«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Прокуратура города Оленегорска подвела итоги своей работы за I полугодие 2013 года

Продолжение. Начало в № 32

Проведенный анализ состояния законности и правопорядка на территории муниципального образования г.Оленегорск с подведомственной территорией за 6 месяцев 2013 года показал, что на поднадзорной территории продолжается рост числа зарегистрированных преступлений — 293 против 261 в 2012 году (+12,26%).
В анализируемом периоде произошло увеличение числа умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (4 против 3 в 2012 году), количество убийств осталось на уровне прошлого года.
Количество имущественных преступлений несколько снизилось (с 151 в до 149 в 2012 году), в том числе грабежей (-25%), количество краж и мошенничеств осталось на прежнем уровне (по 99 и 30 соответственно), снизилось число краж с незаконным проникновением в жилище (-21%). Возросло количество вымогательств и разбоев, а также угонов транспортных средств и количество дорожно-транспортных преступлений.
Наблюдается положительная динамика в вопросе выявления преступлений профилактической направленности (29 против 23 в 2012 году) преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств (34 против 25), экономических преступлений (8 против 4).
Принятие дополнительных мер, направленных на выявление преступлений коррупционной направленности позволило повысить количество зарегистрированных преступлений с 1 до 6.
Не в полной мере удалось стабилизировать криминогенную обстановку на улицах города. Так, за отчетный период на улицах города было совершено 41 преступление (в 2012 году — 33), всего в общественных местах (в т.ч. на улицах) совершено 65 преступлений (АППГ — 48).
Однако удалось добиться положительной динамики в области рецидивной преступности (89 против 91 в 2012 году), а также сдержать уровень подростковой преступности (6 против 7 в 2012 году).
Вместе с тем, число преступлений, совершенных в состоянии опьянения возросло на 48 %.
В отчетном периоде выявлено 1988 административных правонарушений (АППГ — 2382), в т.ч. таких как появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения — 614 (АППГ — 562), мелкое хулиганство — 81 (АППГ — 112), нарушение паспортно-визовых правил — 46 (АППГ — 190).
Однако, несмотря на достигнутые позитивные изменения, по ряду направлений оперативно-служебной деятельности улучшения добиться не удалось.
Так, по итогам 6 месяцев 2013 года ниже среднеобластных показателей остается раскрываемость краж — 41,1% (среднеобластной 56,9%), в т.ч. квартирных — 70% (среднеобластной 85,04%), грабежей — 61,54% (среднеобластной 79,20%) преступлений в сфере незаконного наркооборота — 50% (среднеобластной 60,05%), а также преступлений профилактической направленности — 77,78 (среднеобластной 83,78%).
Вместе с тем, принятыми мерами удалось повысить раскрываемость таких категорий преступлений, как убийства (100% при среднеобластном показателе 79,17%), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (100% при среднеобластном показателе 78,02%), угоны (100%, среднеобластной 80,65%), умышленных уничтожений имущества (100%, среднеобластной 29,82%), ДТП (100%, среднеобластной 83,82%).
Количество оконченных следователями СО МО МВД «Оленегорский» уголовных дел снизилось и составило 22 дел (в 2012 году — 34), из них для производства дополнительного расследования возвращено 2 уголовных дела (АППГ — 4). При этом, количество оконченных дознавателями МО МВД «Оленегорский» уголовных дел возросло (57 против 44 в 2012 году). Для производства дополнительного дознания в текущем году возвращено 1 дело.
В 1 полугодии 2013 года в ходе осуществления надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов предварительного расследования прокуратурой города выявлено 1452 нарушения закона (в 2012 году — 934), из которых 1227 (в 2012 году — 750) —при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, и 171 (в 2012 году — 164) — при производстве следствия и дознания.
Прокуратурой города руководителям следственных органов внесено 42 требования в порядке п.3 ч.2 ст.37 УПК РФ (в 2012 году — 39), отменены как незаконные 33 постановления следователей (в 2012 году — 33) и 58 постановлений дознавателей (в 2012 году — 63) о приостановлении предварительного расследования, 1 постановление следователя о прекращении уголовного дела, 1 постановление дознавателя о прекращении уголовного преследования, 5 уголовных дел возвращены следователям и дознавателям для производства дополнительного расследования в связи с существенными нарушениями УПК РФ, препятствующим направлению уголовных дел в суд.
Прокуратурой города выявлено и поставлено на учет 67 укрытых преступления (в 2012 году — 53).
В порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ в поднадзорные правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела направлено 16 материалов (в 2012 году — 10), по результатам рассмотрения которых возбуждено 15 уголовных дел.
В связи с выявленными нарушениями закона на досудебной стадии уголовного судопроизводства прокуратурой города внесено 8 представлений об устранении данных нарушений, по результатам рассмотрения которых 14 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
Уголовные дела по фактам злоупотреблений и нарушений закона, допущенных должностными лицами правоохранительных органов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, при расследовании уголовных дел, а также по фактам применения к гражданам насилия, незаконных методов расследования со стороны сотрудников правоохранительных органов, не возбуждались ввиду отсутствия оснований.
Судами оправдательные приговоры не выносились, уголовные дела по реабилитирующим основаниям не прекращались. Иски о возмещении за счет казны РФ вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, не предъявлялись.
Анализ состояния прокурорского надзора в указанной сфере в 1 полугодии 2013 года, проведенный с учетом данных, полученных из поднадзорных правоохранительных органов, органов и учреждений УФСИН, судебных органов, правозащитных и иных общественных организаций, средств массовой информации, от граждан, из иных источников, показал, что на поднадзорной территории в указанный период грубых либо системных нарушений конституционных прав граждан, в том числе в уголовном судопроизводстве, не допускалось.
По-прежнему, одной из ключевых задач является формирование действенной системы профилактики правонарушений, направленной на нейтрализацию источников криминализации общества и недопущение вовлечения в преступную среду молодежи, чему в первую очередь могут способствовать мероприятия по профилактике пьянства, наркомании, рецидива и детской беспризорности. Очевидно, что деятельность по борьбе с правонарушениями и преступлениями на территории муниципального образования будет более эффективной, если в процессы охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями, наряду с государственными структурами, будут активно включены органы местного самоуправления, общественные организации и объединения, бизнес-сообщество.
Требуется мобилизация усилий всех правоохранительных органов на поднадзорной территории для обеспечения законности и прозрачности процесса выборов главы муниципального образования и депутатов представительного органа.
В свою очередь, деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением избирательного законодательства на территории муниципального образования на данный момент является одним из приоритетных направлений деятельности. В случае выявления фактов нарушений избирательного законодательства будет осуществлено адекватное прокурорское реагирование.
Для реализации права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления необходимо сосредоточить усилия на создание эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления с населением, на формирование механизмов контроля за эффективностью деятельности органов местного самоуправления со стороны населения. Также следует обеспечить применение мер ответственности к органам местного самоуправления и их должностным лицам за допущенные нарушения закона, нарушения прав и законных интересов граждан.
Прокуратура стремится добиваться реального устранения выявленных нарушений, привлечения к установленной законом ответственности виновных лиц. Подобная работа будет продолжена.