«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Без расчета на авось

Если позаботишься, так погреет и старушка.


Крещенские морозы северяне пережили, впереди февральские метели, а там и до лета рукой подать. Оленегорцы, слава богу, нынче зимуют в теплых квартирах, перебоев с отоплением не наблюдается. Конечно, рано говорить «гоп», пока не завершится этот сезон, но, поскольку ресурсники в лице «Оленегорских тепловых сетей» уже готовятся к летней страде, поговорить есть о чем. Практика показывает: чем раньше начнешь думать о преобразованиях и предстоящих ремонтах котельной, тем надежнее будет новая зимовка.


Как удается «печку» топить
Российский жилкомхоз - сфера проблемная, и год от года забот только прибавляется. Котельные, особенно в глубинке, не молодеют, зачастую они ровесники своих городов и населенных пунктов. Редко где их кардинально меняют, в основном чинят, обновляют отдельные агрегаты и узлы. «Оленегорские теплосети» работают в строгом режиме: летом готовят «сани», зимой - «телегу».

- В подготовительный период мы стопроцентно сделали все, что было запланировано по ремонтам котельной и теплокоммуникаций. На данный момент случались только незначительные локальные порывы, которые оперативно устранялись, - отмечает Маргарита Ковалева, директор «ОТС». - Летом выполнили капитальный ремонт четвертого котла, без проволочек, в штатном режиме получили паспорт готовности к отопительному сезону. Нормативный запас угля также был создан своевременно.

Маргарита Александровна обозначила лишь «вершки» подготовки к нынешней зиме, мол, дело-то прошлое. Но многие горожане помнят, насколько непросто давалось это благополучие.

- Да, сложно, а порой очень трудно шли поставки угля, им предшествовали долгие переговоры с поставщиком. Нам ощутимо помогало региональное правительство - и участием в переговорах, и, конечно, средствами на приобретение топлива, - признает руководитель.

Можно даже не спрашивать о сложностях взаимоотношений с угольщиками, причина, как говорится, с бородой. Каждый поставщик хочет получать оплату в срок. Долги стали плохой традицией практически для всех ресурсников. Население недоплачивает за потребленные отопление и горячую воду, «Теплосети», в свою очередь, не могут рассчитаться с угольщиками. Ежегодно такая нервотрепка: переговоры, увещевания - и в конце концов поддержка из области спасает ситуацию. Угольный норматив наполняет склады, летние ремонты котельной и сетей обеспечивают надежность работы. В итоге нынче зимуем в тепле.

- Задолженность населения растет. Соответственно, и «ОТС» не может своевременно и в полном объеме рассчитываться с поставщиками угля. Отсюда все проблемы. При этом нас трудно упрекнуть в недостаточной работе с должниками: претензионная деятельность не прекращается, мы принимаем все меры для возврата задолженности, - констатирует Маргарита Ковалева.

Таким образом, ситуация с неплатежами закольцовывается. Как заметил древнегреческий философ, быстроногий Ахиллес никогда не догонит неторопливую черепаху. Но с этими «догонялками» надо как-то жить, отапливать город и уже в январе начинать копить денежки на летние ремонты.

- Ценой огромных усилий мы добились собираемости платежей в 85-87 процентов. Коллеги нас поймут - это очень хороший результат. Но…
Структура долгов меняется
Пауза в рассказе руководителя многое значит. Не первый год я занимаюсь темой коммуналки, и обычно, когда речь заходит о неплатежах населения, то, во-первых, говорится о хитрой экономии вполне обеспеченных людей, дескать, зачем тратить деньги, если квартиру все равно обогреют. Во-вторых, сказывался отток населения, когда люди уезжали, не оплатив услуги ЖКХ, - в квартиру не войдешь, и жильца не найдешь. И только в-третьих значились разные жизненные ситуации, из-за чего часть горожан не оплачивала своевременно квитанции.

Сейчас же на первом месте жители, которым попросту нечем платить по счетам. Бедным семьям не осилить коммуналку. И они перестают это делать. Хлеб надо купить.

- У некоторых людей нет работы, а значит, и дохода. Есть малоимущие, неполные семьи, где женщина одна тянет ребенка, а то и двоих. У кого-то больная мать на руках, сложности со здоровьем. Порой слушаешь истории, которые горожане рассказывают, придя на прием, и плакать хочется. Просят рассрочку на два года, но угольщики не станут столько ждать, - признается Маргарита Александровна. - Плачь не плачь, а нам-то средства на закупку топлива нужны, мы же не можем прощать долги… Хотя людей жалко.

Среди новой категории неплательщиков - продвинутые граждане, которые используют набирающую популярность процедуру банкротства. Ресурсникам от такой моды ни жарко ни холодно. Бумажкой о банкротстве долг собственников жилья в 150-200 тысяч рублей не погасишь, угольщикам не заплатишь.

Поддержка очень кстати
Задолженность поставщику угля из Иркутска со стороны «ОТС» примерно равна долгу населения ресурсникам. Как отметила директор, платежи стали прозрачными с тех пор, как в «ОТС» внедрили расчеты напрямую, минуя управляющие компании.

- Надо признать, раньше мы сомневались, насколько УК «зеркалят» платежи населения нам, но после прокурорской проверки убедились, что утаек нет, - поясняет руководитель.

Стабильный плательщик - Оленегорский ГОК. Ресурсники сразу тратят эти средства на оплату угля. Однако и здесь зреет проблема: потребление пара и горячей воды ГОКом год от года заметно уменьшается. Это реальность, с которой нужно считаться.

- Субсидия на выпадающие доходы от областного правительства помогает справляться с трудностями. Особенно нынче мы чувствуем себя уверенно, несколько раз была оказана финансовая поддержка, нас не оставили один на один с ситуацией, - отмечает директор «ОТС». - Конечно, всякий раз мы предоставляем серьезные расчеты, чтобы получить субсидию. И очень ее ценим.

Ресурсники уже сейчас настроены «готовить сани летом», приступают к закупке материалов. А планы, надо признать, смелые и затратные в реализации: капитально отремонтировать котел № 1, который находится в крайне ненадежном состоянии - и морально устарел, и физический износ на пределе. Его замена почти невозможна. Во-первых, это крайне дорого, во-вторых, займет очень много времени, что недопустимо. К счастью, действуют пока заводы, выпускающие детали и узлы для таких старичков родом из советского времени.

В марте специалисты планируют начать демонтаж котла. Кроме того, предстоит проведение экспертизы промышленной безопасности всего оборудования котельной. Составлены графики, утверждены сроки. Стоит добавить, что коллектив «Теплосетей» отличается стабильностью, здесь люди привыкли трудиться слаженно, на результат. А он того стоит - это зимнее благополучие родного города.

…На дворе лишь конец января, еще будут морозы, еще много времени до весенней капели, но главное, что люди живут в тепле, составы с угольком спешат из Иркутска. Все так, потому что специалисты «Оленегорских теплосетей» знают свое дело, чинят «печку» загодя и никогда не полагаются на авось.