- Отец Валерий, этот вопрос вызван не журналистским любопытством. Многих людей, особенно далеких от Церкви, интересует, на что, собственно, существуют православные приходы. Из чего складываются их доходы и куда потом эти средства направляются? Те, кто не посвящен в церковные дела, строят на сей счет всевозможные предположения, зачастую довольно нелепые и даже оскорбительные для священников и прихожан. Могли бы Вы объяснить, как на самом деле осуществляется финансовая деятельность прихода?
- Это вовсе не секретная информация. Члены Церкви, именуемые мирянами, должны не просто этой информацией владеть - они должны самым активным образом участвовать в приходских делах, в том числе финансовых. Древняя традиция, существующая еще с апостольских времен, предписывает жертвовать на нужды храма так называемую десятину, то есть десятую часть доходов каждого христианина. Церковь существует только за счет пожертвований прихожан. Естественно, у прихода есть различные цели - как административного, социального, так и духовно-просветительского характера. Есть ряд программ, на их реализацию тоже нужны средства. Они необходимы также для того, чтобы оплачивать труд работников, приобретать товары церковного обихода (свечи, иконы, книги), которые любой мирянин может затем купить, при идя в храм. К тому же каждый приход перечисляет определенную часть своих доходов на нужды Епархии, а та, в свою очередь, - на нужды Патриархата. Таким образом, никакого централизованного финансирования, в отличие от сект, у православного прихода не существует. Он живет только за счет своей паствы.
- Говоря о жертвователях, Вы, очевидно, имеете в виду частных лиц. А как же коллективные спонсоры? Помнится, несколько лет назад городской Союз промышленников и предпринимателей, в который входят ГОК, механический завод и многие другие оленегорские предприятия, приобрел для храма новые колокола...
- Увы, это была разовая акция. Постоянных спонсоров у прихода нет. Если бы они были, я думаю, мы бы уже давно построили новый храм.
- Кстати, о новом храме. Уже окончательно ясно, что этот проект нереален?
- Существовало два проекта. Один из них, на мой взгляд, имеет право на жизнь, и хочется верить, что в перспективе нам удастся все-таки эту идею реализовать. Но перспектива, по всей видимости, будет весьма отдаленная. Для этого нужен человек, у которого будут и достаточные средства, и реальная власть, и личная вера. Такой человек нашелся в свое время в Мончегорске в лице тогдашнего директора комбината «Североникель» Худякова. При его активном содействии мончегорцы построили у себя великолепный храм. Мне не кажется, что у нас в городе ситуация в экономике настолько катастрофическая, что о подобных проектах следует забыть. Просто все зависит от личности. Неудобно говорить об этом, но, как правило, человек обращается к Церкви, когда в его жизни происходит что-то неприятное... Это касается и потенциальных меценатов.
- При этом участие Церкви в мирской жизни уже никем не оспаривается. Наоборот, постоянно подчеркивается необходимость и значимость сотрудничества между духовенством и светскими властями. Вы нередко участвуете в городских мероприятиях, выступаете с лекциями. Но во всем остальном Церковь по-прежнему остается отделенной от государства, и никого не волнует, каково ее материальное положение.
- Так и есть. Церковь отделена от государства и существует на свои собственные доходы. Но при этом государство исправно берет с нас налоги.
- Вы еще и государству платите?
- Нам приходится нанимать людей по трудовым договорам, следовательно, мы обязаны платить налоги. Налоговой системе безразлично, из каких источников получены эти деньги. Есть закон, все обязаны его соблюдать. Кроме того, мы занимаем определенный земельный участок - значит, должны платить налог на землю. Единственное, что, согласно законодательству. Церковь освобождена от налогообложения на продажу предметов церковного обихода, включая религиозную литературу. Между прочим, в прежние времена было еще хуже. Церковь облагалась такими чудовищными налогами, что 90 и более процентов ее доходов уходило в государственную казну. При Хрущеве политика государства строилась таким образом, чтобы в стране не осталось ни одного прихода. Им не на что было существовать, и они вынуждены были закрываться.
- Хотелось бы поподробнее узнать, как осуществляется самоуправление внутри прихода. Проводятся собрания прихожан, есть выборные органы, комиссии...
- Да, есть своя структура управления. Во-первых, надо сказать, что настоятель храма - это административная должность: он назначается правящим архиереем и считается его доверенным лицом. Настоятель обязан заниматься всеми вопросами - от пасторских до хозяйственных (не без помощников, конечно). Самоуправление прихода осуществляет Приходское Собрание, в котором могут принять участие все члены общины. На Собрании принимаются различные решения и планируется дальнейшая деятельность. Контролем за исполнением принятых на Собрании решений занимается Приходской Совет. Учетом денежных средств и материальных ценностей ведает ревизионная комиссия. У прихода есть казначей. Все эти лица избираются Приходским Собранием. Настоятель здесь не имеет права навязывать свое мнение - прихожане избирают только тех, кому доверяют.
- Давайте теперь отвлечемся от финансов. В декабре нынешнего года исполнится десять лет с тех пор, как Вы стали настоятелем храма преподобного Димитрия Прилуцкого. Что изменилось за это время? В первую очередь, изменилась ли Ваша паства?
- Десять лет - это не такой уж большой срок, чтобы пытаться подводить итоги. Конечно, люди меняются. Те, которые пришли в церковь и находятся в ней, меняются в лучшую сторону - это заметно. Моей заслуги здесь нет - в церкви все определяется, движется Духом Святым. Если человек живет напряженной духовной жизнью, то, естественно, это приносит плоды. Каждый христианин должен духовно расти, чтобы в итоге достичь духовной зрелости. Выполнению этой задачи в определенной степени способствует и воскресная школа, которая действует при храме. Ей тоже уже почти десять лет - первые воспитанники сами стали мамами и папами (недавно, к примеру, я крестил ребенка одной нашей бывшей воспитанницы). Не все дети духовно взрослеют - кто-то приходит и уходит, тем не менее, за время существования школы многие из них приобщились к Церкви. Практически два года мы сотрудничаем с городским интернатом: дети с удовольствием приходят на занятия в воскресную школу, и я могу сказать, что таких открытых, душевных и благодарных слушателей я еще не встречал. Настолько отзывчивых, искренних, добросердечных детей, к сожалению, редко можно увидеть в современных семьях.
- Все ли воспитанники, вырастая, продолжают ходить в храм? Все-таки молодежи среди прихожан маловато.
- Для того, чтобы духовно взрослеть, недостаточно только посещать воскресную школу. Ведь большую часть времени наши воспитанники проводят не в воскресной, а в обычной школе, в своей семье, в кругу друзей. У большинства детей, посещающих наши занятия, родители относятся к религии равнодушно. Детей прихожан среди них не так уж много - меньше половины.
- Зачем же приводят своих детей те, для кого религия - пустой звук?
- Внутренне эти родители понимают, что в воскресной школе ребенка плохому не научат. Ребенок чем-то занят в свободное время - ну и хорошо. Сами же родители, то ли в силу лени, то ли в силу своего духовною невежества, религиозным воспитанием не занимаются. Поэтому, когда ребенок задает себе вопрос, что же выбрать - мир или Бога, воскресная школа может помочь определиться с выбором.
- К вопросу о миссионерстве. Сектанты, в основном, действуют агрессивно: раздают на улицах свои буклеты и журналы, обзванивают горожан по телефону, чуть ли не ломятся в двери квартир... Что может противопоставить им Православная Церковь ради сохранения и приумножения своей паствы?
- Надо вспомнить слова Спасителя, сравнивавшего своих последователей со свечой, которая светит всем. К тому же вера должна подтверждаться делами. Что может противопоставить православный христианин сектанту? Только себя, свою веру, свой свет. Преподобный Серафим Саровский считал, что цель нашей жизни - сначала совершенствоваться самому, чтобы потом вокруг спасались тысячи. Иными словами, каждый христианин должен быть образцом духовной жизни. И тогда люди, которые с ним общаются, будут стараться быть похожими на него, потому что подсознательно каждый человек хочет стать лучше, чем он есть. Церковь никогда не призывала воевать против сектантов с оружием в руках. Бог не в силе, а в правде.
- Возвращаясь к делам прихода, не могу не спросить: какие работы сейчас производятся внутри храма и, вообще, каковы планы прихода на ближайшее время?
- Работы никогда не останавливались, они продолжаются и сегодня. В частности, в данный момент мы занимаемся левым приделом, где планируется устроить исповедальню. Но храм - не самоцель. Я, как священник, как пастырь, считаю самым главным, чтобы росла наша община - как количественно, так и качественно. Это и есть наш план на будущее - он такой же, как и десять лет тому назад. А вот для того, чтобы к нам могло прийти как можно больше людей, нужно строить новый большой храм. Так что одно с другим взаимосвязано.
- Вопрос сугубо личный, но он тоже многих волнует. Вы - человек достаточно молодой, но при этом опытный, получивший хорошее образование, имеющий авторитет в Епархии. Не захочется ли Вам в скором будущем уехать из Оленегорска?
- На этот вопрос могу ответить однозначно: нет. Для меня оставить свой приход - то же самое, что бросить семью. Думаю, и поводов для таких разговоров быть не должно. Властью сменить настоятеля прихода обладает правящий архиерей, то есть в данном случае Владыка Симон, но для этого нужны причины, а таких причин Владыка пока не усматривает.
- И последнее. На этой неделе в нашем городе впервые состоялся крупный православный семинар, на котором Вы выступали в качестве председательствующего. Как Вы можете оценить его итоги?
- Считаю, что семинар удался. Все его участники и гости (а их приехало гораздо больше, чем предполагалось) выразили горячее желание служить Церкви. Обсуждавшиеся вопросы были актуальными и достаточно острыми. Полагаю, что цель семинара - обмен опытом между приходами - достигнута. Это первое мероприятие подобного рода. Для того, чтобы мы могли развиваться дальше в духовном служении, такие акции необходимо проводить регулярно.
В связи с наступающим праздником Святой Троицы хочу пожелать обрести веру тем, кто еще не обрел ее, и утверждаться в вере тем, кто уже пришел ко Христу. И всем вместе стараться быть добрыми и отзывчивыми. Всех нас Господь благословляет на это, ибо сказано в заповеди: «Любите друг друга». Думаю, в день Святой Троицы будет полезно вспомнить эти слова, потому что именно в этот день на Церковь сходит Святой Дух, который является первым помощником нам в исполнении святых заповедей
Беседовал Святослав ЭЙВЕ.
P.S. Подробнее о том, как прошел православный семинар в Оленегорске, читайте в следующем номере.