«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Реформа образования: мнения сторон

Как уже сообщала ранее «Заполярная руда», в следующем учебном году в нашем городе запланировано начало реализа­ции комплексного проекта модернизации образования, рассчитанного на несколько этапов, включающих в себя реорга­низацию СШ-15 и создание одной старшей профильной - с 1 по 11 классы и двух основных - с 1 по 9 классы школ. После обнародования будущих изменений в прессе мнения по поводу проекта разделились. В адрес отдела образования, городс­кого совета депутатов поступают предложения с обращениями от учителей пересмотреть проект и сроки его реали­зации. В СШ-21 педагогическим коллективом была создана инициативная группа с поручением сформулировать возра­жения против намечаемой реорганизации и альтернативные предложения. Представители этой группы - педагоги А. Сехан, А. Василькова, Т. Чайкина, Е. Горелова, Е. Райтер, Т. Плаксина - изложили мнение коллектива своей школы.
- Прежде всего, первые конкретные све­дения о готовящихся изменениях мы полу­чили только весной этого года, за несколько месяцев до конца учебного года. Мы счита­ем, что это очень поздно для такого масш­табного проекта, который затронет практи­чески каждого в городе. До этого полной информации предоставлено не было - в прошлом, а также в этом году не было и про­ведено подробного обсуждения проекта с учителями и родителями учеников. Таким образом, их точки зрения при подготовке проекта не учитывались, что, конечно же, не могло не отразиться на восприятии заявлен­ной реформы.
Закон об образовании закрепляет за ро­дителями, а с 10 класса за самими ученика­ми, право на выбор образовательного учреж­дения. Сегодня в нашем городе это право яв­ляется реальным, но если будет осуществ­лен проект, который предлагает отдел обра­зования, то возможность выбора просто ис­чезнет.
Проблемы, которые возникнут после ре­ализации проекта, очевидны и лежат на по­верхности. Начнем с кадровой - грядет большое сокращение учителей, а в нашем небольшом городе найти работу совсем не­просто, а о молодых специалистах даже го­ворить не надо. Преемственность будет уте­ряна. После того, как учителя станут работать только на определенных классах, стар­шая школа будет изолирована от основной, произойдет частичная дисквалификация пе­дагогов.
Далее - преобразования затронут ин­тересы детей. Не все из них захотят продол­жить образование в другой школе с незна­комыми учителями, в новой обстановке - для некоторых из них это окажется большим стрессом. Уже сейчас, узнав об изменени­ях, одиннадцать школьников высказали на­мерения забрать свои заявления о приеме в 10 класс. А что делать ученику, если у него вдруг возникнет неразрешимый конфликт с учителем или одноклассником? В другую школу, как раньше, уже не переведешься. Поэтому мы считаем, что проект должен быть отложен как минимум на один год и за этот срок доработан, так как подобные пре­образования не делаются второпях. Необ­ходимо учесть мнения учителей, родителей и учеников. Затем должны быть созданы нормативная и материальная базы под реа­лизацию проекта, подготовлены лаборато­рии и кабинеты в здании реорганизуемой в будущем СШ-15, решен кадровый вопрос. Мы предлагаем всесторонне обсудить и выбрать один из двух вариантов проекта. Первый - формирование не ранее 2008-2009 года одной самостоятельной двухлет­ней старшей школы с 10 по 11 классы в здании бывшей СШ-15. Здесь же будут распо­ложены опорные пункты вузов. Второй ва­риант, более предпочтительный, с нашей точки зрения - формирование двух про­фильных школ: СШ-21 (математический профиль, информационные технологии) и СШ-4 (гуманитарный, естественно-научный профили). Он позволяет при постепенном увеличении со временем количества уча­щихся сохранить кадровый состав учителей, а также в дальнейшем сформировать обще­образовательные классы на базе СШ-7. Фор­мирование в городе двух профильных школ оставляет за учениками право выбора и при этом создает здоровую продуктивную кон­куренцию между школами, что несомнен­но приведет в конечном итоге к положитель­ным результатам и повышению качества об­разования.
Сложившуюся ситуацию комментиру­ют специалисты отдела образования:
Создание многопрофильной школы в го­роде, которая могла бы обеспечить должное качество образования наших выпускников, право выбора каждым школьником индиви­дуальной образовательной программы, в со­ответствии со своими интересами и дальней­шими, послешкольными жизненными плана­ми - результат многолетней аналитической и практической деятельности отдела образо­вания и педагогических коллективов.
На первом этапе, при разработке модели старшей школы, (Программа развития обра­зования города Оленегорска на 2001-2006 учебные годы) мы искали и апробировали различные формы организации профильно­го обучения в наших школах. Каждой пред­лагалось выбрать свой путь решения пробле­мы. Школа № 21 пошла по пути введения с 8 по 11 класс углубленного изучения матема­тики. В школе № 7 совместно с ОАО «Оле-негорский ГОК» реализуется программа предпрофильной подготовки старшеклассни­ков по востребованным градообразующим предприятием специальностям. Школа № 4 искала варианты организации многопро­фильного обучения. За эти годы педагогичес­кими коллективами был накоплен богатый опыт в этом направлении. Первый этап за­вершен. Мы находимся на втором этапе пре­образования российской школы.
В настоящее время одним из основных направлений государственной политики в об­ласти образования является повышение ка­чества образования. С этой целью все реги­оны страны занимаются модернизацией си­стемы образования, которая предполагает целый комплекс мероприятий, в том числе и создание профильной старшей школы. В на­шем городе, на основе глубокого анализа об­разовательной и демографической ситуации, разработан свой план мероприятий. Уже в своем названии проект предполагает его все­стороннее обсуждение и рассмотрение раз­ных точек зрения для принятия взвешенно­го решения. На страницах газеты «Заполяр­ная руда» со 2 сентября 2006 года по 5 мая 2007 года информация о предстоящей модер­низации, разъяснения ее основных направ­лений были опубликованы в восьми номерах.
Отправной точкой для создания проекта явилась общегородская конференция педаго­гического актива в сентябре 2006 года. Пос­ле профессиональной экспертизы проекта в комитете по образованию Мурманской области в феврале 2007 года, проект был пред­ставлен руководителям образовательных уч­реждений для дальнейшей работы с педаго­гическими и родительскими коллективами.
Мы прекрасно понимаем, что при рефор­мировании школы имеют место быть различ­ные точки зрения, в том числе родителей и педагогов, и уважительно к этому относим­ся. При переходе к профильному обучению, по нашему мнению, право выбора для детей и их родителей заключается не в выборе об­разовательного учреждения, а в обеспечении равного доступа к полноценному образова­нию разным категориям обучающихся в со­ответствии с их способностям, индивидуаль­ными склонностями и потребностями, что может только предоставить многопрофиль­ная школа.
Создание однопрофильных школ, специ­ализация старшей школы только по вариан­ту введения углубленного изучения предме­тов, как раз ведет к ограничению в выборе учащихся. В настоящее время в нашем горо­де, в силу сложившихся традиций, каждый ребенок привязан к своей школе, педагогу, и если мы пойдем по пути организации двух однопрофильных школ, дети ограничатся тем, что им будет предложено в конкретном образовательном учреждении.
На наш взгляд, в таком маленьком горо­де, как наш, наиболее рациональна и эффек­тивна многопрофильная школа. Разработан­ная модель такой школы, которая в перспек­тиве станет самостоятельным учреждением (что не противоречит первому варианту груп­пы учителей школы № 21) позволит создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями пост­роения школьниками индивидуальных об­разовательных программ и обеспечить каче­ство образования. По вопросу возможных конфликтных ситуаций в новом учреждении поясняем, что они всегда решались и будут решаться в пользу ребенка. Педагогическое образование к этому обязывает.
По поводу кадровой проблемы. Предва­рительная расстановка кадров показала, что большого сокращения учителей в ближайшее время не предвидится. А те незначительные сокращения, которые возможно будут, нико­им образом не связаны с проектом модерни­зации. Волна снижения количества детей, ко­торую пережили несколько лет назад дош­кольные учреждения города, докатилась те­перь и до школы, в том числе и старшей.
В настоящее время в школах завершен переход на так называемый концентрум со­держания образования. Это значит, что про­граммы по всем основным учебным предме­там основной и старшей школы абсолютно самостоятельны. Требование сегодняшнего дня - глубокая специализация содержания образования старшей школы, что требует особой подготовки учителей и постоянного повышения их квалификации, а также созда­ния современной учебно-лабораторной базы и соответствующей возрастным требовани­ям образовательной среды. Профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных ус­тановок большинства старшеклассников, должна внести позитивный вклад в решение социально-образовательных проблем.
Реорганизацию образования отдел обра­зования никому не насаждает, но при ее от­сутствии в самое ближайшее время, мы все окажемся на обочине образования, у разби­того корыта. Выжидание в такой ситуации, оттягивание времени создания многопро­фильной школы приведет к самым негатив­ным последствиям и в первую очередь для самих обучающихся.