На комбинате продолжается внедрение системы SAP. С1 января началась ее опытно-промышленная эксплуатация. Если «Воркутауголь» уже работает в данной системе и это дает свои результаты, то «Карельский окатыш» и «Олкон» находятся на переходном этапе. Теме внедрения модуля SAP HR была посвящена беседа, которую провел наш корреспондент с директором по персоналу ЗАО «Северсталь-Ресурс» Андреем Белышевым и руководителем проекта тиражирования SAP HR Марией Краенской.
- Компания переходит на современную автоматизированную систему управления ресурсами предприятия SAP ERP. Какие преимущества новой системы вы могли бы назвать?
М.К.: Одно из главных преимуществ - прозрачность всех бизнес-процессов, в том числе связанных с работой с персоналом. С помощью системы каждый менеджер сможет оперативно (на ежедневной основе) отслеживать все важные показатели по его подразделению, например, численность, затраты на персонал и т.д. Сейчас, когда совершаются первые шаги в работе с системой, происходит перераспределение ролей между сотрудниками, упрощаются операции. В итоге, все эти действия и новая система SAP HR должны привести к упрощению и логическому построению бизнес-процессов.
- Какие задачи в работе с персоналом поможет решить система SAP? Изменится ли подход к управлению персоналом?
А.Б.: Внедрение системы SAP HR, параллельно с созданием единого центра обслуживания (ЕЦО), напрямую ведут к изменению подхода к управлению персоналом - к созданию новой операционной модели управления. Как работа с персоналом строилась ранее? Она была в ведении кадровых служб, которые работали на уровне управляющей компании, на уровне бизнес-единиц, а также в каждом структурном подразделении предприятия. Зачастую функции дублировались, и такое их каскадирование не увеличивало эффективность работы этих служб. С вводом модуля SAP HR мы можем существенным образом изменить операционную модель управления: передать в ЕЦО всю оперативную работу и избавить от нее службу персонала бизнес-единицы. Основная же задача HR-служб на местах существенным образом будет изменена. Они будут выполнять роль бизнес-партнера, в большей степени вовлекаться в процессы коммуникаций с людьми, получать обратную связь, взаимодействовать с профсоюзами, разрабатывать новые системы мотивации работников и т.д.
Изменения также затронут работу линейных менеджеров. Исторически сложилось, что линейный менеджер в большей степени решает производственные задачи и меньше уделяет времени вопросам, связанным с персоналом. При новой операционной модели часть HR-функций, которые раньше выполняли кадровые службы, станет ответственностью руководителей подразделений всех уровней. Таким образом, они будут в большей степени вовлечены в вопросы управления персоналом.
- Можно ли назвать систему SAP одним из важных инструментов для стандартизации процессов? Какие результаты в этом направлении она дает?
А.Б.: Одним из последних примеров стандартизации может быть проведенная работа по унификации видов оплаты труда трех предприятий дивизиона. Когда мы собрали все существующие виды, их получилось более 500. После кропотливой работы по их оценке, выбора самых оптимальных и важных видов, после переговоров с профсоюзами в окончательном списке осталось всего 150. Это и есть пример упрощения, повышения прозрачности и понятности, которые приводят к уменьшению трудозатрат и повышению операционной эффективности. Если существующая система оплаты труда тяжеловесна, то сейчас именно тот момент, когда ее нужно пересмотреть и упростить.
- С какими трудностями приходится сталкиваться при переходе на новую систему? Каким образом устраняются проблемы? Как решаются технические вопросы?
А.Б.: Опыт внедрения подобных программ показывает, что очень важно исключить дублирование, продолжение использования старых систем. В случае если остается этот, по мнению пользователей, «спасательный круг», то освоение новой системы, выявление и исправление ошибок происходят значительно медленнее.
М.К.: Вопросами технической поддержки системы SAP, исправлением ошибок, найденных в процессе работы в системе, на первоначальном этапе занимаются специалисты проектного офиса. Позднее, в марте месяце, данная функция будет передана Центру компетенций.
- Какие пожелания вы бы адресовали пользователям - тем, кто в настоящее время осваивает систему SAP HR, внося в нее большое количество различной информации, и кому предстоит в будущем непосредственно с ней работать?
А.Б.: Как показывает опыт первопроходцев, я имею в виду «Воркутауголь», несмотря на все еще появляющиеся в системе ошибки, большинство пользователей уже не представляют свою работу без SAP ERP. Уверен, что то же самое произойдет и на Оленегорском ГОКе. Сейчас же нам предстоит кропотливая работа по внесению информации, изучению всех возможностей системы, отслеживанию и исправлению ошибок. Насколько корректно и внимательно мы сделаем это, настолько качественно будет работать система. В дальнейшем возможны только мелкие корректировки и несущественные доработки.
В заключение я хочу отметить, что все новое, с одной стороны, встречает недоверие и сопротивление, а с другой - выводит нас на более высокий уровень. Я хочу пожелать всем нам как можно быстрее достигнуть его, а еще терпения, гибкости и оптимизма!
Кира НАЗАРОВА.