«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Опыт признан уникальным

Двадцать шестого февраля в нашем городе на базе средней шко­лы № 4, которая с первого сентября 2009 года работает в режиме Ресурсного центра, прошел областной семинар-совещание по теме «Обеспечение индивидуализации и дифференциации образователь­ного процесса в условиях Ресурсного центра: из опыта работы му­ниципального общеобразовательного учреждения «Средняя обще­образовательная школа № 4 г. Оленегорска». Он проводился под ру­ководством министерства образования и науки Мурманской облас­ти при содействии администрации города Оленегорска с участи­ем комитета по образованию администрации города и школы № 4. В его работе приняли участие более шестидесяти руководителей Ресурсных центров и представителей органов управления образо­ванием из семнадцати муниципалитетов, а также заместитель начальника отдела дошкольного, общего среднего и специального образования министерства образования и науки Мурманской обла­сти Светлана Ивановна Ахметшина. На семинаре была организо­вана выставка работ воспитанников объединений эстетического центра школы № 4, а также методических материалов школы № 4 и Информационно-методического центра.

Открыл семинар-совещание глава города Николай Леонидович Сердюк. В своем выс­туплении он отметил причины изменений, произошедших в системе образования Оле­негорска - такие как, осложнение демогра­фической ситуации, введение единого госу­дарственного экзамена по всем предметам, мо­дернизация системы образования. Глава под­черкнул, что все нововведения в итоге долж­ны изменить ситуацию к лучшему, повысить качество образования, улучшить условия жизни и работы учителей. Работу семинара продолжила С. Ахметшина: «Тот опыт по организации профильного обучения в режи­ме Ресурсного центра, который представ­ляет сегодня школа №4, будет полезен каж­дому из нас, потому что он уникален. Ресур­сный центр открыт на базе школы, имею­щей очень много преимуществ по сравнению с другими школами этого города, и в пер­вую очередь - богатый опыт организации профильного обучения. Я хочу обратить ваше внимание на тему семинара - профильное обучение уже по сути является сред­ством индивидуализации и дифференциации и то, что уже накоплено сегодня, получает достойное продолжение в режиме Ресурс­ного центра. Мы благодарим руководство города, комитета по образованию и шко­лы, которые любезно согласились принять нас здесь и поделиться своим опытом».
Председатель комитета по образованию администрации города Людмила Андреевна Заякина начала практическую часть семина­ра. Тема ее выступления - «Создание шко­лы, работающей в режиме Ресурсного цент­ра, как условие для обеспечения качественно­го образования». Она отметила, что необходи­мость качественного преобразования системы образования - насущная необходимость, ко­торая понятна всем и диктуется она не только стратегическими документами в области об­разования, но и, прежде всего, практикой ра­боты в отрасли. Еще в 2003 году, когда в горо­де была реорганизована школа № 2 путем при­соединения к школе № 15, когда происходило ежегодное сокращение численности обучаю­щихся от 250 до 300 человек, встала необходи­мость анализа будущей ситуации. Причем ана­лиз комплектования классов отделом образо­вания был проведен до 2013 года. Результат получился неутешительный: ежегодно можно открыть восемь, в крайнем случае, девять 9-х классов. Учитывая то, что образовательное пространство города, в части общего, про­фессионального и специального образования, включает в себя наличие на территории му­ниципалитета горнопромышленного коллед­жа (а практика показала, что половина вы­пускников 9-х классов уходят именно туда), стало понятно, что к 2007 году в четырех об­щеобразовательных школах города будут открыты максимум четыре десятых класса. Кроме того, результаты ЕГЭ выпускники показывали из года в год ниже среднеобласт­ных. Необходимо было принимать какие-то кардинальные решения. Один из выходов - участие в Комплексном проекте модерниза­ции системы образования. Проанализировав состояние дел в общеобразовательных шко­лах города, комитет по образованию предло­жил поэтапно провести ряд мероприятий. Было решено на первом этапе в 2007 году десятые классы открыть только в одной шко­ле города - школе № 4, где имелись высокое качество обучения и положительный много­летний опыт организации профильного обу­чения. А на втором этапе в 2008 году была реорганизована школа № 15 и двум средним школам изменен вид-они стали основными. В этом же году советом депутатов города была принята муниципальная целевая про­грамма «Школа старшей ступени - городс­кой Ресурсный центр профильного обуче­ния» на 2008-2009 годы. Цена программы 12 780,1 тыс. рублей. В настоящее время ос­воена половина суммы, которая пошла, в ос­новном, на приобретение оборудования для кабинетов, их ремонт, ремонт полов (так как здание старое, требует достаточно больших капитальных вложений).
Создание системы специализи­рованной подготовки (профильно­го) обучения предусматривает ко­ординацию сетевого взаимодей­ствия образовательных учрежде­ний муниципального образования. С этой целью комитет по образо­ванию администрации города зани­мается вопросами - широкое ин­формирование общественности о процессе оптимизации образова­тельной сети, структуре и содержа­нии предпрофильной подготовки и профильного обучения (через сред­ства массовой информации, встре­чи с родительской общественнос­тью всех школ города, с депутата­ми городского совета, конферен­ции, совещания и семинары, ярмар­ки образовательных услуг и т.д.); разработка нормативной правовой базы, определяющей, в том числе, порядок приема в профильные классы, дабы обеспечить его обще­доступность (правила приема, по­ложение о профильных классах, положение о школе, работающей в режиме Ресурсного центра); пере­ход к «внешней», проводимой не­зависимыми территориальными комиссиями государственной (ито­говой) аттестации выпускников ос­новной школы; разработка модели построения образовательного рей­тинга выпускников основной шко­лы через создание «портфолио» ученика в каждом общеобразовательном учреждении (в этом учеб­ном году объявлен городской кон­курс «портфолио»); организация повышения квалификации всех специалистов комитета, всех руко­водителей общеобразовательных учреждений, руководителей город­ских методических объединений, всех учителей, работающих в про­фильной школе - все они в 2008 году прошли обучение на выездных курсах Академии повышения ква­лификации (г. Москва), которые профинансировала корпорация «Северсталь-Ресурс» совместно с Оленегорским горно-обогатитель­ным комбинатом; организация предпрофильной подготовки через межшкольные элективные курсы; создание на базе школы методичес­ких опорных площадок по отдель­ным предметам, по организации исследовательской работы; органи­зация на базе школы системы тьюторства, дистанционного обучения, в том числе, и для детей с ограни­ченными возможностями здоровья. Состав педагогического персо­нала Ресурсного центра комплекто­вался из всех школ города, на ра­боту приглашались учителя, име­ющие, в основном, высшую кате­горию и достаточно большой опыт работы с данной возрастной кате­горией обучающихся. Немаловаж­ным аспектом является не только моральное, но и материальное сти­мулирование. Поэтапный переход на новую систему оплаты труда позволил значительно увеличить размер средней заработной платы учителей. Если по итогам 2007 года она составляла 15456 рублей, то по итогам 2008 года - это уже 25500 рублей. С 1 января 2009 года об­щеобразовательные школы полно­стью перешли на новую систему оплаты труда. Это говорит о том, что в 2009 году средняя заработная плата учителей не будет ниже про­шлого года.
В 2008 году были определены дальнейшие перспективы повыше­ния качества образования: в мае вышли методические рекоменда­ции по проведению августовских педагогических совещаний работ­ников образования «Актуальные задачи современной модели обра­зования» и проект Современной модели образования, ориентиро­ванный на решение задач иннова­ционного развития экономики, 5 ноября - Послание Президента РФ Федеральному собранию, а 17 ноября - Концепция долгосрочно­го социально-экономического раз­вития Российской Федерации на период до 2020 года. Во-первых, эти документы подтвердили пра­вильность действий администра­ции города. Во-вторых, они заста­вили подумать об оформлении му­ниципального задания, внедрение технологии размещения которого будет ориентировать учреждения не на освоение средств, а на конеч­ный результат - на предоставление качественных услуг. Сейчас ко­митет заканчивает разработку стан­дартов качества предоставления муниципальных (бюджетных) ус­луг в сфере образования, и в част­ности, по направлению предпро­фильной подготовки и профильно­го обучения. Поскольку комитет по образованию определен уполномо­ченным органом для проведения оценки соответствия качества фак­тически предоставляемых бюджет­ных услуг утвержденным стандар­там качества предоставления бюд­жетных услуг, им были разработа­ны индикаторы и показатели каче­ства по каждой из заказанных му­ниципалитетом услуг до 2012 года.
Предложенные индикаторы и показатели являются метками, по которым будет определено, что за­явленный уровень достигнут - это показатели и повышения квалифи­кации педагогов, освоения инфор­мационно-коммуникационных тех­нологий, их использование, блок сетевого взаимодействия, непосред­ственные результаты итоговой успе­ваемости и другие. Таким образом, Людмила Андреевна обозначила целевые ориентиры до 2012 года.
Также на семинаре выступил директор Информационно-методи­ческого центра А. Скворцов, кото­рый детально изложил методику проведения мониторинга по органи­зации комплектования профильных классов. Главный блок семинара был посвящен практическому воплощению идеи профильного обуче­ния и предпрофильной подготовки непосредственно на базе школы № 4. Яркие выступления заместителя директора по учебной работе Е. Рез­ник с визитной карточкой школы, директора школы Н. Кулинченко о новых подходах к управлению об­разовательным процессом на стар­шей ступени обучения в школе, ра­ботающей в режиме Ресурсного центра, заместителя директора по учебной работе И. Савельевой об организации образовательного про­цесса в школе старшей ступени, руководителя структурного подраз­деления О. Барановской об индиви­дуальных образовательных траекто­риях - возможности реализации образовательных запросов обучаю­щихся поразили участников семина­ра своей глубиной и инновацион­ным подходом. Множество вопро­сов, которые задавали участники семинара в перерыве, говорят о том, что опыт востребован, и он действи­тельно уникален.
Следует отметить, что семинар прошел на высоком организацион­ном уровне. По завершению его ра­боты прозвучали только положи­тельные отзывы, практический опыт работы по созданию Ресурс­ного центра получил высокие оцен­ки среди участников. Было отмече­но взаимодействие всех структур власти по реализации проекта Ре­сурсного центра.

Ирина ДЬЯЧКОВА.