня справочной службой всех библиотек, входящих в городскую ЦБС. К услугам пользователей (этим словом все чаще заменяется традиционный термин «читатели») большое количество поисковых систем - как традиционных, то есть обычных картотек на бумажных носите­лях, так и более современных (электронный каталог, правовая система «Консультант Плюс» и др.).

Информационно-библио­графический отдел, где можно получить ответы на любые злободневные вопросы, явля­ется гордостью библиотечной системы. Его работа была отмечена на региональном уров­не: по итогам 2004 года Оленегорская ЦБС получила от областной научной библиотеки специальную награду - элек­тронную библиотеку. Она была вручена 31 марта во вре­мя торжественной церемонии открытия Центра правовой информации. Электронная библиотека представляет со­бой набор новейших учебни­ков по экономике, философии и другим дисциплинам, пере­веденных в электронный фор­мат (на CD), что делает пользо­вание ими весьма удобным - можно, придя в библиотеку, просто сбросить весь учебник на собственный носитель и дома, в спокойной обстанов­ке, работать с текстом сколько угодно.

Разумеется, подобные подарки не делают только за то, что такая-то библиотека раньше, чем другая, обзавелась «Консультантом Плюс».

Чтобы войти в число самых «продвинутых» библиотечных систем Кольского полуострова, Оленегорской ЦБС пришлось постараться: был проведен ряд информационных мероприятий, в том числе цикл бесед с участием сотрудников ГОВД об административно-правовой ответственности, встречи с учащимися школ на предмет разъяснения им прав абитуриентов и многое другое. Информационно-библиографический отдел востребован жителями не только города, но и расположенных на территории района воинских точек. Военные законы подвергаются изменениям едва ли не чаще, чем любые другие, поэтому у армейских служащих постоянно возникают вопросы, связанные с льготами, с жильем, с пенсиями. Куда обратиться за подсказкой, если не в библиотеку?

Среди постоянных клиентов отдела - работники городской администрации, медики, педагоги, школьники, студенты... Вряд ли найдется социальная группа, которой в тот или иной момент не нужны были бы информационные консультации по какой-либо насущной теме.

Центр правовой информации в «Эрудите» не мог бы состояться без моральной и материальной поддержки со стороны администрации Оленегорска и, в первую очередь, мэра Н.Сердюка. Было отремонтировано помещение, приобретена новая оргтехника (компьютеры, жидкокристаллические мо­ниторы), оказана посильная помощь в получении библиотекой доступа к информационным ресурсам. Кстати, прежде чем открыть Центр, ЦБС провела анкетирование среди ведущих специалистов мэрии. Главный вопрос заключался в том, нужна ли, вообще, городу такая информационно-правовая база. Специалисты однозначно проголосовали «за».

Итак, позади три месяца. Срок слишком незначительный для того, чтобы начинать подводить какие-то итоги. Но первые результаты обнадеживают: за это время выданы уже 264 справки. Многие из тех, кому помогли в Центре, приходят сюда снова и снова - уже за другими справками, то есть становятся постоянными посетителями. И это радует. Очень плотный контакт у ЦБС с налоговой инспекцией - на основе взаимного сотрудничества. Что касается обращений от частных лиц, то чаще всего запрашивают сведения по Трудовому кодексу, о порядке начисления пенсий различным категориям граждан, о налогах, льготах, тонкостях процесса приватизации и сделок с жильем. На некоторые вопросы ответить проще, на другие сложнее. Иной раз приходится затрачивать на поиски нужной информации не один день.

Эффективность работы Центра правовой информации и всего информационно-библиографического отдела обеспечивается за счет высокого профессионализма библиотечных сотрудников. Заведующая отделом Валентина Владимировна Рипун - самый настоящий специалист-поисковик: читатель может быть уверен, что она проверит все закоулки подлунного мира и обязательно найдет нужные ему сведения, если только такая информация где-нибудь имеется. Да и помощницы у нее под стать: Екатерина Шутова, Маргарита Герасимова - все это люди ответственные, нашедшие собственный (можно с полным правом сказать: творческий) подход к, казалось бы, скучной рутинной работе. Назовем и сотрудниц Центра правовой информации: это заведующая Елена Владимировна Снитко и библиограф Светлана Геннадьевна Филиппова.

Есть в ЦБС еще одно подразделение - с названием сложным и вселяющим уважение: «Отдел автоматизированных библи­отечных процессов», которым заведует Нина Васильевна Лапина. От нее фактически зависит стабильное функционирование всей той отлаженной поисковой системы, о которой говорилось выше. Сбой в базе данных - это сбой в работе по нахождению нужной информации. Выручать зовут Нину Васильевну - без нее никак. Кроме того, она - ведущий консультант ЦБС по общению с Интернетом.

«Электронизация» библиотек продолжается. В планах ЦБС - создать большой электронный каталог всех художественных, публицистических и прочих информационных богатств, которые имеются в ее распоряжении, и поместить его в компьютер, чтобы читатель, умеющий обращаться с ПК, имел возможность самостоятельно найти то, что ему в данную минуту требуется. Осенью пробный вариант каталога будет уже готов.

Быть библиотекарем в нынешнее время - это не значит сидеть за конторкой и перебирать читательские формуляры.

Сложившийся веками образ библиотеки как хранилища книг постепенно размывается, а вместе с ним размывается и образ ее верных служительниц. Библиотекарь сегодня - это универсал, досконально разбирающийся в хитросплетениях виртуальных лабиринтов. Поэтому, чтобы освоить эту профессию на современном уровне, среднего (пусть даже специального) образования мало. Более пятидесяти процентов сотрудников городской ЦБС окончили вузы, а вторая половина продолжает учебу в настоящий момент. Вот вам и показатель квалификации.

Но какой бы богатой ни была библиотека и какую высокую квалификацию ни имел бы ее персонал, обойтись без межбиблиотечного партнерства невозможно. В 2003 году Оленегорская ЦБС стала участницей глобального проекта под названием МАРС (межрегиональная аналитическая роспись статей). В нескольких словах это можно объяснить так: библиотеки разных городов, объединившись в корпорацию, помогают друг другу расписывать материалы, опубликованные в периодике. Таким образом (путем взаимовыгодного обмена) расширяется информационное поле и восполняются пробелы.

Использование базы данных МАРС дает возможность получать копии документов из любой библиотеки России и стран СНГ. Еще одна особенность этого проекта - электронная доставка документов (ЭДД). Даже не посещая библиотеки, пользователь может заказать себе необходимый документ и получить его по интернетовским каналам, то есть по электронной почте, прямо на свой компьютер. Поэтому не следует думать, что если библиотека пуста, значит, ее сотрудники бездельничают. К слову, за этим методом работы, когда присутствие пользователя в библиотечных стенах вовсе не обязательно, - будущее. Можно вполне представить себе, что через несколько лет библиотекари будут общаться со своими клиентами исключительно по телефону или по электронной почте. Пугает? Что поделаешь, мы живем в эпоху, когда во всех сферах человеческой деятельности ценится максимальный комфорт и экономия времени.

Проект МАРС существует с 2001 года и в настоящее время объединяет 109 библиотек из 49 городов России, Украины, Беларуси и Казахстана, которые общими усилиями создают сводную базу данных, содержащую полную аналитическую роспись 938 журналов. Число статей, охваченных этой росписью, приближается уже к тремстам тысячам! Любопытно, что в проекте принимают участие, в основном, крупные города: Москва, Минск, Архангельск, Астрахань, Тверь, Уфа, Ярославль, Брянск, Оренбург, Пермь, Ростов-на-Дону... И вот в этой почетной компании оказался наш скромный Оленегорск. Что ни говорите, приятно. Как уже было сказано выше, наш город стоит сейчас в области на наивысшей ступени библиотечного развития. Совсем еще недавно самым «раскрученным» в этом плане считался Североморск, а теперь библиотекари из столицы Северного флота просятся на стажировку к нам. Чем не предмет для гордости?

Со своей стороны, в качестве своеобразной компенсации за участие в МАРСе, Оленегорская библиотечная система обязана сделать грамотную роспись пяти журналов. Но для того, чтобы расписать эти журналы, нужно их сначала выписать. Вот тут-то и начинаются трудности, поскольку из-за хронической нехватки средств библиотеки города вынуждены сокращать подписку до минимума. На июль, например, она будет производиться только на те деньги, которые ЦБС сумела заработать сама, оказывая услуги населению. Увы, на эти средства не разбежишься.

Пусть у читающих эту статью не сложится впечатление, что библиотека сейчас превращается в эдакого электронного монстра, где старые добрые книги будут сиротливо ютиться где-нибудь в подсобках в качестве ностальгического напоминания о недавнем прошлом. Нет - книги никуда не денутся и на их почетные места на открытых всем взглядам библиотечных полках никто не посягает. Но - все течет, все меняется. И наряду со старым, привычным, устоявшимся непременно должно появляться что-то новое. Это называется емким и звучным словом: прогресс.

В завершение и заодно в качестве комментария к сказанному приведем слова Надежды Александровны Малашенко, директора Оленегорской централизованной библиотечной системы:

«Сегодня широко распространено непонимание того, что библиотека это своего рода система кровообращения, что информационное «недоедание» или, того хуже, информационный голод ведут к всеобщей интеллектуальной дистрофии, что отсутствие новых книг, журналов и газет в библиотеках, особенно в муниципальных, чревато деградацией населения, усилением агрессии, увеличением протестной части электората, и это в конечном итоге ставит под угрозу безопасность самой власти».

Будем надеяться, что Оленегорска интеллектуальная деградация не коснется. Только нужно постоянно помнить об этом и не отмахиваться от библиотек как от организаций нерентабельных и потому якобы бесполезных...

Подготовил Святослав ЭЙВЕ.