«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Весь мир на кончике кисти

По инициативе мексиканского художника Альфредо Гуати Рохо 23 ноября 1991 года был учрежден Международный день акварели. Сейчас, 30 лет спустя, благодаря популяризации этого вида живописи мастера кисти по-новому смотрят на акварельные краски, которые сравнительно недавно считались подходящими лишь для детских рисунков.

- Акварель привлекает живописцев прозрачностью и тем, что она многогранна, - рассказывает преподаватель художественной школы Светлана Васильева. - Когда вы накладываете один цвет на другой, нижний должен проступать через верхний.
В написании своих картин ученица художественной школы Анастасия Рыжкова использует метод рисования акварели «по-сухому». Эта техника живописи на сухом листе позволяет создавать картину с перерывами, дописывая детали и создавая глубину цвета. В её основе лежит принцип лессировки - когда каждый последующий слой наносится после высыхания предыдущего. При этом важно, чтобы мазки были легкими.
- Техника «по-сухому» для меня проще: легче делать переходы, красиво и неповторимо растекаются краски, - делится с нами девушка.
Однако большую прозрачность и легкость при написании акварели можно получить в технике алла прима, при которой картина пишется сразу, то есть «по-мокрому».
Этот эффект достигается за счет полного смачивания бумаги и нанесения цвета, пока лист не высох. Конечно же, нужно работать быстро и точно, что требует определенного опыта и сноровки, ведь завершить картину необходимо за один подход, а значит, исправить ошибки не получится.

- Акварельные краски очень любят воду: писать с водой, рисовать «по-мокрому», ведь aqua - это вода - комментирует Светлана Васильева.
Нетрудно догадаться, что для данного вида живописи нужна специальная бумага: более плотная и пористая. Помимо традиционного набора инструментов для рисования акварелью, существуют специальные приспособления, которыми наносят различные «спецэффекты»: процарапывания и маскировки. Кроме того, чтобы добавить картине оригинальности, можно использовать обычную соль, птичьи перья и даже сухие травы.
Благодаря широкой цветовой палитре и множеству техник рисования художники-акварелисты при написании картин не ограничены в выборе жанров. Натюрморты, портреты, пейзажи - возможно все. Вот почему популярность «легкой и воздушной» живописи растет.


В Москве более 20 лет работает Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Около 160 картин Сергея Николаевича и его выпускников украшают коридоры Сенатского дворца в Кремле. Кроме обучения этому виду живописи, школа организовывает выставки и мастер-классы по всему миру. Один из них педагоги Академии акварели провели для преподавателей и учеников художественной школы в Оленегорске.
Конечно, каждый художник и просто любитель рисовать выбирает тот вид живописи, который помогает ему раскрыться и отображает внутренний мир. И акварель в этом выборе сегодня уже не считается искусством «второго сорта».

Марина Листровая.
Фото автора и из личного архива Светланы Васильевой.