Как уже сообщала ранее «Заполярная руда», в следующем учебном году в нашем городе запланировано начало реализации комплексного проекта модернизации образования, рассчитанного на несколько этапов, включающих в себя реорганизацию СШ-15 и создание одной старшей профильной - с 1 по 11 классы и двух основных - с 1 по 9 классы школ. После обнародования будущих изменений в прессе мнения по поводу проекта разделились. В адрес отдела образования, городского совета депутатов поступают предложения с обращениями от учителей пересмотреть проект и сроки его реализации. В СШ-21 педагогическим коллективом была создана инициативная группа с поручением сформулировать возражения против намечаемой реорганизации и альтернативные предложения. Представители этой группы - педагоги А. Сехан, А. Василькова, Т. Чайкина, Е. Горелова, Е. Райтер, Т. Плаксина - изложили мнение коллектива своей школы.
- Прежде всего, первые конкретные сведения о готовящихся изменениях мы получили только весной этого года, за несколько месяцев до конца учебного года. Мы считаем, что это очень поздно для такого масштабного проекта, который затронет практически каждого в городе. До этого полной информации предоставлено не было - в прошлом, а также в этом году не было и проведено подробного обсуждения проекта с учителями и родителями учеников. Таким образом, их точки зрения при подготовке проекта не учитывались, что, конечно же, не могло не отразиться на восприятии заявленной реформы.
Закон об образовании закрепляет за родителями, а с 10 класса за самими учениками, право на выбор образовательного учреждения. Сегодня в нашем городе это право является реальным, но если будет осуществлен проект, который предлагает отдел образования, то возможность выбора просто исчезнет.
Проблемы, которые возникнут после реализации проекта, очевидны и лежат на поверхности. Начнем с кадровой - грядет большое сокращение учителей, а в нашем небольшом городе найти работу совсем непросто, а о молодых специалистах даже говорить не надо. Преемственность будет утеряна. После того, как учителя станут работать только на определенных классах, старшая школа будет изолирована от основной, произойдет частичная дисквалификация педагогов.
Далее - преобразования затронут интересы детей. Не все из них захотят продолжить образование в другой школе с незнакомыми учителями, в новой обстановке - для некоторых из них это окажется большим стрессом. Уже сейчас, узнав об изменениях, одиннадцать школьников высказали намерения забрать свои заявления о приеме в 10 класс. А что делать ученику, если у него вдруг возникнет неразрешимый конфликт с учителем или одноклассником? В другую школу, как раньше, уже не переведешься. Поэтому мы считаем, что проект должен быть отложен как минимум на один год и за этот срок доработан, так как подобные преобразования не делаются второпях. Необходимо учесть мнения учителей, родителей и учеников. Затем должны быть созданы нормативная и материальная базы под реализацию проекта, подготовлены лаборатории и кабинеты в здании реорганизуемой в будущем СШ-15, решен кадровый вопрос. Мы предлагаем всесторонне обсудить и выбрать один из двух вариантов проекта. Первый - формирование не ранее 2008-2009 года одной самостоятельной двухлетней старшей школы с 10 по 11 классы в здании бывшей СШ-15. Здесь же будут расположены опорные пункты вузов. Второй вариант, более предпочтительный, с нашей точки зрения - формирование двух профильных школ: СШ-21 (математический профиль, информационные технологии) и СШ-4 (гуманитарный, естественно-научный профили). Он позволяет при постепенном увеличении со временем количества учащихся сохранить кадровый состав учителей, а также в дальнейшем сформировать общеобразовательные классы на базе СШ-7. Формирование в городе двух профильных школ оставляет за учениками право выбора и при этом создает здоровую продуктивную конкуренцию между школами, что несомненно приведет в конечном итоге к положительным результатам и повышению качества образования.
Сложившуюся ситуацию комментируют специалисты отдела образования:
Создание многопрофильной школы в городе, которая могла бы обеспечить должное качество образования наших выпускников, право выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программы, в соответствии со своими интересами и дальнейшими, послешкольными жизненными планами - результат многолетней аналитической и практической деятельности отдела образования и педагогических коллективов.
На первом этапе, при разработке модели старшей школы, (Программа развития образования города Оленегорска на 2001-2006 учебные годы) мы искали и апробировали различные формы организации профильного обучения в наших школах. Каждой предлагалось выбрать свой путь решения проблемы. Школа № 21 пошла по пути введения с 8 по 11 класс углубленного изучения математики. В школе № 7 совместно с ОАО «Оле-негорский ГОК» реализуется программа предпрофильной подготовки старшеклассников по востребованным градообразующим предприятием специальностям. Школа № 4 искала варианты организации многопрофильного обучения. За эти годы педагогическими коллективами был накоплен богатый опыт в этом направлении. Первый этап завершен. Мы находимся на втором этапе преобразования российской школы.
В настоящее время одним из основных направлений государственной политики в области образования является повышение качества образования. С этой целью все регионы страны занимаются модернизацией системы образования, которая предполагает целый комплекс мероприятий, в том числе и создание профильной старшей школы. В нашем городе, на основе глубокого анализа образовательной и демографической ситуации, разработан свой план мероприятий. Уже в своем названии проект предполагает его всестороннее обсуждение и рассмотрение разных точек зрения для принятия взвешенного решения. На страницах газеты «Заполярная руда» со 2 сентября 2006 года по 5 мая 2007 года информация о предстоящей модернизации, разъяснения ее основных направлений были опубликованы в восьми номерах.
Отправной точкой для создания проекта явилась общегородская конференция педагогического актива в сентябре 2006 года. После профессиональной экспертизы проекта в комитете по образованию Мурманской области в феврале 2007 года, проект был представлен руководителям образовательных учреждений для дальнейшей работы с педагогическими и родительскими коллективами.
Мы прекрасно понимаем, что при реформировании школы имеют место быть различные точки зрения, в том числе родителей и педагогов, и уважительно к этому относимся. При переходе к профильному обучению, по нашему мнению, право выбора для детей и их родителей заключается не в выборе образовательного учреждения, а в обеспечении равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностям, индивидуальными склонностями и потребностями, что может только предоставить многопрофильная школа.
Создание однопрофильных школ, специализация старшей школы только по варианту введения углубленного изучения предметов, как раз ведет к ограничению в выборе учащихся. В настоящее время в нашем городе, в силу сложившихся традиций, каждый ребенок привязан к своей школе, педагогу, и если мы пойдем по пути организации двух однопрофильных школ, дети ограничатся тем, что им будет предложено в конкретном образовательном учреждении.
На наш взгляд, в таком маленьком городе, как наш, наиболее рациональна и эффективна многопрофильная школа. Разработанная модель такой школы, которая в перспективе станет самостоятельным учреждением (что не противоречит первому варианту группы учителей школы № 21) позволит создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ и обеспечить качество образования. По вопросу возможных конфликтных ситуаций в новом учреждении поясняем, что они всегда решались и будут решаться в пользу ребенка. Педагогическое образование к этому обязывает.
По поводу кадровой проблемы. Предварительная расстановка кадров показала, что большого сокращения учителей в ближайшее время не предвидится. А те незначительные сокращения, которые возможно будут, никоим образом не связаны с проектом модернизации. Волна снижения количества детей, которую пережили несколько лет назад дошкольные учреждения города, докатилась теперь и до школы, в том числе и старшей.
В настоящее время в школах завершен переход на так называемый концентрум содержания образования. Это значит, что программы по всем основным учебным предметам основной и старшей школы абсолютно самостоятельны. Требование сегодняшнего дня - глубокая специализация содержания образования старшей школы, что требует особой подготовки учителей и постоянного повышения их квалификации, а также создания современной учебно-лабораторной базы и соответствующей возрастным требованиям образовательной среды. Профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников, должна внести позитивный вклад в решение социально-образовательных проблем.
Реорганизацию образования отдел образования никому не насаждает, но при ее отсутствии в самое ближайшее время, мы все окажемся на обочине образования, у разбитого корыта. Выжидание в такой ситуации, оттягивание времени создания многопрофильной школы приведет к самым негативным последствиям и в первую очередь для самих обучающихся.