Пятого марта состоялось очередное заседание муниципального совета по образованию. На повестке дня - четыре вопроса. Первый - о стимулирующих выплатах руководителям образовательных учреждений и учреждений образования. Предварительно прошло заседание комиссии по стимулированию, решения которой в виде рейтинговой оценки по каждому типу образовательных учреждений за период деятельности руководителей с 1 сентября 2007 года по 28 февраля 2008 года были представлены для утверждения на заседании муниципального совета. В результате обсуждения было принято решение - рекомендовать комитету по образованию администрации города установить надбавки стимулирующего характера согласно оценке комиссии по стимулированию руководителей, а при установлении надбавок директорам муниципальных образовательных учреждений и учреждений образования не выходить за пределы двухпроцентного фонда оплаты труда, предусмотренного на стимулирование руководителей.
На совете был заслушан вопрос об итогах финансово-экономической деятельности за 2008 год и основных параметрах бюджета комитета по образованию на 2009 год. По учреждениям отдела образования кассовые расходы за 2008 год составили 385 миллионов рублей при плане 400 миллионов рублей, что составляет 96,2%. Структура затрат по уровням образования в 2008 году складывалась следующим образом: дошкольное образование - 27,4%, обязательное общее образование - 50%, дополнительное образование - 7,7%, прочие мероприятия - 14,6%. По сравнению с 2007 годом бюджет был увеличен на 15%. Рост бюджетных ассигнований связан, прежде всего, с ростом заработной платы, увеличением тарифов на коммунальные и другие услуги. В расходах бюджета 2008 года 46,6% составляли субвенции и субсидии из областного бюджета. В расходах муниципальных образовательных учреждений неизменно высокая доля расходов, направленных на оплату труда - 66,2%. В 2007 году - 66,8%. Остальные расходы идут на содержание учреждения, обновление его материально-технической базы и развитие. Средняя зарплата в муниципальных образовательных учреждениях постоянно растет: в 2007 году она составляла 13,069 рублей, в 2008 году - 16,372 рубля (рост 25% к 2007 году). Средняя зарплата учителей в школах по итогам 2008 года - 25,502 рубля. Повышение заработной платы произошло в результате перехода на новую систему оплаты труда в рамках мероприятий Комплексного проекта модернизации образования. Были введены повышающие коэффициенты за категории педагогическим работникам общеобразовательных учреждений и коэффициенты за сложность предмета. Также в 2008 году увеличен объем средств на выплату заработной платы в дошкольных учреждениях на 20%.
На питание школьников в 2008-м израсходовано 8 миллионов 176 тысяч рублей, в том числе на питание льготной категории детей за счет областной субвенции (это бесплатные завтраки и обеды) - 5 миллионов 150 тысяч рублей. В льготную категорию детей вошли 403 ребенка из малообеспеченных семей, 93 ребенка, находящихся на учете у фтизиатра, и 230 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Бесплатными завтраками были обеспечены все дети - с первого по одиннадцатый классы -2157 человек. За сет средств местного бюджета на бесплатные завтраки израсходовано 1 миллион 870 тысяч рублей. Число детей, которым предоставляются бесплатное молоко или сок, составило 1145 человек. На эти цели израсходован 1 миллион 156 тысяч рублей, в том числе за счет областной субсидии 325 тысяч рублей. На питание в детских садах израсходовано 9,5 миллионов рублей, в том числе за счет бюджета 6,4 миллиона и за счет родительской платы 3,9 миллиона рублей. Фактические расходы на одного ребенка в день составили 69 рублей 6 копеек. Расходы на обеспечение детей-сирот и детей, находящихся под опекой в приемных семьях, в 2008 году производились в соответствии с законом Мурманской области. Средний размер пособия на ребенка, находящегося под опекой-попечительством, составил в год 96,8 тысяч рублей.
Учреждениями образования по-прежнему большое внимание уделяется вопросам техники безопасности. На эти цели израсходовано 3 миллиона 353 тысячи рублей. Кроме того, охрана образовательных учреждений через предприятия ОВД, МВД, ЧОП «Охрана» обошлась бюджету в 1 миллион 617 тысяч рублей. Основных средств в 2008 году по учреждениям образования приобретено на сумму 22 миллиона 761 тысяча рублей, из них 46,6% приходится на общеобразовательные школы. Были приобретены учебные кабинеты: лингафонный, ИЗО, ОБЖ, истории, русского языка, математики, музыки, компьютерная и оргтехника, учебные пособия, мебель и другое оборудование. В связи с ростом тарифов увеличились затраты на коммунальные расходы: на тепловую, электроэнергии, воду и стоки. Капитальных и текущих ремонтов за 2008 год произведено на 17 миллионов рублей, в том числе по школе № 22 - 7,5 миллионов (из них за счет областной субвенции 7 миллионов), по Ресурсному центру - 3 миллиона рублей, за счет программы «Школьное здоровое питание» отремонтированы школьные столовые на сумму 550 тысяч рублей. Увеличение параметров бюджета в целом по отрасли привело к увеличению расходов на одного обучающегося-воспитанника в год по типам и видам образовательных учреждений. Затраты на одного воспитанника в дошкольном учреждении выросли в течение 2008 года на 40% и составили 94,1 тысяч рублей в год. В школах содержание ребенка обходилось в 57 тысяч 454 рубля в год.
На 2009 год образованию выделено бюджетных ассигнований в сумме 441 миллион рублей. Это больше прошлого года на 10%. Бюджет на 2009 год составлен с учетом повышения заработной платы с 1 января 2009 года на 7,5% и 5% - с 1 сентября 2009 года, с учетом повышения тарифов на коммунальные услуги.
Дефицит бюджета составляет 18,5%.
Предусмотрено выделение ассигнований на реализацию долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Мурманской области» - на реконструкцию школы № 22 в сумме 20 миллионов рублей, обеспечение бесплатным молоком отдельных категорий учащихся в сумме 413 тысяч рублей, реализацию региональной целевой программы «SOS» - 1 миллион 43 тысячи рублей, 653 тысячи рублей - охрана школ, реализацию долгосрочной целевой программы «Каникулы» - 2 миллиона 320 тысяч рублей, а также на реализацию проекта энергосбережения в зданиях комитета по образованию предусмотрено 10 миллионов 450 тысяч рублей, реализацию целевых программ «Школьное здоровое питание в городе Оленегорске» - 4 миллиона 700 тысяч рублей и «Школа старшей ступени - городской Ресурсный центр профильного обучения» - 3 миллиона 156 тысяч рублей. Питание детей льготной категории предусмотрено в бюджете в размере 56 рублей в день, бесплатные завтраки за счет местного бюджета 7 рублей 10 копеек. Но в связи с экономическим кризисом следует иметь в виду, что на первое полугодие в бюджете не заложены расходы на ремонтные работы и в первом квартале не предусмотрены на приобретение основных средств. Внимание муниципального совета по образованию было обращено на необходимость строжайшей экономии средств с учетом антикризисных мероприятий.
Следующий вопрос повестки - о результатах выполнения региональных и муниципальных целевых программ в 2008 году и перспективе их выполнения в 2009 году. Реализация программ 2008 года: «Развитие образования в Мурманской области на 2006-10 годы», «Комплексная безопасность учреждений системы образования на 2007-10 годы», «Развитие образования города Оленегорска с подведомственной территорией на 2006-10 годы», «Школьное здоровое питание в городе Оленегорске на 2008-10 годы», «Школа старшей ступени - городской Ресурсный центр профильного обучения на 2008-9 годы», «Ремонт жилых помещений, закрепленных за детьми, оставшихся без попечения родителей на 2008-10 годы», «Каникулы», «SOS на 2008-10 годы» продолжится и в наступившем. В прошлом году на реализацию мероприятий региональных целевых программ было израсходовано за счет средств местного бюджета и внебюджетных средств 19,5 миллионов рублей. Все запланированные мероприятия выполнены. Реализация программных мероприятий позволила создать надлежащие условия для учебы и воспитания, обеспечить профилактическую работу по укреплению здоровья детей, в том числе обеспечить питанием всех обучающихся. Кроме того, школе № 13, как победителю конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, была выделена субвенция в сумме 1 миллион рублей. На эти средства школа приобрела интерактивные комплексы и программное обеспечение для кабинетов математики, русского языка и литературы, географии, учебное оборудование и учебные наглядные пособия для кабинета музыки, набор ЕГЭ-электродинамика, электронное программное обеспечение по учебным предметам. Советом была одобрена работа по реализации муниципальных целевых программ.
В завершении заседания были заслушаны отчеты председателей советов школ № 13 и № 7 о работе государственно-общественных органов управления муниципальных образовательных учреждений. Дело это для школ новое - советы действуют только второй год. В совет входят родители учеников, учителя, ученики, администрация школы, представители общественности. Первый год, по словам председателей, был нелегким, приходилось разбираться в новом деле. Положительно то, что советы отличаются неформальным подходом к работе. Они участвуют в распределении надтарифного фонда, аттестации педагогов, в педсоветах и городских конференциях, согласовывают сметы расходов президентского гранта, внедряют в школе деловой стиль в одежде и внешнем виде, проверяют работу школьной столовой, а также заняты в проведении итоговой аттестации выпускников. Муниципальный совет по образованию, выслушав председателей, решил одобрить работу государственно-общественных органов управления и рекомендовать организовать семинары и совместные заседания их председателей для обмена опытом.
Ирина ДЬЯЧКОВА.