«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Реформа образования: основные этапы

Двадцатого апреля в администрации состоялся координационный совет под председательством главы города Н. Сердюка по внедрению комплексной модернизации образования в городе Оленегорске с подведомственной территорией. Как мы уже сооб­щали, целью заседания стала выработка общей точки зрения специалистов отдела образования, педагогов и родителей учени­ков на запланированные преобразования для принятия окончательного решения на заседании совета депутатов.

Первой слово для выступления взяла начальник отдела образования администрации города Л. Заякина, которая представила собравшимся для обсуждения комплексный про­ект модернизации системы образо­вания города Оленегорска на 2007-2009 годы. В основе будущей ре­формы лежит принятая Правитель­ством РФ концепция модернизации российского образования. В насто­ящее время практически во всех регионах страны идет или уже за­кончилась разработка комплексных проектов модернизации системы образования. На уровне Федерации был проведен конкурс выполнен­ных проектов, и после подведения его итогов двадцать один регион уже в этом году получит средства на их реализацию. Мурманская об­ласть в число победителей не вош­ла, но независимо от этого участие ее в проекте, а значит и всех муни­ципальных образований, является обязательным, что подтвердила кол­легия комитета по образованию Мурманской области. Двадцать пер­вого марта текущего года коллегия решила одобрить целевые показате­ли проекта на 2007-2009 годы и ре­комендовать комитету по образова­нию разработать и внести в прави­тельство области соответствующие изменения в региональную целевую программу «Развитие образования Мурманской области на 2006-2010 годы». Также было решено в первой половине 2007 года разработать и всесторонне обсудить с муниципа­литетами и педагогической обще­ственностью законопроект об от­раслевой системе оплаты труда и внести его на рассмотрение губер­натору области, рекомендовать му­ниципальным органам управления образования разработать и внести необходимые нормативные доку­менты, главам муниципальных об­разований - приступить к практи­ческой реализации проекта модер­низации образования и обсудить ход выполнения комплексного проекта в августе на областных и муници­пальных собраниях.
В целом проект предусматрива­ет изменения по пяти основным на­правлениям. Во-первых, это введе­ние новой системы оплаты труда для работников общего образования с соблюдением следующих принци­пов: наличие механизма связи зар­платы с качеством и результативно­стью труда; повышение стимулиру­ющей функции оплаты труда и рост объема стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда; нали­чие механизмов увеличения базовой оплаты труда с учетом числа обуча­емых и учет всех видов деятельно­сти учителей - почасовая нагруз­ка, внеурочная деятельность по предмету, классное руководство, проверка тетрадей, заведывание ка­бинетом и другие виды деятельно­сти, определенные должностными обязанностями; введение примерно­го регионального регламента учас­тия органов самоуправления школы в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда и изменение в связи с этим системы атте­стации педагогических и управлен­ческих кадров.
Согласно целевым показателям, которые одобрила коллегия, рост аб­солютного значения средней зарп­латы учителей за счет введения новой системы оплаты труда по отно­шению к уровню 2006 года соста­вит в 2007 году - 25%, 2008 - 40%, 2009 - 60%. Доля фонда оп­латы труда учителей в общем фон­де оплаты труда работников обще­образовательных учреждений воз­растет от 55% в 2006 году до 70% в 2009-м. Одновременное введение новой системы оплаты труда плани­руется во всех муниципальных об­разованиях и общеобразовательных школах с 1 января 2008 года.
Во-вторых, это переход на нор­мативное подушевое финансирова­ние общеобразовательных учрежде­ний. Следует отметить, что уже се­годня все общеобразовательные школы не первый год финансируют­ся по утвержденным нормативам. Но в настоящее время у муниципалите­тов есть право перераспределения средств, то есть - если сейчас часть школ, численность которых не соот­ветствует нормативу, имеет возмож­ность жить за счет других общеоб­разовательных учреждений, то к 2009 году такой возможности уже не будет. На лицевой счет школ будет перечисляться сумма средств, соот­ветствующая количеству учащихся данного учреждения, умноженная на норматив. Логика проста - чем больше учащихся, тем больше средств получает школа, тем боль­шими возможностями пользуется и в отношении формирования штатно­го расписания, увеличения зарплаты и материально-технического обеспе­чения. Условием полного перехода на нормативное финансирование яв­ляется также и то, что все общеоб­разовательные учреждения должны вести бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно или на основе возмездных договоров с централизо­ванной бухгалтерией. Предлагается увеличение норматива финансирова­ния на одного обучающегося в город­ской местности от 11,2 тысяч рублей в 2007 году до 54,5 тысяч рублей в 2009-м, в сельской местности - от 17 тысяч рублей в 2007-м до 47,4 тысяч рублей в 2009-м.
В-третьих, развитие муници­пальной системы оценки качества образования. К 2009 году предпола­гается, что выпускники 11-х классов будут сдавать экзамены по всем предметам только по материалам и в форме ЕГЭ, а выпускники 9-х клас­сов будут проходить независимую итоговую аттестацию, осуществля­емую муниципальными межшколь­ными экзаменационными комиссия­ми. В 2007 году в нашем городе пла­нируется, что 20% выпускников 9-х классов пройдут через независимую итоговую аттестацию, в 2008 - 50%, в 2009 - 100%.
В-четвертых, развитие сети об­щеобразовательных учреждений, целью которой является обеспече­ние условий для получения каче­ственного общего образования не­зависимо от места жительства. Дан­ное направление предусматривает создание условий для обучения, ко­торые отвечали бы современным требованиям образовательного процесса - это и состояние материаль­но-технической базы, и соответ­ствие школ санитарным правилам и нормам, доступ к сети Интернет, со­здание для учащихся старшей шко­лы возможности выбора профиля обучения, обеспечение квалифици­рованными кадрами для качествен­ной реализации программ по каж­дому предмету.
После проведенного анализа сети общеобразовательных учреждений города и подведомственной террито­рии, отдел образования предложил для принятия следующие мероприя­тия: на первом этапе (2007-2008 учеб­ные годы) - открыть в 2007 году 10-е классы только в одной школе, так как по демографическому показате­лю планируется в лучшем случае ком­плектование всего четырех 10-х клас­сов. Определить для этой цели СШ-4 по следующим основаниям: школа является региональной эксперимен­тальной площадкой по введению про­фильного обучения и предпрофильной подготовки старшеклассников, разработана и успешно реализуется модель многопрофильного обучения, высокое качество обучения, подтвер­жденное результатами ЕГЭ, участи­ем в городских, областных и всерос­сийских олимпиадах. Школа имеет достаточное материально-техничес­кое обеспечение по профильному обучению. На втором этапе (2008-2009 учебные годы) - провести ре­организацию 15-й школы по причи­не резкого сокращения классов. Про­ект предполагает формирование од­ной старшей школы № 4 и двух основных - № 7 и № 21, что позволит организовать образовательный про­цесс в односменном режиме. В 2008 году предложен перевод 9-11 -х клас­сов СШ-4 в освободившееся здание СШ-15. Это позволит создать хоро­шую лабораторную базу для старшек­лассников, сконцентрировать в шко­ле педагогические кадры, специали­зирующиеся на данной возрастной категории.
В селе никаких кардинальных изменений пока не планируется, но если вдруг возникнет такая необхо­димость, то существует возмож­ность провести реорганизацию и сельской школы.
В-пятых, расширение обще­ственного участия в управлении об­разования. Это направление предус­матривает создание и действие орга­на самоуправления, который обеспе­чивал бы демократический обще­ственный характер управления. Он будет обладать комплексом управ­ленческих полномочий, в том числе по принятию решений по распреде­лению средств стимулирующей ча­сти фонда оплаты труда общеобра­зовательного учреждения. Предус­матривается ежегодное опубликова­ние каждым общеобразовательным учреждением в СМИ, отдельным изданием или в сети Интернет пуб­личного отчета об образовательной и финансово-хозяйственной деятель­ности. Оно позволит родителям быть более информированными, чем се­годня. В каждой школе должен быть создан сайт в сети Интернет с обнов­лением не реже двух раз в месяц. В пунктах проведения ЕГЭ планирует­ся привлечение общественных на­блюдателей, а также представителей общественности из числа лиц, кото­рые не являются работниками уч­реждений, подведомственных орга­нам управления образования, к ли­цензированию и аттестации школ.
Таким образом, проект модерни­зации образования предполагает ком­плекс мероприятий, которые надо проводить одновременно, чтобы не остаться на обочине образования. «Любая реформа влечет за собой принятие конкретных мер, в том числе и непопулярных, но перемены неизбежны», - говорят специалис­ты отдела образования. С целью орга­низации обеспечения реализации комплексного проекта модернизации образования в нашем городе создан координационный совет под руковод­ством заместителя главы админист­рации, в состав которого входят пред­ставители отделов образования и фи­нансов, совета депутатов, горкома профсоюза работников образования, совета руководителей образователь­ных учреждений.
Далее были заслушаны резуль­таты анкетирования выпускников 9-х классов. Цель - выяснить, сколь­ко из них собираются продолжить образование в старших классах и по какому профилю. Большинство вы­пускников за введение профильно­го обучения. Затем родители и пе­дагоги смогли задать координацион­ному совету интересующие их воп­росы по новому проекту и поделить­ся мнениями. В целом проект ре­формы поддерживается ими, никто не сомневается, что он приведет к повышению качества обучения вы­пускников. Окончательное решение по проекту будет принято в мае пос­ле обсуждения его на заседании го­родского совета депутатов.

Ирина ДЬЯЧКОВ А.