Двадцать первая распахнула свои двери в 69-м году - тридцать лет пролетели, как один миг. Сегодня здесь большой праздник - волнующий, радостный и немного грустный. Сегодня здесь будет много гостей и, наверное, неожиданных встреч, много добрых слов и щемящих душу воспоминаний..
Тогда, три десятилетия назад, школа должна была обслуживать микрорайон, застроенный такими городскими предприятиями, как Оленегорский механический завод и ГОК. Непосредственно в микрорайон школы входили так называемые "исполкомовские дома", где основную часть жильцов составляли семьи работников образования, здравоохранения и культуры. Это изначально определило статус учебного заведения, ориентированный на обучение детей из семей технической (не свойственной основному горнодобывающему городскому профилю) и гуманитарной интеллигенции. В настоящее время большую часть жителей этого микрорайона составляют семьи молодой интеллигенции, что поддерживает высокий уровень заказа на образовательные услуги.
Наш разговор накануне юбилея с Александрой Дмитриевной Ананьевой, директором средней школы № 21.
- Александра Дмитриевна, какие чувства вы испытываете по столь торжественному случаю?
- Чувство радости. Несмотря на такие сложные годы, школа прожила тридцать лет - это возраст. За эти годы было много хорошего. И я считаю, что у нас неплохая школа. У нас хороший педагогический состав. Укомплектована школа полностью, за исключением преподавателей иностранных языков. Очень сильные преподаватели по всем циклам, особенно педагоги начальной школы, математики, русского языка, географии. Радует то, что в школе много разных новаций.
С 1988 года школа работает по углубленному изучению математики, художественно-эстетическому циклу, профессиональному обучению по вычислительной технике и информатике. Накоплен богатый дидактический материал. Учащиеся сдают выпускные экзамены за курсы школы по особым тестам. Осенью 1996 года Областным управлением образования было выдвинуто предложение открыть на базе школы классы с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла и нормативно оформить изменение статуса школы.
Радует меня и то, что в школе сложился дружный, работоспособный коллектив. Средний возраст сорок лет, стаж работы 14-15 лет. Это свидетельство того, что педколлектив находится в самой работоспособной возрастной рамке, а стаж - об отсутствии устоявшегося консерватизма при наличии достаточного опыта.
В школе работают девяносто восемь педагогических работников. Высшее образование имеют 85 человек. Двадцать процентов педагогов закончили Мурманский пединститут. В основном, это те, кто родился и вырос в Оленегорске.
Пятнадцать наших выпускников вернулись в школу уже в качестве педагогов. Это учителя русского языка, физики, математики. Конечно, хотелось бы, чтобы появились "свои" педагоги по иностранным языкам, но пока увы.
- В том, что ученики таким образом возвращаются, отчасти и есть учительское счастье?
- Да. Когда ученики идут по стопам учителя это большая радость и гордость. Выпускники 11-х классов продолжают обучение в самых престижных вузах страны, таких как МГУ, МВГУ им. Баумана, Педагогический университет им. Герцена, Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики, Пензенский политехнический институт, Петрозаводский университет, Санкт-Петербургская академия гражданской авиации и др.
- Вопрос традиционный, но, тем не менее: ученики, например, двадцатилетней давности и сегодняшние - они другие?
- Да, дети другие. Двадцать лет назад они были робкими и послушными, сейчас они более раскованы, более демократичны. С ними интересно работать. От старшеклассников многому учишься и сама. Они всегда неожиданны, что и привлекает. Нужно уметь перестраиваться, иногда - на ходу.
В настоящее время в школе обучается 1200 человек. Сорок четыре класса со средней наполняемостью учащихся в классе 29-30 человек. В последние годы численность учащихся увеличивается.
- Педагогическая наука развивается, учреждения образования должны ей соответствовать. А что присуще только вашей школе?
- Отличительной чертой СШ № 21 всегда являлось и является стремление к внедрению новых форм, методой и приемов работы, использование передового педагогического опыта.
Педагоги начального звена были первыми, кто заинтересовался программой обучения шестилеток; школа оказалась первой, заинтересовавшись и начав внедрять в практику интегрированные уроки: информатика - математика, информатика - русский язык, ИЗО - музыка и др.; учителя русского языка и литературы основного звена первыми в городе использовали в работе учебники Разумовской, Бабайцевой; и др.
- Александра Дмитриевна, вы - директор с восьмилетним стажем, а с чего начинали?
- Начинала работать учителем математики в 15-й школе. Какой из меня получился математик - судить коллегам. Ну, а в том, что я все-таки приобрела опыт в своей работе и первой взяла на себя такую задачу, как углубленное изучение математики, заслуга Валентины Павловны Шишкиной, которая работала в 15-й школе. Спустя десять лет, в семьдесят восьмом, меня пригласили работать завучем сюда, в двадцать первую. Переходить было очень волнительно - ведь здесь работали учителя, которых мы считали асами. Очень тогда боялась - как же я буду контролировать работу таких сильных педагогов. К счастью, большую помощь в этот нелегкий момент мне оказала Валентина Ивановна Мотовилова, завуч школы по административной работе. Я ей очень благодарна, она меня многому научила. Проработала завучем семнадцать лет, а в том, что последние годы работаю директором - заслуга моих коллег.
В праздничный день хочу сказать слова благодарности Евгению Деомидовичу Стрелкову - нашему прежнему директору. Евгений Деомидович замечательный человек, прекрасный руководитель. Это именно он стал инициатором внедрения различных новшеств в нашей школе. И именно он рекомендовал меня в качестве своего преемника. На протяжении всех лет я ощущаю поддержку и помощь моих коллег и завучей по учебной работе Л. Н. Протасовой, М. П. Власихиной, Т. М. Куимовой, Л. В. Смоляковой, Л. В. Соколова. В нашей работе очень важен хороший подбор административных кадров. И у нас есть главное: мы единомышленники.
- Приходилось ли нам разочаровываться?
- В своей работе никогда Мне кажется, моя работа: это моя радость в жизни.
- Кого ждете в гости на юбилей?
- Мы ждем всех тех, кого хотелось бы в этот день видеть у себя - коллег из Управления образования, сотрудников бухгалтерии, ХЭК, которые нам помогают, коллег, директоров. Мы пригласили из области Нинель Витальевну Чудинову, Надежду Петровну Максимову, Людмилу Дмитриевну Рогозину, Анатолия Алексеевича Шошина. Ждем коллег из учреждений дополнительного образования, приглашаем всех людей, которые оказывали помощь школе. Очень надеемся, что все придут.
- Какой бы вы хотели видеть школу к следующему юбилею?
- Хотелось бы видеть школу еще более новаторской. И чтобы в будущем школа стала лицеем или гимназией. Но для этого нужна хорошая смена. И пока наши лучшие специалисты еще не ушли на заслуженный отдых, у молодых есть возможность у них учиться собирать золотые крупицы всего хорошего, что есть.
- В заключение несколько слов ко всем кто учился и не учился в вашей школе, кто подумывает о том, в какую школу отдать ребенка...
- Таким родителям всегда говорила и говорю: огромное вам спасибо, что доверяете своих детей нам. Труд учителей оценят сами родители и дети в процессе учебы. А всем я хочу пожелать доброго здоровья, творческих успехов, поменьше стрессов, пусть будут покой и семейное тепло.
Записала Ольга ВЕНСПИ.
Поздравляем юбиляров!
Валентину Борисовну Кашину, Валентину Ивановну Мотовилову, Евгению Степановну Головчанскую, Тамару Петровну Куликову, Александру Александровну Васильеву, Людмилу Васильевну Евстафьев, Валентину Васильевну Бутузову - три десятилетия прошло с тех пор, как они начали свою трудовую деятельность учителями в средней школе № 21. Они всегда доброжелательно помогают детям учиться с полной отдачей, преодолевать неуверенность в себе. Опытные учителя, они добиваются, чтобы дети не уходили с уроков без волнующего переживания радости успеха, радости труда. Вот почему знания у их воспитанников глубоки и осознанны. Многие их ученики - участники городских и областных олимпиад. Свои уроки педагоги умело увязывают с жизнью, и поэтому они оказывают большое воспитательное воздействие на учащихся, вырабатывают у них активную жизненную позицию. Каждому ученику они отдают частицу своего горячего сердца, обязательно помогут добрым словом, советом, делом.
Всем вам доброго здоровья, дальнейших творческих успехов на трудной, но благородной учительской дороге.
Коллеги, школа № 21.