Геологические изыскания, которые продолжались до 1948 года, показали, что железной руды в заимандровской тундре хватит на десятки, а то и на сотни лет. С этого момента старинный вологодский город Череповец и еще не родившийся заполярный Оленегорск оказались раз и навсегда скованными единой экономической цепью. В начале 1949-го сложился первый состав Ено-Заимандровского рудоуправления "Колжелруда" под началом Д. А. Романова. Первые полгода рудоуправление находилось в Мончегорске - за тридцать с лишним километров от карьера - и его работникам приходилось ежедневно мотаться туда-обратно, пока в конце мая им не выделили один из бараков поселка Оленья.
В конце 1948-го вдоль дороги на Оленью гору были вкопаны первые столбы, по которым вскоре протянулась высоковольтная линия. С тех пор, как рудоуправление перекочевало вплотную к месту строительства, дело пошло веселее. Все лето бригада Тимофея Веселова вырубала лес на сопках. Бревна отвозили на пилораму, а потом сооружали из них погрузочно-разгрузочную эстакаду. К началу августа все подготовительные работы были завершены.
Зная о нынешнем техническом вооружении комбината, любопытно сравнить его с тем нехитрым набором, который имелся в арсенале "Колжелруды" полвека тому назад. Список механического оборудования состоял всего из двух единиц: один трактор и одна бортовая машина. К транспортным средствам можно было также отнести десять лошадей и несколько тачек. Остается включить в этот перечень лопаты, ломы и тридцать пар рабочих рук, чтобы получить полное представление о том, какими силами начинался штурм железорудных залежей, сокрытых природой в оленегорской земле. Седьмого августа 1949 года на Южной сопке состоялся митинг, посвященный началу горных работ. Начальник рудоуправления Романов, стоя на огромном валуне, произнес короткую, но пламенную речь. В этот день в истории страны появилась новая зарубка - родилось предприятие, которое несколько лет спустя получит наименование "Оленегорский горно-обогатительный комбинат". Правда, очевидцы утверждают, что фактическое открытие рудника произошло не в августе, а в сентябре. Бригада уже знакомого нам Тимофея Веселова лопатами грузила горную массу в вагонетку, которую затем вручную откатывали на эстакаду. Заполняли кузов грузовичка ЗИЛ-150 и отвозили породу в отвал.
Между тем, коренное техническое перевооружение было уже не за горами. Через девятнадцать дней после митинга на станцию Оленья прибыло с "Уралмаша" настоящее чудо - трехкубовый экскаватор СЭ-3. Монтаж 160-тонного монстра занял пять месяцев, а затем началась эпопея, связанная с его перегоном к месту добычи руды. Скорость передвижения СЭ-3 даже по идеальной трассе ничтожно мала - 700 метров в час. А по разбитой и раскисшей дороге, связывавшей станцию с рудником, он полз со скоростью роста бамбука, в результате чего путь длиною в считанные километры занял полторы недели. Погода стояла отвратительная. Сильный ветер то и дело обрывал наспех закрепленные провода, и экскаватор, по сравнению с которым любая черепаха показалась бы спринтером, раз за разом застревал посреди дороги. Чтобы его не затянуло, как в зыбучие пески, в жидкую грязь, под колеса бросали шпалы. Но они тут же тонули в дорожном полотне, словно в болоте, и тогда сверху терпеливо укладывали второй ряд, третий, четвертый... Наконец, после неимоверных усилий путь был преодолен, и 18 февраля 1950 года экскаватор занял свое место на Южной сопке. Тяжий труд не пропал даром - второй экскаватор гнали всего неделю, а третий и того меньше. Накатывали дорогу, приобретали опыт - короче, дело спорилось.
В феврале 50-го был сдан в эксплуатацию склад взрывчатых веществ, а через месяц началось строительство обогатительной фабрики. В июле существенно пополнился транспортный парк - прибыли три новеньких самосвал. МАЗ-205 грузоподъемностью шесть тонн каждый. Рудоуправление обзавелось собственной кузницей, появилась механическая мастерская: один сверлильный, один строгальный и два токарных станка. Масштабы предприятия росли на глазах - разбросанные по лесам и сопкам кучки людей превращались в единый коллектив, где вместо разнорабочих постепенно появлялись специалисты. Кадровые изменения происходили и в руководстве - в январе 1952-го на должность начальника «Колжелруды» был назначен И. И. Кабаков.
Зимы в конце сороковых - начале пятидесятых годов выдались суровыми. Буровые агрегаты часто выходили из строя, вода к ним подавалась с перебоями. Проблемы решали дедовским способом - в озерном льду прорубали полыньи, и запряженная в телегу лошадь таскала к станкам бочки...