«Оленегорск: Люди. События. Факты»

В память о первом учителе, о нашем Саныче

Да, так привычно ученики называли в школе Александра Леонидовича.


Кто для нас Саныч? Это наш первый учитель по физическому воспитанию - че­ловек, который со дня основания в 1962 году школы № 15 начинал работу в ней и с тех пор имел только одну запись в трудовой книжке. Мы, первоклассники - первые уче­ники этой школы-новостройки, с уважением смотрели на атлетически сложенного и про­сто красивого человека. Александр Леони­дович Шевнин был словно человек с плака­тов, призывавших нас в то время к активно­му образу жизни. Горестно думать, что очень рано ушел из жизни хороший спортивный работник, специалист своего дела, воспита­тель, педагог. Но он оставил заметный, доб­рый след в своих воспитанниках, многие из которых, как он, стали тренерами, физкуль­турными работниками, активистами здоро­вого образа жизни в нашем Оленегорске. И все они стали хорошими людьми.

Ни одна профессия не привлекает к себе столько внимания, как профессия учителя. О ней говорят с благодарностью и разоча­рованием, с горечью сожаления и с радост­ным удивлением. Ведь родители восприни­мают учителя не только умом, но и сердцем.

В этом состоит специфическая осо­бенность его рабо­ты: его постоянно оценивают окружа­ющие. Но оценить сложность данной профессии может далеко не каждый, тем более "крити­ков и знатоков" в нынешнее время развелось немало. Да и сами учителя относятся к своей работе по-разному. У одних отношения с детьми складыва­ются трудно, путем преодоления мно­гочисленных конф­ликтов, у других ра­дость от общения с детьми порой сме­няется глубоким разочарованием в выбранной профессии, а есть и те, кто, придя в школу, забывают обо всех личных заботах, неприятностях и с удовольствием окунаются в атмосферу школьной жизни. Про таких говорят, что они живут школой, общением с учениками, они увлечены делом.

Как бывший его ученик, а теперь колле­га, могу заявить, что одним из таких людей был преподаватель физического воспита­ния Александр Леонидович Шевнин. Поми­мо основной работы, он был хорошим тре­нером, любил свою работу и полностью себя ей отдавал, не считаясь ни со време­нем, ни с личными материальными затра­тами для "чужих" детей, пришедших зани­маться к нему в секцию. В детском спорте все держалось и держится до сих пор толь­ко на отдельных личностях, и детям везло, если на их пути встречался такой человек - отзывчивый товарищ и просто порядоч­ный человек. Через одних учителей по жиз­ни проходит немалое число мастеров спорта, чемпионов, тех, кто посвятил свою жизнь тренерской работе или пошел по их стопам. Ученики других не добивались вы­дающихся успехов, но уроки физической культуры остались для них светлыми воспоминаниями о школьной жизни. Спортив­ный зал становился тем местом, где фор­мировалось мировоззрение. Именно там за­рождалось их спортивное будущее. Третий сумел приобщить детей к активной деятель­ности. Научил играть в спортивные игры, ходить на лыжах и кататься с гор. После школы у его учеников остаются навыки и умения, которые они с удовольствием де­монстрируют впоследствии, привлекая к за­нятиям уже окружающих и членов своих се­мей. У Александра Леонидовича получалось успешно работать во всех этих направлени­ях, и он растил здоровое, крепкое и жизне­радостное поколение.

Школа - не просто место работы. Здесь происходит формирование личности. Не только ученика, но и учителя. Десятки глаз, устремленных на него, ежедневно наблюда­ют, оценивают, требуют... Они заставляют учителя смотреть на себя, анализировать собственные поступки, сравнивать резуль­таты труда. Вряд ли кто при этом не захочет стать лучше, профессиональнее. Работа Александра Леонидовича была всегда на виду и в специальной оценке не нуждалась. Он всегда был авторитетным человеком, был всегда в форме и действующим «От­личником ГТО». Его отличала своя методи­ка обучения: по принципу - "делай, как я". А человек он был по природе добрый и не­равнодушный. В спорте со своими ученика­ми он был счастлив и чувствовал свою не­обходимость. Ему везло на способных уче­ников - спортсменов, которые разъехались по всей стране, да и в Оленегорске их жи­вет немало. Они утверждают, что любовь к спорту и их достижения в нем появились благодаря Санычу.

Понимая, что отношение учащихся к фи­зическому воспитанию и спорту зависит от того, как проходят уроки, А. Л. Шевнин сде­лал урок главной структурной единицей в системе физического воспитания в школе. Большой педагогический опыт, высокий уро­вень профессиональной подготовки делали его уроки по-настоящему интересными, чет­ко организованными и целенаправленными. На уроке в поле зрения находился каждый ученик, занятия завершались кратким анали­зом результатов, успехов или неудач, каждый знал динамику роста своих результатов. Опытный педагог относится к каждому своему воспитаннику внимательно - независи­мо от его способностей. Даже физически сла­бого ребенка он умеет убедить в необходи­мости систематических занятий физической культурой и спортом, вселить в него веру в свои силы, помочь преодолеть психологичес­кий барьер неуверенности. А это самое важ­ное в работе учителя.

При постоянной поддержке всего педа­гогического коллектива, с помощью родите­лей и вместе с учащимися А. Шевнин создал при школе своего рода комбинат здоровья, придавал большое значение организации и проведению разноплановой спортивно-мас­совой работы, которая была невозможна без самих учеников, их инициативы. В школе си­стематически проводились спортивные праздники, вечера, массовые соревнования по программе многоборья ГТО, лыжные состязания, кроссы, традиционные эстафе­ты, "Веселые старты" для младших школь­ников. В дни здоровья и спорта на старт выходили все учителя и учащиеся, не оста­вались в стороне родители учащихся и шефы. Александр Леонидович Шевнин был отмечен многими наградами и одна из них - значок "Отличник просвещения".

Я неоднократно говорю: был, был, был... Да - он был, и смерть настигла его на пике активной жизнедеятельности. Он ушел из жизни словно пример того, как нужно встре­чать зрелый возраст, и многие его ученики, прочитав эту статью, вспомнят своего неуто­мимого Саныча. Много проблем того време­ни он брал на себя, и только ему они были по плечу, и только ему было суждено их ре­шить. Уверен, что выбор профессии у него не был случайным, он был предначертан судьбой. И счастливы те, кому в период сво­ей высокой работоспособности он повстре­чался на пути.

Слишком сильна боль, слишком велика потеря. Все, кто знал нашего Саныча, глубо­ко скорбят по поводу его кончины. Уверен, что выражу мнение и спортивной обществен­ности города, и его воспитанников по поводу преждевременного ухода из жизни Шевнина Александра Леонидовича. Приносим искрен­ние соболезнования родным и близким. Свет­лая память о нем останется навсегда в серд­цах учеников, коллег и друзей.


М. Булычев, директор спортивной школы