«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Лесное обучение

Как известно, в старшей профиль­ной школе № 4 есть физико-математи­ческий класс горной специфики, и даже два: 10В и 11В. Эти классы обучают­ся по специальной программе, и в нее входит углубленное изучение про­фильных предметов: физики, матема­тики и информатики; также по этим предметам организованы элективные курсы: «Задачи с параметрами», «Ос­новы геологии» и другие. И это все реализуется в полном объеме.

Элективы - это не уроки, как таковые, но и факультативами их не назовешь. Элективы - занятия, по­зволяющие получить дополнитель­ные знания по предмету, которые вы­ходят за рамки школьной программы, понять, что представляет собой та или иная профессия.

Одним из самых интересных элективов этого профиля является элективный курс «Основы геоло­гии». Его ведет Татьяна Николаев­на Трошина - учитель географии. Занятия проводятся не только в кабинетах. Теория здесь перемешана с практикой, которая часто прохо­дит на местности, что объясняется спецификой предмета.

Одно из таких занятий прошло в районе Заячьего озера, куда учени­ков и преподавателей доставил «ве­селенький» школьный автобус. Уча­щиеся разделились на группы и при­нялись за выполнение первого зада­ния. А оно было следующим: ниве­лирование озы. Звучит красиво. Но сейчас небольшая справка: оза - ледниковая форма рельефа, иначе говоря, холм, сопка. Нивелировать - значит измерять нивелиром. Ни­велир - специальный инструмент, с помощью которого можно изме­рить высоту природного объекта, в данном случае озы. Ребята пользо­вались простым школьным нивели­ром высотой в один метр. А сам про­цесс проходил так: нивелир ставит­ся на землю, а измеряющий присе­дает так, чтобы его глаза были на уровне инструмента. Помощник вбивает колышек в то место, на ко­торое указывает нивелир, а потом на это место ставится нивелир, и все действия повторяются. Следую­щий этап работы - измерение рас­стояний между колышками с помо­щью рулетки. Все измерения тща­тельно записываются.

Второе задание на этом занятии было немножко другого рода. За­нятие проходило недалеко от места нивелирования, в небольшом пес­чаном карьере - месте геологичес­кого обнажения на юго-востоке от Оленегорска. Там учащиеся изме­ряли слои и консистенцию каждого из слоев почвы и записывали полу­ченные результаты. Это была прак­тическая работа.

Было прохладно, все перемазались и замерзли, но повеселились. Навер­ное, только здесь многие поняли, что работа геолога - это работа не в ка­бинете, а на земле, с породой, и не всем она по душе. Такие занятия помогают понять, нужна ли тебе эта профессия, интересно ли тебе возиться с камнями и породой, твое ли это.

Мы вернулись с такого занятия с чувством выполненного долга, одна­ко впереди - обработка результатов и выводы.

Вот такие уроки у наших ребят!
Юлия САВЕЛЬЕВА, ученица школы № 4.