Семнадцатого мая в оленегорской вечерней школе был проведен традиционный День открытых дверей. Такие мероприятия, как правило, всегда вызывают неизменный интерес у горожан. Вот и в это раз гостями школы стали оленегорцы, подумывающие о том, не продолжить ли здесь свое образование. Им показали учебные классы, познакомили с учителями, рассказали о школе и принципах ее работы, ответили на поступившие вопросы. И, кто знает, может быть, действительно, кто-то из них - учеников потенциальных - станет учеником настоящим уже этой осенью? А еще этот День открытых дверей стал поводом поговорить об успехах и проблемах вечерки.
Итак, как показывает практика, рассказала заместитель директора по учебной работе МОУ ОСОШ № 3 города Оленегорска Светлана Александровна Ильющиц, начиная с 2002-го года констатирован рост числа обучающихся и сейчас здесь их сто шестьдесят человек (как типовое здание школа рассчитана на двести). Преобладают совершеннолетние ученики. Самому старшему из набора минувшего учебного года сорок лет. Этот факт можно вполне считать показательным - те, кто в силу разных причин не смогли получить образование прежде, своевременно, имеют такую возможность; и если уж человек в сорок лет решается сесть за школьную парту, значит, у него есть потребность повысить свой образовательный и культурный уровень, уровень профессионального мастерства. Рост востребованности образования, которое можно получить в вечерней школе, налицо. Среди ее учеников есть работники Оленегорского механического завода, Оленегорского горно-обогатительного комбината, железной дороги, завода «Стройдеталь». Рост числа учащихся вечерней школы происходит, в основном, за счет прихода учащихся прошлых лет, имеющих основное образование.
И вот на этом моменте нужно остановиться подробнее, поскольку существует довольно серьезная проблема, оказывающая влияние на показатели результативности работы вечерней школы, главным из которых для всей нынешней системы образования является единый государственный экзамен. «Мы поставлены в неравные условия с обычной школой, - считает С. Ильющиц. - Ведь на ЕГЭ в 4-й школе за партами с сегодняшними обучающимися будут сидеть наши ученики, некоторые из которых имеют десяти-пятнадцатилетний перерыв в получении образования. На самом деле это большой психологический стресс для взрослого человека и с точки зрения качества имеющихся знаний, и с точки зрения возраста. Преодолеть этот стресс весьма непросто, да и не у всех может получиться. Более того, не буду скрывать, что при наличии желания продолжить учебу в вечерней школе, многие из наших потенциальных учеников, принимая во внимание именно фактор такого психологического стресса, задумываются - идти или нет в нашу школу, чтобы учиться дальше». Есть и другие сложности: например, предметы не набирают нужного количества часов в неделю. Учебный план в группах рассчитан на двенадцать часов в неделю по всем образовательным предметам. Работают педагоги на основе учебников общеобразовательных школ, то есть сначала темы приходится адаптировать, а потом уже проводить занятия. Но несмотря ни на что они стараются идти в ногу с требованиями современного образовательного процесса и, исходя из возможностей, совершенствуют свое профессиональной мастерство и методы работы.
Со своей стороны коллектив открытой сменной общеобразовательной школы № 3 во главе с директором Раисой Георгиевной Тактаровой делает все для того, чтобы обеспечить качественный учебный процесс, предоставляя гражданам Российской Федерации любого возраста возможность получить основное и среднее (полное) образование. Школа идет навстречу всем в его рациональной организации, стараясь помочь своим ученикам в любых ситуациях. Здесь выработана уникальная возможность изменять условия обучения соответственно требованиям жизни, при этом в системе образования школа прежде всего выполняет компенсаторную и адаптирующую функции; создает возможность, позволяющую молодежи, не нашедшей себя в массовой образовательной школе, избрать свой персональный образовательный «маршрут»; помогает ученику выстроить оптимальную образовательную траекторию, учитывая социальное и семейное положение, состояние здоровья и место проживания; в школе существует гибкое дифференцированное обучение подростков и молодежи, которое создает почву для последующего обучения и осознанного выбора профессии, помогает молодым людям адаптироваться к взрослой жизни. «Мы стараемся никого не упустить, сохранить всех и каждого - и для школы, и для общества», - сделала акцент Светлана Александровна.
Информация для тех, кто давно сюда не заглядывал: да, фасад вечерки не впечатляет и давно требует ремонта, но благодаря президентской программе кабинеты в ней современно оснащены, что принципиально важно для качественного образования, и ни в чем не уступают кабинетам массовой школы. Здесь можно учиться очно, заочно и экстерном. Но пребывание в школе не ограничивается только пребыванием на уроках. Здесь с успехом проводятся многочисленные традиционные праздники и мероприятия - такие, как День знаний, День самоуправления, День святого Валентина, конкурсы «Ученик года» и «Класс года», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны… Здесь уделяют много внимания созданию доброжелательной и комфортной обстановки для всех и творчески подходят к реализации любой идеи. Вот, к слову, конкурс провели, и теперь у вечерки будет даже свой герб! Кстати, иногда на традиционных встречах выпускников здесь можно встретить и некоторых известных людей Оленегорска, так что вечерняя для человека целеустремленного тоже может быть хорошим стартом в жизни.
«Наши выпускники любят возвращаться в школу. Изредка они пишут нам письма, присылают открытки. Они пишут о том, как складываются их судьбы. Кто-то продолжает учебу в вузах, кто-то продолжает работать на наших предприятиях - по большому счету мы ведь работаем на город... И приятно сознавать, что в их жизненных успехах есть и частица нашего труда», - сказала в заключение С. Ильющиц. В этом году одну из старейших школ Оленегорска закончит пятьдесят один учащийся. В прежние - далекие - годы выпускали до двухсот человек. С 2000-го по 2008-й наблюдается рост числа выпускников: соответственно с тридцати девяти до упомянутых пятидесяти одного. И это тоже показатель, пусть небольшой, но все-таки. Кстати, на прощание выпускники вечерки по традиции адресуют своим учителям пожелания - они похожи, поэтому процитируем лишь некоторые. В целом же, все они заставляют еще раз задуматься о том, как важно встретить в жизни настоящего человека и настоящего учителя.