Двадцатого апреля в администрации состоялся координационный совет под председательством главы города Н. Сердюка по внедрению комплексной модернизации образования в городе Оленегорске с подведомственной территорией. Как мы уже сообщали, целью заседания стала выработка общей точки зрения специалистов отдела образования, педагогов и родителей учеников на запланированные преобразования для принятия окончательного решения на заседании совета депутатов.
Первой слово для выступления взяла начальник отдела образования администрации города Л. Заякина, которая представила собравшимся для обсуждения комплексный проект модернизации системы образования города Оленегорска на 2007-2009 годы. В основе будущей реформы лежит принятая Правительством РФ концепция модернизации российского образования. В настоящее время практически во всех регионах страны идет или уже закончилась разработка комплексных проектов модернизации системы образования. На уровне Федерации был проведен конкурс выполненных проектов, и после подведения его итогов двадцать один регион уже в этом году получит средства на их реализацию. Мурманская область в число победителей не вошла, но независимо от этого участие ее в проекте, а значит и всех муниципальных образований, является обязательным, что подтвердила коллегия комитета по образованию Мурманской области. Двадцать первого марта текущего года коллегия решила одобрить целевые показатели проекта на 2007-2009 годы и рекомендовать комитету по образованию разработать и внести в правительство области соответствующие изменения в региональную целевую программу «Развитие образования Мурманской области на 2006-2010 годы». Также было решено в первой половине 2007 года разработать и всесторонне обсудить с муниципалитетами и педагогической общественностью законопроект об отраслевой системе оплаты труда и внести его на рассмотрение губернатору области, рекомендовать муниципальным органам управления образования разработать и внести необходимые нормативные документы, главам муниципальных образований - приступить к практической реализации проекта модернизации образования и обсудить ход выполнения комплексного проекта в августе на областных и муниципальных собраниях.
В целом проект предусматривает изменения по пяти основным направлениям. Во-первых, это введение новой системы оплаты труда для работников общего образования с соблюдением следующих принципов: наличие механизма связи зарплаты с качеством и результативностью труда; повышение стимулирующей функции оплаты труда и рост объема стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда; наличие механизмов увеличения базовой оплаты труда с учетом числа обучаемых и учет всех видов деятельности учителей - почасовая нагрузка, внеурочная деятельность по предмету, классное руководство, проверка тетрадей, заведывание кабинетом и другие виды деятельности, определенные должностными обязанностями; введение примерного регионального регламента участия органов самоуправления школы в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда и изменение в связи с этим системы аттестации педагогических и управленческих кадров.
Согласно целевым показателям, которые одобрила коллегия, рост абсолютного значения средней зарплаты учителей за счет введения новой системы оплаты труда по отношению к уровню 2006 года составит в 2007 году - 25%, 2008 - 40%, 2009 - 60%. Доля фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников общеобразовательных учреждений возрастет от 55% в 2006 году до 70% в 2009-м. Одновременное введение новой системы оплаты труда планируется во всех муниципальных образованиях и общеобразовательных школах с 1 января 2008 года.
Во-вторых, это переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений. Следует отметить, что уже сегодня все общеобразовательные школы не первый год финансируются по утвержденным нормативам. Но в настоящее время у муниципалитетов есть право перераспределения средств, то есть - если сейчас часть школ, численность которых не соответствует нормативу, имеет возможность жить за счет других общеобразовательных учреждений, то к 2009 году такой возможности уже не будет. На лицевой счет школ будет перечисляться сумма средств, соответствующая количеству учащихся данного учреждения, умноженная на норматив. Логика проста - чем больше учащихся, тем больше средств получает школа, тем большими возможностями пользуется и в отношении формирования штатного расписания, увеличения зарплаты и материально-технического обеспечения. Условием полного перехода на нормативное финансирование является также и то, что все общеобразовательные учреждения должны вести бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно или на основе возмездных договоров с централизованной бухгалтерией. Предлагается увеличение норматива финансирования на одного обучающегося в городской местности от 11,2 тысяч рублей в 2007 году до 54,5 тысяч рублей в 2009-м, в сельской местности - от 17 тысяч рублей в 2007-м до 47,4 тысяч рублей в 2009-м.
В-третьих, развитие муниципальной системы оценки качества образования. К 2009 году предполагается, что выпускники 11-х классов будут сдавать экзамены по всем предметам только по материалам и в форме ЕГЭ, а выпускники 9-х классов будут проходить независимую итоговую аттестацию, осуществляемую муниципальными межшкольными экзаменационными комиссиями. В 2007 году в нашем городе планируется, что 20% выпускников 9-х классов пройдут через независимую итоговую аттестацию, в 2008 - 50%, в 2009 - 100%.
В-четвертых, развитие сети общеобразовательных учреждений, целью которой является обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства. Данное направление предусматривает создание условий для обучения, которые отвечали бы современным требованиям образовательного процесса - это и состояние материально-технической базы, и соответствие школ санитарным правилам и нормам, доступ к сети Интернет, создание для учащихся старшей школы возможности выбора профиля обучения, обеспечение квалифицированными кадрами для качественной реализации программ по каждому предмету.
После проведенного анализа сети общеобразовательных учреждений города и подведомственной территории, отдел образования предложил для принятия следующие мероприятия: на первом этапе (2007-2008 учебные годы) - открыть в 2007 году 10-е классы только в одной школе, так как по демографическому показателю планируется в лучшем случае комплектование всего четырех 10-х классов. Определить для этой цели СШ-4 по следующим основаниям: школа является региональной экспериментальной площадкой по введению профильного обучения и предпрофильной подготовки старшеклассников, разработана и успешно реализуется модель многопрофильного обучения, высокое качество обучения, подтвержденное результатами ЕГЭ, участием в городских, областных и всероссийских олимпиадах. Школа имеет достаточное материально-техническое обеспечение по профильному обучению. На втором этапе (2008-2009 учебные годы) - провести реорганизацию 15-й школы по причине резкого сокращения классов. Проект предполагает формирование одной старшей школы № 4 и двух основных - № 7 и № 21, что позволит организовать образовательный процесс в односменном режиме. В 2008 году предложен перевод 9-11 -х классов СШ-4 в освободившееся здание СШ-15. Это позволит создать хорошую лабораторную базу для старшеклассников, сконцентрировать в школе педагогические кадры, специализирующиеся на данной возрастной категории.
В селе никаких кардинальных изменений пока не планируется, но если вдруг возникнет такая необходимость, то существует возможность провести реорганизацию и сельской школы.
В-пятых, расширение общественного участия в управлении образования. Это направление предусматривает создание и действие органа самоуправления, который обеспечивал бы демократический общественный характер управления. Он будет обладать комплексом управленческих полномочий, в том числе по принятию решений по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения. Предусматривается ежегодное опубликование каждым общеобразовательным учреждением в СМИ, отдельным изданием или в сети Интернет публичного отчета об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности. Оно позволит родителям быть более информированными, чем сегодня. В каждой школе должен быть создан сайт в сети Интернет с обновлением не реже двух раз в месяц. В пунктах проведения ЕГЭ планируется привлечение общественных наблюдателей, а также представителей общественности из числа лиц, которые не являются работниками учреждений, подведомственных органам управления образования, к лицензированию и аттестации школ.
Таким образом, проект модернизации образования предполагает комплекс мероприятий, которые надо проводить одновременно, чтобы не остаться на обочине образования. «Любая реформа влечет за собой принятие конкретных мер, в том числе и непопулярных, но перемены неизбежны», - говорят специалисты отдела образования. С целью организации обеспечения реализации комплексного проекта модернизации образования в нашем городе создан координационный совет под руководством заместителя главы администрации, в состав которого входят представители отделов образования и финансов, совета депутатов, горкома профсоюза работников образования, совета руководителей образовательных учреждений.
Далее были заслушаны результаты анкетирования выпускников 9-х классов. Цель - выяснить, сколько из них собираются продолжить образование в старших классах и по какому профилю. Большинство выпускников за введение профильного обучения. Затем родители и педагоги смогли задать координационному совету интересующие их вопросы по новому проекту и поделиться мнениями. В целом проект реформы поддерживается ими, никто не сомневается, что он приведет к повышению качества обучения выпускников. Окончательное решение по проекту будет принято в мае после обсуждения его на заседании городского совета депутатов.
Ирина ДЬЯЧКОВ А.