«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Сохраним здоровье детям

Девятого апреля в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №6 «Родничок» комбинированного вида» состоялся областной се­минар по теме «Инновационная модель организации коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» в рамках обла­стной экспериментальной площадки. Организаторами семинара выступили ко­митет по образованию администрации города, муниципальное учреждение обра­зования «Информационно-методический центр» и сам детский сад. Целью встре­чи являлось - представить опыт работы детского сада по использованию инно­вационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здо­ровья. Участниками семинара стали руководители и педагоги ДОУ и Мурманской области, представители кафедры психологии и коррекционной педагогики МО-ИПКРОиК и Мурманской государственной областной специальной библиотеки для слепых, руководители и педагоги школы №21.

С приветственным словом от имени гла­вы города Н. Сердюка выступила его замес­титель В. Шелкунова: «Семинар посвящен очень важной и актуальной теме - работе с детьми с ограниченными возможностями здо­ровья. Администрация города и особенно наш глава всячески стараются поддерживать все инициативы «Родничка» и по мере возможно­сти оказывают содействие и помощь в реше­нии вопросов. Мы надеемся, что вы с пользой проведете время на семинаре, так как обмен опытом - это хорошее дополнение к имею­щимся у вас знаниям». Заместитель началь­ника комитета по образованию В. Шакина до­бавила: «Сегодня здесь собрались люди, ко­торых объединяет стремление сделать все для того, чтобы дети с ограниченными воз­можностями здоровья могли чувствовать себя полноценными гражданами общества и в полной мере реализовать свои способнос­ти. Именно в предшкольной и школьной жизни формируется здоровье человека на всю пос­ледующую жизнь. Конечно, многое зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что дети проводят в образовательных учреждениях значительную часть дня, занимаются их здо­ровьем, прежде всего, медицинские и педаго­гические работники. Одной из ключевых идей системы образования сегодня является обес­печение здоровья детей. А это значит - вне­дрение в образовательный процесс новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения, обеспечивающих формирование за­интересованного отношения к собственному здоровью. Статистика показывает, что наря­ду с другими заболеваниями отклонение зре­ния у детей является наиболее распростра­ненным. В нашем городе эта цифра - 40%, в России - 70 % детей имеют различные нару­шения зрения. В Оленегорске осуществляет­ся раннее выявление детей с функциональ­ными расстройствами зрения. В детском саду № 6 созданы оптимальные условия для сис­темного комплексного непрерывного лечения, воспитания и обучения детей дошкольного возраста».

Доцент кафедры психологии и коррекци­онной педагогики Мурманского института по­вышения квалификации работников образо­вания и культуры Н. Дубровина в своем вы­ступлении подробно остановилась на суще­ствующей модели сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного уч­реждения. Сопровождение - это целая сис­тема профессиональной деятельности ко­манды специалистов, направленная на создание социально-психологи­ческих условий для успешного обучения, развития каждого ре­бенка независимо от уровня его способностей.

Опыт работы детского сада № 6 и условия, в которых вос­питываются дети с ограничен­ными возможностями здоровья представила его заведующая Л. Васильева. «Родничок» работа­ет как областная опытно-экспе­риментальная площадка с 2007 года по теме «Комплексное воз­действие на детей с ограничен­ными возможностями здоровья в условиях детского сада». При­оритетным направлением дея­тельности является лечебно-оздоровительная, профилакти­ческая и коррекционно-развивающая работа с детьми с ог­раниченными возможностями здоровья, то есть с нарушениями зрения, тяжелыми нарушениями речи и работа с детьми-инвалидами. Воспитатель­но-образовательная и коррекционно-педагогическая работа с детьми осуществляется по специальным программам, при этом в со­ответствии со спецификой учреждения пе­дагоги предусматривают решения программ­ных образовательных задач в совместной деятельности детей во всех режимных мо­ментах. Образовательный уровень педаго­гов достаточно высок: 36% - высшее образование, 54% - среднее, 10% - обучаются в вузах. Педагоги, работающие на специали­зированных группах, прошли обучение в Ин­ституте коррекционной педагогики. В детс­ком саду воспитываются 170 детей, из них 50% - с патологией зрения, 8% - с тяжелы­ми нарушениями речи, 16% - с легкими на­рушениями речи, 6% - дети-инвалиды. Каж­дый ребенок - особенный, и инклюзивное об­разование детей с ограниченными возмож­ностями здоровья в учреждении осуществ­ляется в группах компенсирующей направ­ленности для детей с нарушениями зрения, компенсирующей направленности с тяжелы­ми нарушениями речи и комбинированной на­правленности, где осуществляется воспита­ние здоровых детей и детей с нарушениями зрения. Коррекционно-развивающая деятель­ность направлена на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в раз­витии детей, осуществление лечебно-вос­становительной работы по исправлению на­рушенной функции зрения, речи, а также под­готовку детей к обучению в школе. Для дос­тижения поставленных целей учреждение ос­нащено: офтальмологической, ортоптической, тифлотренировочной, логопедической, компьютерной и медиааппаратурой. Учебные зоны оборудованы специальными конторка­ми доктора Базарного и зрительно-вестибу­лярными тренажерами «Зевс», обеспечива­ющими профилактику нарушений зрения и не­рвно-психического утомления, повышающи­ми стрессоустойчивость воспитанников, специальным профилактическим оборудова­нием для очистки, увлажнения и ионизации воздуха, бактерицидными лампами, гидро­массажерами. В двух корпусах установле­ны стационарные системы очистки воды и коктейлеры. В ходе организации и проведе­ния профилактической, физкультурно-оздо­ровительной и коррекционно-педагогической работы в учреждении реализуется тьютерская модель сотрудничества педагогических и медицинских кадров, разработан комплек­сный план взаимодействия всех специалис­тов. Благодаря его четкому выполнению про­пуск одним ребенком в год по болезни со­ставляет всего 6 дней, а эффективность выз­доровления детей с патологией зрения и с патологией речи постоянно растет.

На семинаре были представлены также практические открытые занятия в группах, которые продемонстрировали реализацию регионального компонента на занятиях по экологическому воспитанию, активизацию познавательной деятельности на интегриро­ванных занятиях, использование современ­ных компьютерных технологий в индивиду­альной работе с детьми, имеющими тяже­лые нарушения речи и зрения. Специалисты из области познакомились с практической работой коллектива детского сада на презен­тации видеоматериалов и докладов по акту­альным темам. Во второй части семинара специалисты из Государственной областной специальной библиотеки для слепых познакомили участников с тактильными книгами и рель­ефно-графическими пособиями для детей, а педагоги дошколь­ных учреждений из Полярных Зорь, Кировска, Мурманска, Апа­титов, Мончегорска представи­ли свой опыт работы с детьми, имеющими ограниченные воз­можности здоровья..

При подведении итогов семи­нару была дана высокая оценка как со стороны представителей области, так и со стороны Мур­манского института повышения квалификации работников обра­зования и культуры. Участники отметили современный уровень оснащения материально-техни­ческой базы детского сада - тренажеры для зрения, аналога которым нет в областных дош­кольных учреждениях, современные компьютерные программы и другое оборудование, а также дифференцированный подход к каждому ребенку в процессе воспи­тания, обучения, коррекции и подготовки де­тей к школе, благодаря высокому уровню про­фессионализма и квалификации педагогов. О том, что востребованность подобного опы­та работы необходима в области, говорит и то, что, побывав у нас, специалисты из По­лярных Зорь решили вернуться сюда еще раз для более подробного ознакомления.

Подготовила Ирина ДЬЯЧКОВА.

1.jpg