«Оленегорск: Люди. События. Факты»

О финансах, программах и советах школ

Пятого марта состоялось очередное за­седание муниципального совета по образо­ванию. На повестке дня - четыре вопроса. Первый - о стимулирующих выплатах руко­водителям образовательных учреждений и учреждений образования. Предварительно прошло заседание комиссии по стимулиро­ванию, решения которой в виде рейтинговой оценки по каждому типу образовательных учреждений за период деятельности руково­дителей с 1 сентября 2007 года по 28 февра­ля 2008 года были представлены для утвер­ждения на заседании муниципального сове­та. В результате обсуждения было принято решение - рекомендовать комитету по об­разованию администрации города устано­вить надбавки стимулирующего характера согласно оценке комиссии по стимулирова­нию руководителей, а при установлении над­бавок директорам муниципальных образова­тельных учреждений и учреждений образо­вания не выходить за пределы двухпроцен­тного фонда оплаты труда, предусмотренно­го на стимулирование руководителей.

На совете был заслушан вопрос об ито­гах финансово-экономической деятельности за 2008 год и основных параметрах бюджета комитета по образованию на 2009 год. По учреждениям отдела образования кассовые расходы за 2008 год составили 385 милли­онов рублей при плане 400 миллионов руб­лей, что составляет 96,2%. Структура зат­рат по уровням образования в 2008 году скла­дывалась следующим образом: дошкольное образование - 27,4%, обязательное общее образование - 50%, дополнительное образование - 7,7%, прочие мероприятия - 14,6%. По сравнению с 2007 годом бюджет был увеличен на 15%. Рост бюджетных ас­сигнований связан, прежде всего, с ростом заработной платы, увеличением тарифов на коммунальные и другие услуги. В расходах бюджета 2008 года 46,6% составляли суб­венции и субсидии из областного бюджета. В расходах муниципальных образовательных учреждений неизменно высокая доля расходов, направленных на оплату труда - 66,2%. В 2007 году - 66,8%. Остальные расходы идут на содержание учреждения, обновле­ние его материально-технической базы и раз­витие. Средняя зарплата в муниципальных образовательных учреждениях постоянно ра­стет: в 2007 году она составляла 13,069 руб­лей, в 2008 году - 16,372 рубля (рост 25% к 2007 году). Средняя зарплата учителей в шко­лах по итогам 2008 года - 25,502 рубля. Повышение заработной платы произошло в ре­зультате перехода на новую систему опла­ты труда в рамках мероприятий Комплекс­ного проекта модернизации образования. Были введены повышающие коэффициенты за категории педагогическим работникам общеобразовательных учреждений и коэффи­циенты за сложность предмета. Также в 2008 году увеличен объем средств на выплату за­работной платы в дошкольных учреждениях на 20%.

На питание школьников в 2008-м израс­ходовано 8 миллионов 176 тысяч рублей, в том числе на питание льготной категории де­тей за счет областной субвенции (это бес­платные завтраки и обеды) - 5 миллионов 150 тысяч рублей. В льготную категорию де­тей вошли 403 ребенка из малообеспечен­ных семей, 93 ребенка, находящихся на уче­те у фтизиатра, и 230 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Бесплатными завтраками были обеспечены все дети - с первого по одиннадцатый классы -2157 че­ловек. За сет средств местного бюджета на бесплатные завтраки израсходовано 1 мил­лион 870 тысяч рублей. Число детей, кото­рым предоставляются бесплатное молоко или сок, составило 1145 человек. На эти цели израсходован 1 миллион 156 тысяч рублей, в том числе за счет областной субсидии 325 тысяч рублей. На питание в детских садах израсходовано 9,5 миллионов рублей, в том числе за счет бюджета 6,4 миллиона и за счет родительской платы 3,9 миллиона рублей. Фактические расходы на одного ребенка в день составили 69 рублей 6 копеек. Расходы на обеспечение детей-сирот и детей, нахо­дящихся под опекой в приемных семьях, в 2008 году производились в соответствии с законом Мурманской области. Средний раз­мер пособия на ребенка, находящегося под опекой-попечительством, составил в год 96,8 тысяч рублей.

Учреждениями образования по-прежне­му большое внимание уделяется вопросам техники безопасности. На эти цели израсхо­довано 3 миллиона 353 тысячи рублей. Кро­ме того, охрана образовательных учрежде­ний через предприятия ОВД, МВД, ЧОП «Ох­рана» обошлась бюджету в 1 миллион 617 тысяч рублей. Основных средств в 2008 году по учреждениям образования приобретено на сумму 22 миллиона 761 тысяча рублей, из них 46,6% приходится на общеобразователь­ные школы. Были приобретены учебные кабинеты: лингафонный, ИЗО, ОБЖ, истории, русского языка, математики, музыки, компь­ютерная и оргтехника, учебные пособия, ме­бель и другое оборудование. В связи с ростом тарифов увеличились затраты на ком­мунальные расходы: на тепловую, электроэнергии, воду и стоки. Капитальных и теку­щих ремонтов за 2008 год произведено на 17 миллионов рублей, в том числе по школе № 22 - 7,5 миллионов (из них за счет област­ной субвенции 7 миллионов), по Ресурсному центру - 3 миллиона рублей, за счет про­граммы «Школьное здоровое питание» отре­монтированы школьные столовые на сумму 550 тысяч рублей. Увеличение параметров бюджета в целом по отрасли привело к уве­личению расходов на одного обучающегося-воспитанника в год по типам и видам обра­зовательных учреждений. Затраты на одно­го воспитанника в дошкольном учреждении выросли в течение 2008 года на 40% и со­ставили 94,1 тысяч рублей в год. В школах содержание ребенка обходилось в 57 тысяч 454 рубля в год.

На 2009 год образованию выделено бюд­жетных ассигнований в сумме 441 миллион рублей. Это больше прошлого года на 10%. Бюджет на 2009 год составлен с учетом повышения заработной платы с 1 января 2009 года на 7,5% и 5% - с 1 сентября 2009 года, с учетом повышения тарифов на коммуналь­ные услуги.

Дефицит бюджета составляет 18,5%.

Предусмотрено выделение ассигнований на реализацию долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Мурманс­кой области» - на реконструкцию школы № 22 в сумме 20 миллионов рублей, обеспече­ние бесплатным молоком отдельных категорий учащихся в сумме 413 тысяч рублей, ре­ализацию региональной целевой программы «SOS» - 1 миллион 43 тысячи рублей, 653 тысячи рублей - охрана школ, реализацию долгосрочной целевой программы «Канику­лы» - 2 миллиона 320 тысяч рублей, а также на реализацию проекта энергосбережения в зданиях комитета по образованию предус­мотрено 10 миллионов 450 тысяч рублей, ре­ализацию целевых программ «Школьное здо­ровое питание в городе Оленегорске» - 4 миллиона 700 тысяч рублей и «Школа стар­шей ступени - городской Ресурсный центр профильного обучения» - 3 миллиона 156 тысяч рублей. Питание детей льготной кате­гории предусмотрено в бюджете в размере 56 рублей в день, бесплатные завтраки за счет местного бюджета 7 рублей 10 копеек. Но в связи с экономическим кризисом следует иметь в виду, что на первое полугодие в бюджете не заложены расходы на ремонт­ные работы и в первом квартале не предус­мотрены на приобретение основных средств. Внимание муниципального совета по обра­зованию было обращено на необходимость строжайшей экономии средств с учетом ан­тикризисных мероприятий.

Следующий вопрос повестки - о резуль­татах выполнения региональных и муниципальных целевых программ в 2008 году и пер­спективе их выполнения в 2009 году. Реали­зация программ 2008 года: «Развитие обра­зования в Мурманской области на 2006-10 годы», «Комплексная безопасность учрежде­ний системы образования на 2007-10 годы», «Развитие образования города Оленегорска с подведомственной территорией на 2006-10 годы», «Школьное здоровое питание в го­роде Оленегорске на 2008-10 годы», «Школа старшей ступени - городской Ресурсный центр профильного обучения на 2008-9 годы», «Ремонт жилых помещений, закрепленных за детьми, оставшихся без попечения родителей на 2008-10 годы», «Каникулы», «SOS на 2008-10 годы» продолжится и в наступившем. В прошлом году на реализацию мероприятий региональных целевых программ было израс­ходовано за счет средств местного бюдже­та и внебюджетных средств 19,5 миллионов рублей. Все запланированные мероприятия выполнены. Реализация программных мероп­риятий позволила создать надлежащие ус­ловия для учебы и воспитания, обеспечить профилактическую работу по укреплению здоровья детей, в том числе обеспечить пи­танием всех обучающихся. Кроме того, шко­ле № 13, как победителю конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъек­тов РФ и муниципальных общеобразователь­ных учреждений, внедряющих инновацион­ные образовательные программы, была вы­делена субвенция в сумме 1 миллион руб­лей. На эти средства школа приобрела инте­рактивные комплексы и программное обес­печение для кабинетов математики, русско­го языка и литературы, географии, учебное оборудование и учебные наглядные пособия для кабинета музыки, набор ЕГЭ-электродинамика, электронное программное обеспече­ние по учебным предметам. Советом была одобрена работа по реализации муниципаль­ных целевых программ.

В завершении заседания были заслуша­ны отчеты председателей советов школ № 13 и № 7 о работе государственно-обще­ственных органов управления муниципаль­ных образовательных учреждений. Дело это для школ новое - советы действуют только второй год. В совет входят родите­ли учеников, учителя, ученики, админист­рация школы, представители общественно­сти. Первый год, по словам председателей, был нелегким, приходилось разбираться в новом деле. Положительно то, что советы отличаются неформальным подходом к ра­боте. Они участвуют в распределении над­тарифного фонда, аттестации педагогов, в педсоветах и городских конференциях, со­гласовывают сметы расходов президент­ского гранта, внедряют в школе деловой стиль в одежде и внешнем виде, проверя­ют работу школьной столовой, а также за­няты в проведении итоговой аттестации вы­пускников. Муниципальный совет по обра­зованию, выслушав председателей, решил одобрить работу государственно-обще­ственных органов управления и рекомен­довать организовать семинары и совмес­тные заседания их председателей для об­мена опытом.


Ирина ДЬЯЧКОВА.