«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Разговор накануне Троицы: о душе и не только

Епархиальный семинар стал поводом для нашей беседы с отцом Вале­рием. Речь, однако, зашла не столько 6 прошедшем на днях мероприятии, сколько о деятельности Оленегорского прихода вообще. С согласия ба­тюшки в интервью было затронуто несколько тем, касающихся не только духовной, но и, скажем так, материальной жизни прихода.

1.jpg
- Отец Валерий, этот вопрос вызван не журналистским любо­пытством. Многих людей, осо­бенно далеких от Церкви, инте­ресует, на что, собственно, суще­ствуют православные приходы. Из чего складываются их доходы и куда потом эти средства направляются? Те, кто не посвящен в церковные дела, строят на сей счет всевозможные предположе­ния, зачастую довольно нелепые и даже оскорбительные для свя­щенников и прихожан. Могли бы Вы объяснить, как на самом деле осуществляется финансовая де­ятельность прихода?

- Это вовсе не секретная ин­формация. Члены Церкви, именуе­мые мирянами, должны не просто этой информацией владеть - они должны самым активным образом участвовать в приходских делах, в том числе финансовых. Древняя традиция, существующая еще с апостольских времен, предписыва­ет жертвовать на нужды храма так называемую десятину, то есть де­сятую часть доходов каждого хрис­тианина. Церковь существует толь­ко за счет пожертвований прихожан. Естественно, у прихода есть раз­личные цели - как административ­ного, социального, так и духовно-просветительского характера. Есть ряд программ, на их реализацию тоже нужны средства. Они необхо­димы также для того, чтобы опла­чивать труд работников, приобре­тать товары церковного обихода (свечи, иконы, книги), которые лю­бой мирянин может затем купить, при идя в храм. К тому же каждый приход перечисляет определенную часть своих доходов на нужды Епар­хии, а та, в свою очередь, - на нуж­ды Патриархата. Таким образом, никакого централизованного финан­сирования, в отличие от сект, у пра­вославного прихода не существу­ет. Он живет только за счет своей паствы.

- Говоря о жертвователях, Вы, очевидно, имеете в виду ча­стных лиц. А как же коллектив­ные спонсоры? Помнится, не­сколько лет назад городской Союз промышленников и пред­принимателей, в который входят ГОК, механический завод и мно­гие другие оленегорские пред­приятия, приобрел для храма новые колокола...

- Увы, это была разовая акция. Постоянных спонсоров у прихода нет. Если бы они были, я думаю, мы бы уже давно построили новый храм.

- Кстати, о новом храме. Уже окончательно ясно, что этот про­ект нереален?

- Существовало два проекта. Один из них, на мой взгляд, имеет право на жизнь, и хочется верить, что в перспективе нам удастся все-таки эту идею реализовать. Но пер­спектива, по всей видимости, бу­дет весьма отдаленная. Для этого нужен человек, у которого будут и достаточные средства, и реальная власть, и личная вера. Такой чело­век нашелся в свое время в Монче­горске в лице тогдашнего директора комбината «Североникель» Худяко­ва. При его активном содействии мончегорцы построили у себя ве­ликолепный храм. Мне не кажется, что у нас в городе ситуация в эко­номике настолько катастрофичес­кая, что о подобных проектах сле­дует забыть. Просто все зависит от личности. Неудобно говорить об этом, но, как правило, человек об­ращается к Церкви, когда в его жиз­ни происходит что-то неприятное... Это касается и потенциальных ме­ценатов.

- При этом участие Церкви в мирской жизни уже никем не ос­паривается. Наоборот, постоянно подчеркивается необходимость и значимость сотрудничества между духовенством и светски­ми властями. Вы нередко уча­ствуете в городских мероприя­тиях, выступаете с лекциями. Но во всем остальном Церковь по-прежнему остается отделенной от государства, и никого не вол­нует, каково ее материальное положение.

- Так и есть. Церковь отделена от государства и существует на свои собственные доходы. Но при этом государство исправно берет с нас налоги.

- Вы еще и государству пла­тите?

- Нам приходится нанимать людей по трудовым договорам, сле­довательно, мы обязаны платить налоги. Налоговой системе безраз­лично, из каких источников получе­ны эти деньги. Есть закон, все обя­заны его соблюдать. Кроме того, мы занимаем определенный земельный участок - значит, должны платить налог на землю. Единственное, что, согласно законодательству. Цер­ковь освобождена от налогообложе­ния на продажу предметов церков­ного обихода, включая религиозную литературу. Между прочим, в пре­жние времена было еще хуже. Цер­ковь облагалась такими чудовищны­ми налогами, что 90 и более процен­тов ее доходов уходило в государ­ственную казну. При Хрущеве поли­тика государства строилась таким образом, чтобы в стране не оста­лось ни одного прихода. Им не на что было существовать, и они вы­нуждены были закрываться.

- Хотелось бы поподробнее узнать, как осуществляется само­управление внутри прихода. Проводятся собрания прихожан, есть выборные органы, комис­сии...

- Да, есть своя структура уп­равления. Во-первых, надо сказать, что настоятель храма - это адми­нистративная должность: он назна­чается правящим архиереем и счи­тается его доверенным лицом. На­стоятель обязан заниматься всеми вопросами - от пасторских до хо­зяйственных (не без помощников, конечно). Самоуправление прихода осуществляет Приходское Собра­ние, в котором могут принять учас­тие все члены общины. На Собра­нии принимаются различные реше­ния и планируется дальнейшая дея­тельность. Контролем за исполне­нием принятых на Собрании реше­ний занимается Приходской Совет. Учетом денежных средств и мате­риальных ценностей ведает реви­зионная комиссия. У прихода есть казначей. Все эти лица избираются Приходским Собранием. Настоятель здесь не имеет права навязывать свое мнение - прихожане избира­ют только тех, кому доверяют.

- Давайте теперь отвлечем­ся от финансов. В декабре ны­нешнего года исполнится десять лет с тех пор, как Вы стали насто­ятелем храма преподобного Димитрия Прилуцкого. Что изме­нилось за это время? В первую очередь, изменилась ли Ваша паства?

- Десять лет - это не такой уж большой срок, чтобы пытаться подводить итоги. Конечно, люди меняются. Те, которые пришли в церковь и находятся в ней, меня­ются в лучшую сторону - это за­метно. Моей заслуги здесь нет - в церкви все определяется, движет­ся Духом Святым. Если человек живет напряженной духовной жиз­нью, то, естественно, это приносит плоды. Каждый христианин должен духовно расти, чтобы в итоге дос­тичь духовной зрелости. Выполне­нию этой задачи в определенной степени способствует и воскресная школа, которая действует при хра­ме. Ей тоже уже почти десять лет - первые воспитанники сами ста­ли мамами и папами (недавно, к при­меру, я крестил ребенка одной на­шей бывшей воспитанницы). Не все дети духовно взрослеют - кто-то приходит и уходит, тем не менее, за время существования школы мно­гие из них приобщились к Церкви. Практически два года мы сотрудни­чаем с городским интернатом: дети с удовольствием приходят на за­нятия в воскресную школу, и я могу сказать, что таких открытых, ду­шевных и благодарных слушателей я еще не встречал. Настолько от­зывчивых, искренних, добросердеч­ных детей, к сожалению, редко мож­но увидеть в современных семьях.

- Все ли воспитанники, вы­растая, продолжают ходить в храм? Все-таки молодежи среди прихожан маловато.

- Для того, чтобы духовно взрослеть, недостаточно только посещать воскресную школу. Ведь большую часть времени наши вос­питанники проводят не в воскрес­ной, а в обычной школе, в своей се­мье, в кругу друзей. У большинства детей, посещающих наши занятия, родители относятся к религии рав­нодушно. Детей прихожан среди них не так уж много - меньше полови­ны.

- Зачем же приводят своих детей те, для кого религия - пу­стой звук?

- Внутренне эти родители по­нимают, что в воскресной школе ребенка плохому не научат. Ребе­нок чем-то занят в свободное вре­мя - ну и хорошо. Сами же родите­ли, то ли в силу лени, то ли в силу своего духовною невежества, ре­лигиозным воспитанием не занима­ются. Поэтому, когда ребенок зада­ет себе вопрос, что же выбрать - мир или Бога, воскресная школа может помочь определиться с вы­бором.

- К вопросу о миссионер­стве. Сектанты, в основном, дей­ствуют агрессивно: раздают на улицах свои буклеты и журналы, обзванивают горожан по телефо­ну, чуть ли не ломятся в двери квартир... Что может противопо­ставить им Православная Цер­ковь ради сохранения и приум­ножения своей паствы?

- Надо вспомнить слова Спа­сителя, сравнивавшего своих пос­ледователей со свечой, которая светит всем. К тому же вера долж­на подтверждаться делами. Что может противопоставить право­славный христианин сектанту? Только себя, свою веру, свой свет. Преподобный Серафим Саровский считал, что цель нашей жизни - сначала совершенствоваться са­мому, чтобы потом вокруг спасались тысячи. Иными словами, каждый христианин должен быть образцом духовной жизни. И тогда люди, ко­торые с ним общаются, будут ста­раться быть похожими на него, по­тому что подсознательно каждый человек хочет стать лучше, чем он есть. Церковь никогда не призыва­ла воевать против сектантов с ору­жием в руках. Бог не в силе, а в правде.

- Возвращаясь к делам при­хода, не могу не спросить: какие работы сейчас производятся внутри храма и, вообще, каковы планы прихода на ближайшее время?

- Работы никогда не останав­ливались, они продолжаются и се­годня. В частности, в данный мо­мент мы занимаемся левым приде­лом, где планируется устроить ис­поведальню. Но храм - не само­цель. Я, как священник, как пастырь, считаю самым главным, чтобы рос­ла наша община - как количествен­но, так и качественно. Это и есть наш план на будущее - он такой же, как и десять лет тому назад. А вот для того, чтобы к нам могло прийти как можно больше людей, нужно строить новый большой храм. Так что одно с другим взаимосвязано.

- Вопрос сугубо личный, но он тоже многих волнует. Вы - человек достаточно молодой, но при этом опытный, получивший хорошее образование, имеющий авторитет в Епархии. Не захочет­ся ли Вам в скором будущем уехать из Оленегорска?

- На этот вопрос могу отве­тить однозначно: нет. Для меня ос­тавить свой приход - то же самое, что бросить семью. Думаю, и пово­дов для таких разговоров быть не должно. Властью сменить настоя­теля прихода обладает правящий архиерей, то есть в данном случае Владыка Симон, но для этого нужны причины, а таких причин Владыка пока не усматривает.

- И последнее. На этой неде­ле в нашем городе впервые со­стоялся крупный православный семинар, на котором Вы высту­пали в качестве председатель­ствующего. Как Вы можете оце­нить его итоги?

- Считаю, что семинар удался. Все его участники и гости (а их при­ехало гораздо больше, чем предпо­лагалось) выразили горячее жела­ние служить Церкви. Обсуждавши­еся вопросы были актуальными и достаточно острыми. Полагаю, что цель семинара - обмен опытом между приходами - достигнута. Это первое мероприятие подобно­го рода. Для того, чтобы мы могли развиваться дальше в духовном служении, такие акции необходимо проводить регулярно.
В связи с наступающим празд­ником Святой Троицы хочу пожелать обрести веру тем, кто еще не обрел ее, и утверждаться в вере тем, кто уже пришел ко Христу. И всем вме­сте стараться быть добрыми и от­зывчивыми. Всех нас Господь бла­гословляет на это, ибо сказано в заповеди: «Любите друг друга». Ду­маю, в день Святой Троицы будет полезно вспомнить эти слова, по­тому что именно в этот день на Цер­ковь сходит Святой Дух, который является первым помощником нам в исполнении святых заповедей

Беседовал Святослав ЭЙВЕ.
P.S. Подробнее о том, как прошел православный семинар в Оленегорске, читайте в сле­дующем номере.