«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Любить жизнь во всех ее проявлениях

Успешность в жизни во многом зависит от того, нашел ли человек свое дело, состоялся ли в нем. Машиниста экскаватора горного управления "Олкона" Александра Фирсова можно смело назвать именно таким человеком.

a.-firsov_.jpg

Для несведущих в горном деле может показаться, что работа экскаваторщика скучная и однообразная. Но Александр готов поспорить, потому что скучать в карьере некогда. Больше четверти века он провел в кабине экскаватора и, даже зная все тонкости и нюансы, уверен, что каждый новый забой может преподнести свои сюрпризы, как и техника может закапризничать по любому поводу. А ее-то он знает, как себя. Через него прошло все отечественное машиностроение. А начинал с самых низов: была когда-то должность — помощник помощника машиниста. И чтобы сесть за рычаги экскаватора, надо было заслужить доверие старшего, который и давал добро на работу за рычагами.
Я уже через восемь месяцев грузил валуны через зубья. Первый экскаватор был 4,6-кубовый, а потом пошли 5-ти, 8-ми и 10-кубовые. Есть опыт работы на драглайне. Ну а теперь — RH. Техника просто фантастическая, но работать на ней тяжело. Здесь мух ловить нельзя. Требуется сумасшедшая концентрация внимания: экскаватор отзывается на любое движение руки, у него нет фиксированного поворота, поэтому машину всегда приходится придерживать, — рассказывает Александр, уточняя, что на "железный" (так называют ЭКГ между собой экскаваторщики) пересаживаться уже желания нет. Это все равно что пересесть с "Жигулей" на "Мерседес", и обратно в "Жигули" уже не хочется.
Переход на дизельный экскаватор дался, по признанию Александра, непросто: — Если человек привык всю жизнь есть правой рукой, то на левую руку трудно перейти. Принцип управления машиной совершенно иной. Экипажи для этих машин набирали из опытных машинистов, все проходили обучение. У меня остался почти в полном составе мой экипаж с ЭКГ № 18. Это очень важно, кто работает с тобой на одной машине. Для нас, как в песне, экипаж — одна семья. Смену сдаем друг другу заранее по телефону, обговариваем все детали: как себя чувствует машина, какой забой, чем занимается сменщик.
Александр вспоминает, что в свое время его так учили старшие товарищи: убери беспорядок после предыдущей смены и сделай так, чтобы следующая смена могла грузить. Порядок должен быть и по машине, и по забою. Кто-то в экипаже, по негласному соглашению, следит за машиной, кто-то погрузчик от бога. Задача старшего машиниста — спланировать работу экипажа, скоординировать ее.
Увлеченность, с которой Александр рассказывает о своем деле, заражает. Увлекает его любовь к жизни во всех ее проявлениях. Работа работой, но есть и еще одно хобби, которому он отдается с не меньшим азартом — это рыбалка. С мая по конец октября его выловить в городе невозможно. Четыре смены, и полное погружение в леса Мурманской области.
Я за это лето скинул одиннадцать килограммов, бегая по десять километров по пересеченной местности до мест рыбалки. Много где рыбачил, но лучше нашего Кольского края ничего нет. Когда приехал сюда из Москвы в середине восьмидесятых, думал, годика на три, но теперь даже и не помышляю уезжать, — говорит Александр, добавляя, что теперь еще одно увлечение добавилось — путешествия по миру.

Наталья РАССОХИНА.