«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Совет депутатов: подводя итоги

В этом году истекает срок полномочий городского Совета депутатов четвертого созыва. Подвести итоги работы депутатского корпуса, рассказать об основных аспектах деятельности и ключевых решениях мы попросили председателя Совета депутатов г. Оленегорска Михаила Васильевича ПАДЕРИНА.


— Михаил Васильевич, какие направления в работе Совета депутатов были приоритетными за эти четыре года?
— Наверное, нельзя однозначно сказать, что те или иные направления оказались в приоритете — Совет призван всесторонне представлять интересы населения путем принятия решений по наиболее принципиальным вопросам. Сама жизнь расставила приоритеты, сместив акценты в пользу ЖКХ, дорожного хозяйства, установки освещения, строительства детских площадок, борьбы с городскими свалками. Большая работа была проделана по приведению административных документов в соответствие с федеральными и областными законами, чтобы исключить возможность возникновения казусов, противоречий.
Среди принятых решений можете выделить наиболее важные, которые нашли отражение в социально-экономической жизни города?
— Всего за время деятельности Совета четвертого созыва были приняты триста двенадцать решений, однако я понимаю, что это не самый адекватный показатель эффективности работы. Гораздо более важна качественная сторона вопроса. Депутатами четвертого созыва были приняты: Программа социально-экономического развития муниципального образования, Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, утверждены генеральный план городского округа, Правила благоустройства, Правила землепользования и застройки. Таким образом, была сформирована нормативно-правовая база, необходимая для функционирования экономики и социальной сферы в современных условиях.
Одним из ключевых стало решение о создании Контрольно-счетной палаты — постоянно действующего органа внешнего муниципального финансового контроля. КСП подотчетна Совету депутатов, но не подконтрольна. Ее основная задача — проверять финансовую деятельность Совета депутатов, администрации, муниципальных учреждений. Вокруг организации КСП было много споров, не раз откладывали принятие проекта из-за дорогого финансирования, но в конечном итоге было решено создать Контрольно-счетную палату, которая функционирует с ноября прошлого года. Такой орган определенно нужен, поскольку позволяет удостовериться в том, что бюджетные средства расходуются по назначению, делают систему более прозрачной.
Тема номер один в городе — жилищно-коммунальное хозяйство. Каким образом депутаты могут воздействовать на работу управляющих компаний?
— У нас есть возможность направлять письма в адрес управляющих компаний, встречаться непосредственно с представителями УК, созывать совещания, беседовать, выстраивать отношения с руководством на личном уважении друг к другу. Но часто даже структуры, обладающие полномочиями, не способны воздействовать на недобросовестные управляющие компании. Я считаю, и меня никто не переубедит в обратном: в муниципалитете должна быть хотя бы одна подконтрольная администрации города управляющая компания, которая обязана декларировать свои доходы и обнародовать информацию о доходах сотрудников, чью финансовую деятельность проверяла бы Контрольно-счетная палата, прокуратура и другие над-зорные органы. И тогда уже с администрации города можно требовать ответ за плохую работу этой компании. Серьезным стимулом для повышения качества работы УК могла бы стать выдача патентов для этих управляющих организаций, допустим, сроком на три года с правом/без права пролонгации: то есть, если компания работает хорошо, патент продлевается; если же за время работы поступали многочисленные жалобы и не устранялись замечания, патент не выдается и данная компания вынуждена покинуть городской рынок жилищно-коммунальных услуг.
Многие наши читатели заинтересовались строительством общегородской детской игровой площадки. Расскажите подробнее об этом проекте.
— Действительно, родилась такая инициатива. Сейчас обсуждается вопрос о выборе места под застройку. Кстати, если у жителей есть идеи — пожалуйста: обращайтесь в Совет, предлагайте свои варианты. Рассматривали площадку напротив двадцать пятого магазина — на горке, где зимой стоит новогодняя елка. Но в связи с тем, что там проходит участок тепло-трассы, расположено много подземных коммуникаций, протянут силовой кабель, мы отказались от этого варианта. Обратили внимание на площадку возле «Квадрата», однако она находится во дворе и из-за девятиэтажек плохо освещается солнцем, долго снег не тает — даже такой нюанс принимали в расчет. Возможно, игровой комплекс будет установлен на Строи-тельной, 30 «В», но в этом случае придется переносить футбольное поле. Пока вопрос остается открытым. Мы готовы рассмотреть предложения оленегорцев.
Требований к месторасположению площадки сразу несколько. Во-первых, желательно, чтобы это был центр города, куда удобно добраться из любого района. Во- вторых, необходим участок, удаленный от дорог. В-третьих, условия должны позволять беспроблемно провести необходимые коммуникации, оборудовать комплекс освещением и видеокамерами. Наконец, необходимо не задеть ничью территорию. Плюс ко всему актуальным остается вопрос финансирования: по приблизительным подсчетам, такая площадка обойдется в восемь-десять миллионов рублей. Поэтому логичным видится привлечение к участию в проекте не только администрации, но и предпринимателей, организаций города.
Что касается того, как будет выглядеть будущий детский комплекс: администрация предлагает построить площадку наподобие тех, что уже имеются в городе, только в увеличенном масштабе — выложенную тротуарной плиткой, со скамейками, освещением... Но лично мне хотелось бы, чтобы она была нестандартной — существует множество оригинальных решений в оформлении экстерьера.
В нашей стране законодательство часто претерпевает значительные изменения, не создает ли это трудностей в работе Совета депутатов?
— Действительно, нормативно-правовая база меняется регулярно. Юристы едва успевают отслеживать последние изменения, а депутатам тем более сложно поспевать за динамикой развития российского законодательства. Наверное, если бы мы работали, как в областной Думе — на освобожденной основе, то на изучение нормативных актов оставалось бы больше времени. Однако замечу, что в депутаты баллотируются люди умные, образованные и главное — желающие работать. Все от человека зависит: надо изначально понимать специфику работы депутата, которая требует специальных знаний, умения ориентироваться в меняющемся законодательстве.
Какие постоянные комиссии действуют при Совете депутатов?
— На сегодняшний день таких структур четыре: комиссия по социальной политике, которую возглавляет Оксана Анатольевна Скворцова, комиссия по вопросам городского хозяйства под председательством Николая Константиновича Молодцова, комиссия по вопросам предпринимательства, малого и среднего бизнеса, возглавляемая Наталией Васильевной Сафроновой и бюджетная комиссия, заместителем председателя которой является Любовь Кондратьевна Васильева. Поскольку практически все вопросы, рассматриваемые депутатами, имеют финансовую подоплеку, особое место в Совете отведено именно бюджетной комиссии, которая, на мой взгляд, отработала слаженно, тщательно прорабатывались все проекты решений.
Для Совета депутатов как представительного органа местного самоуправления крайне важна «обратная связь» с населением. Как ведется работа по обращениям граждан?
— Совет депутатов — это та инстанция, куда люди могут обратиться, если не находят понимания в своих вопросах или им отказано в помощи при решении проблем. Поэтому мы всегда готовы рассмотреть обращения и при необходимости переадресовать их в соответствующие службы. Лично ко мне за четыре года поступило девяносто два обращения — разнообразных по проблематике, но в основной массе касающихся вопросов ЖКХ. Ни один запрос не оставлен без внимания, другое дело — можно решить проблему или нет. Сейчас совместно с общественной группой по рассмотрению вопросов в жилищно-коммунальной сфере отрабатываем обращения граждан по купонам информационного бюллетеня «ЖКХ под контроль!».
Каковы итоги деятельности Совета? Как оцениваете работу нынешнего депутатского состава?
— Затрудняюсь давать оценку своей работе и работе моих коллег, потому что для меня это первый созыв и нет возможности с чем-либо сравнить, разве что с деятельностью областной Думы или Советов депутатов в других муниципалитетах. Но это будет не совсем корректно, поскольку там работают депутаты на освобожденной основе. Пожалуй, в области нет ни одного муниципального образования, за исключением Оленегорска, где бы не работали «освобожденные» депутаты, будь то председатели, заместители председателей или иные избранники. Поэтому если кто-то из состава нашего Совета не всегда мог присутствовать на заседаниях, тому было разумное объяснение — большая занятость на основном месте работы.
И все же, на мой взгляд, в этом созыве собрались люди неравнодушные. Активно участвовали в жизни города: не далее как в прошлом году проводили субботник в сквере по проспекту Ветеранов, устанавливали скамейки вблизи озера Банное, по инициативе народных избранников на вокзале оборудована стоянка под автотранспорт. Действовали в интересах горожан. Стремились сдерживать рост цен на ряд муниципальных услуг. Так, на протяжении нескольких лет удается сохранить на минимальном уровне цены на услуги учебно-спортивного центра: посещение бассейна, массовое катание на коньках. Считаю, спорт должен быть доступным для детей и взрослых. В целом, работали продуктивно. Заседания Совета проходили в рабочем, интенсивном порядке — много дискутировали, но никогда не переходили рамки дозволенного.
Осенью горожане будут избирать новый созыв депутатов городского Совета. Скажутся ли на процедуре проведения предстоящих выборов изменения и дополнения, внесенные в Устав муниципального образования в этом году?
— Отнюдь. Сократив число депутатов с двадцати до девятнадцати, мы отказались от выборов по партийным спискам, сохранив прежнюю, мажоритарную, систему. На мой взгляд, правильное решение — надо голосовать за личность, и пусть каждый кандидат бьется за своего избирателя, доказывает, что он достоин представлять интересы народа. Необходимо также отметить, что численность населения снизилась — составляет менее тридцати тысяч человек, поэтому большинство пришли к выводу, что на одного человека нужно уменьшить депутатский корпус. Таким образом, изменится только «нарезка» избирательных округов — их станет девятнадцать.
Что лично для себя вынесли за годы деятельности в качестве народного избранника?
— Я проработал в статусе депутата четыре года и приобрел бесценный опыт, который не купишь за деньги. Этому не учат в университетах. Удивляюсь, почему среди депутатов так мало молодежи — хотелось бы видеть в рядах народных избранников больше молодых людей, тогда работа велась бы еще энергичнее.

Алена ШТЕПЕНКО.
Фото К. Татаринцева.