«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Теория и практика, или Мир Осацких

“Радуйся, будет у тебя красная роза.
Я создам ее из звуков моей песни при лунном сиянии и обагрю ее горячей кровью своего сердца.
В награду я прошу у тебя одного: будь верен своей любви... ”
О. Уайльд, “Соловей и роза ”.


Есть люди, даже единственная встреча с которыми навсегда оставляет след в душе Испытанное потрясение от общения с ними жизнь со временем притупляет, и, как это обычно бывает, мы можем долго о них не вспоминать, будучи разъединенными километрами, делами, судьбами — чем угодно. Но услужливая и рациональная память словно бросает нам спасательный круг, когда среди суеты вдруг приходится решать глобальные и принципиальные вопросы, когда среди обломков перечеркнутого прошлого и рухнувшего настоящего приходится судорожно искать точку опоры — появляются они, однажды встретившиеся нам на пути люди. Они принимают в нас участие, сами не ведая того. Потому что каждый из них личность, а ее влияние бесспорно — в любых масштабах. И это не только и даже не столько право, сколько закономерность. Какими бы мы были сегодня, если бы не стремились к высотам? Простые вопросы, что такое хорошо и что такое плохо на веки вечные останутся простыми, однако каждый на них должен ответить все-таки сам. Ну, а сквозь призму личности всегда отчетливее проступает суть.

Для Нины Анатольевны и Сергея Яковлевича Осацких ушедший двухтысячный стал трижды знаменательным. Прежде всего, они отметили юбилейные дни рождения — каждый свой, а третий юбилей у них общий — тридцатипятилетие жизни в Оленегорске и, поскольку работа у них не работа, а жизнь, — тридцатипятилетие жизни в Детской музыкальной школе, где оба педагога пользуются заслуженным уважением коллег, родителей и учеников — у последних, кстати, непререкаемым авторитетом. Он же, как известно, не появляется на пустом месте — он зиждется все на тех же личностных качествах.

Вспоминаются слова Нины Анатольевны из нашего первого, двухгодичной давности разговора: «Перед ними (учениками), как на рентгене...» Вот она — точка отсчета, она же — точка опоры в преподавательской творческой деятельности. Предельнейшая требовательность к себе. Педагог должен быть безупречен — только тогда он имеет моральное право быть так же требователен к ученику. И никаких компромиссов. Капризы — за стенами класса. В классе — ежедневная кропотливая работа с полной самоотдачей: с обеих сторон. К ученикам осмысленное понимание этой преподавательской установки приходит гораздо позднее, когда наступает пора уходить из-под “крыла” музыкальной школы в большую жизнь — их, прошедших уроки Осацких, всегда отличают дисциплинированность и добросовестное отношение к делу, каким бы ни был избранный ими путь. Кстати, некоторые из ребят впоследствии занимаются музыкой уже профессионально — за двадцать один год существования хорового отделения Н. Осацкая, преподаватель хора и хоровых дисциплин, выпустила около двухсот учащихся, тридцать из них продолжили образование в музыкальных училищах и консерватории Петрозаводска и Мурманска. Сергей Яковлевич также воспитал не одно поколение музыкантов, а кое-кто из бывших учеников — Г. Гусева, О. Будыкина, уже стали его коллегами. Это ли не предмет гордости и тайных мечтаний каждого учителя? И прежде всего учителей мурманского музыкального училища, для которых в свое время сами Осацкие были надеждой на продолжение. Спустя четыре десятилетия с благодарностью вспоминают о них Нина Анатольевич и Сергей Яковлевич. Навсегда остались в памяти Нины Анатольевны годы учебы в Казанской государственной консерватории и имена профессора Семена Абрамовича Казачкова, доцентов Ирины Евгеньевны Тихоновой Ольги Борисовны Говоровой, Юлдус Нанивны Исамбет. Так что, вполне можно говорить о преемственности лучших традиций классического музыкального образования. С полным основанием можно считать, что Оленегорску повезло с педагогами.
За долгие годы преподавания накоплен богатейший опыт, из которого Н. Осацкая не делает секрета — он давно стал достоянием коллег в области, получив безоговорочное признание. Неоднократно она представляла его на областных курсах повышения квалификации педагогов хорового пения, давала открытые уроки по чтению хоровых партитур, вокалу, хоровые репетиции.


Успехи, которыми славен хор Нины Анатольевны, хорошо известны за пределами города. Его популярность несомненна. В 1989 году воспитанники Н. Осацкой принимали участие во Всесоюзном телевизионном конкурсе “Хор плюс мы”, где заняли четвертое место и выступали в заключительном концерте в Москве. Ежегодно хор участвует в фестивале хоровой музыки “Звонкий май”, исполняет концерты духовной музыки — один из них состоялся в Свято-Вознесенском соборе г. Мончегорска; по сложившейся традиции приглашает на отчетные концерты всех горожан-любителей музыки, что, кстати, весьма существенно для небольшого города, в котором нет другой возможности приобщаться к высокому искусству и развивать культурный уровень. Репертуар хора отличается виртуозной отточенностью исполнения и, как правило, повышенной сложностью произведений — это всегда отмечали и отмечают специалисты, что в свою очередь подтверждает профессионализм педагога, его целеустремленность, тонкий вкус и ответственность. Очевидно, что особую гордость за хоровиков, представляющих город, должен вызывать факт сотрудничества с мурманскими композиторами Г. А. Каликиным, В. А. Поповым, А. Н. Лялиным, А. С. Ермоловым, Е. И. Чугуновым, которые посвящали хору свои сочинения, делали студийные записи произведений, приглашали коллектив для участия в творческих вечерах. Кроме того, хор принимал участие в съездах композиторов Союза ССР и России Концерты на площадках родного города всегда не только приятны, важны, но и особенно ответственны. Неоднократно ребята выступали перед иностранными делегациями. К слову, шведские гости были настолько восхищены совершенством исполнения, что записали выступление хора и дуэта Ольги и Светланы Юрченко на “Радио Норботтен". И было бы совершенно несправедливо не сказать о творческом содружестве с мурманским радио и телевидением, где А. С. Ермолов, музыкальный редактор, сделал очень много записей, одну из последних — весной 2000 года: цикл детских песен собственного сочинения, который исполнили младшие учащиеся хорового отделения. Пять лет назад Нина Анатольевна побывала в творческой командировке в Швеции — две ее ученицы Юлия Калашян и Христина Добродомова пользовались большим успехом у шведской публики. Все достижения педагога и хора по праву разделяют бес-сменный концертмейстер Ф. Н. Трошина и звукорежиссер Л. С. Ефремов.

Воспитанники Сергея Яковлевича также всегда поддерживали реноме, занимая призовые места в фестивалях и конкурсах. Впрочем, места — это лишь атрибут, причем, не всегда объективный, хотя и почетный, и приятный. Речь о гораздо большем, о том, что являет эквивалент того или иного успеха и всегда находится в тени — ежедневный труд, бесконечное терпение и внутренняя свобода. Когда все это есть, случается вдохновение — вот и вся цепочка побед. Очень просто. Только простота эта — кажущаяся. Еще прибавьте мучительный творческий поиск и станет совсем несладко. Самоотверженный труд, одержимость и любовь — возможно, это и есть те самые три кита, на которых держится мир Осацких, три с половиной десятилетия назад приехавших в Оленегорск по распределению. Много воды утекло с тех пор. Много пройдено трудностей. Все преодолели. Город стал родным еще и потому, что здесь родился сын. И, наверное, им самим иногда не верится в то, как быстро пролетели годы. Секрета же опять-таки нет: так бывает, когда люди заняты своим делом и им некогда размениваться на пустяки. В 1993 году Н. Осацкой было присвоено почетное звание Заслуженного работника культуры Российской Федерации, она награждена медалью "Ветеран труда”, ей вручены девять почетных грамот управления и отдела культуры города, в трудовую книжку внесены десять благодарностей. Осацкие — личности разносторонние, и их деятельность не ограничивается рамками профессии.


Они участвуют в общественной жизни города. Нина Анатольевна на протяжении многих лет самым активным образом содействовала становлению художественной самодеятельности Оленегорска. Очевидно, многие горожане старшего поколения помнят "Оленегорочку” 60-х и ее обаятельную солистку — Нину Анатольевну. Тогда, кстати, коллектив увидела вся страна — в конце 60-х в Оленегорск приезжала съемочная группа Центрального телевидения во главе с А. Масляковым — знаменитым ведущим популярной тогда передачи “Алло, мы ищем таланты!”.


Много внимания уделяла Н. Осацкая воспитанникам детского дома “Огонек”, готовила их к поступлению в музыкальную школу и дети всегда тянулись к ней, открываясь на искренность и душевную теплоту. Находится в семье время и на спорт: С. Осацкий — теннисист с большим стажем и игра с ним всегда доставляет радость и удовольствие партнерам по настольному теннису. С. Я. Осацкий с 1991 года работает завучем ДМШ, много лет руководил народным отделением и, как сказали коллеги, поныне является его душой; и что особенно важно — пользуется доверием педагогического коллектива.
Говорят, что два творческих человека в семье — перебор. Это теория, причем, ложная: доказательством тому, многолетний семейный и творческий союз Осацких Это практика. И немудрено, что они вместе, поскольку оба — старой закалки. Из той породы людей, для которых априори — честность, преданность и порядочность. И очень неожиданно было услышать от педагогов школы: “Таких мало осталось”. Добавить, в общем-то, нечего. Хотя, нет: возвращаясь к началу — только одно: спотыкаясь о будни, вспоминаешь именно та-ких людей. Потому что точно знаешь — можно жить на высокой ноте. Сама по себе она — всего лишь знак, но не нужно профессионально разбираться в музыке, чтобы понимать — высокой ноту делает нерв. А нерв, он без фальши.

Ольга ВЕНСПИ.