«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Кольские саамы: разговор о праздниках и буднях

«В далеком 1917 году, 6 февраля, в городе Тронхейме собрались представители народа саамы, проживавшие в странах Скандинавии, и приняли решение объединить усилия для отстаивания собственных национальных интересов. Так родился Международный Союз саамов. Впервые за всю свою многолетнюю историю наш север­ный народ всерьез вступил в борьбу за свои права на землю, на которой испокон веков жили и работали его предки, на леса и реки, в которых сотни поколений саамских охотников и рыболовов добывали пропитание, на оленей, без которых немыслим быт саама, в какую бы эпоху он ни жил...»

Так начала свое выступление в краеведческом музее Оленегорска президент мурманской областной Ассоциации кольских саамов Н. Афанасьева - почетная гостья тор­жественного вечера, посвященного главному саамскому празднику. Тог­да, в 1917-м году, российские лопа­ри не участвовали в конференции своих сородичей из зарубежных стран (события, происходившие в ту пору в нашем государстве, постави­ли на дыбы не только народы, его населявшие, но и весь мир, да и по­том, когда революционное лихоле­тье осталось позади, никаких попы­ток со стороны коренного народа Кольского полуострова вступить в интернациональное саамское сооб­щество не предпринималось. Не по­тому что не хотели, а потому что никто бы не позволил. Считалось, что советская власть и так обеспе­чивает процветание проживающим на территории СССР малочислен­ным народностям - к чему им объе­диняться в какие-то союзы с сопле­менниками-капиталистами?

Целых семьдесят пять лет после этого отечественные саамы жили в отрыве от решения национальных вопросов, которыми уже всерьез занимались в Швеции, Норвегии и Финляндии. И только в 1992 году состоялось вступление России в между народную саамскую организацию. С той поры минул шестнадцать лет, ныне наши земляки - потомки людей населявших Кольский край задолго до прихода славян - являются полноправными членами МСС, участвуют в проводимых Союзом мероприятиях, осуществляют совместные социальные культурные и образовательные проекты. И памятны даты, установленные для всех саамов земного шара отмечаются теперь и у нас. В их числе - Международный день саамов, празднуемый ежегодно 6 февраля, честь уже упомянутого знаменательного съезда в Тронхейме. Оленегорск не отстает. Вот уже много лет подряд весной, наш город проводил дни саамской музыки и культуры, окрашенные ярким северным коло­ритом - с песнями-ловвьтами, танцами, дошедшими до нас из глу­бины веков, выставками прикладно­го творчества, дегустацией блюд са­амской кухни и т. д. В эти дни на оленегорских улицах не редкость многочисленные группы мужчин и женщин разных возрастов в краси­вых, собственноручно пошитых на­циональных костюмах, чьи детали кропотливо восстанавливались по рассказам стариков и сохранившим­ся описаниям. Все эти разноцветные хороводы вкупе со звуками музы­ки сливаются в один сплошной пес­трый и весьма живописный калей­доскоп, с которым мало что сравни­мо.

Девятого февраля в городском музее обстановка была чуть по­скромнее, хотя без песен, образцов творчества и колоритных нарядов тоже не обошлось. Уже на входе по­сетители могли увидеть выставку рукоделия и воочию удостоверить­ся, что и для нынешних саамов фра­за «Олень - это наше все» остается актуальной и справедливой. Под­тверждением тому стали представ­ленные в экспозиции многочислен­ные изделия из оленьих кости, кожи и меха, изготовленные с большим ис­кусством.

Народу в тот день в относитель­но небольшом музейном зальчике на­бралось немало - пришлось потес­ниться, чтобы уместились все жела­ющие и осталось место для высту­павших. Вечер открыла член обще­ственной организации «Саамы Мур­манской области» О. Перепелица. Ее выступление было по большей час­ти лирическим: звучали воспомина­ния о недавних временах, когда ро­мантики в жизни саамов было куда больше, нежели сейчас, в эпоху, ка­залось бы, открывшую границы и давшую каждому возможность реализовывать свои способности и стремления. Да, как ни парадоксаль­но, нынешний период построения демократии воспринимается саама­ми (только ли ими?) отнюдь неодноз­начно. Ведь именно сейчас, а не в годы существования Страны Сове­тов, захирели мощные оленеводчес­кие хозяйства, исчезли с лица земли целые поселки (в том числе малая родина Н. Афанасьевой, куда она до сих пор старается приезжать, но на месте некогда крупного села видит теперь уже одни руины).

У лопарской писательницы На­дежды Большаковой в рассказе «Ста­рики уходят с островов» есть пока­зательный диалог:
«- Скажи, крестная, почему раньше саамы летом целыми семь­ями на островах жили? Почему сейчас этого нет? - спросила я.
- Раньше в селе жили только зимой. Летом каждый род свой удел имел. Люди жили открыто, не то что теперь. Нынче запреты на все. А что делать на острове, коль рыбу ловить нельзя? Чем питать­ся станешь? Вот власти и отбили у людей охоту на островах жить… На своей земле по-воровски живем, по-воровски сети ставим, рыбу ло­вим, все по-воровски… Оттого и люди злее, завистливее».

Увы, как-то так все устроено в нашей стране, что едва она избавля­ется от одной напасти, как тут же получает взамен другую. Права российских саамов признаны на меж­дународном уровне, они могут без проблем общаться со своими едино­племенниками, где бы те ни жили, но их повседневная жизнь внутри род­ного края далека от идеальной. Потому не как идиллическая иллюстрация, а скорее как горькая издевка прозвуча­ли слова песни, спетой на ве­чере оленегорскими школь­никами - о том, как богаты северные озера рыбой, ко­торую можно черпать сколько душе угодно. Нуж­но быть очень наивным или совершенно несведущим, чтобы принять эти паточные слова за чистую монету. Во-первых, и рыбы в местных водоемах значительно по­убавилось, а во-вторых, чи­новники, отвечающие за приумножение природных богатств, подняли стоимость лицензий для рыболовов до астрономических высот. Считается, что таким обра­зом идет борьба за сохране­ние промысловых ресур­сов. На деле же выходит на­оборот - браконьеры ло­вят рыбу и бьют в лесах зве­ря безо всяких лицензий, а люди, для которых рыбалка и охота являются основными спосо­бами добычи пропитания (многие са­амы как раз из таких), поставлены в весьма непростые условия…

В бывших колхозах и совхозах дела обстоят не лучше: от хозяйств, имевших миллионные прибыли, ос­тались одни воспоминания, сейчас они с трудом сводят концы с конца­ми, поголовья оленей, кормившие и одевавшие саамов, значительно уменьшились. В связи с этим понят­на тоска, звучащая в стихах О. Пе­репелицы: Алели во тьме очаги безмятежные,
И веяло дымом, и веяло
вечностью…
Но рухнула разом вся
жизнь наша прежняя
С покоем ее и невинной
беспечностью.

Можно, конечно, ска­зать, что время не стоит на месте - саамы за пос­ледние десятилетия из тундровых отшельников превратились в людей, которые с таким же успе­хом пользуются достиже­ниями цивилизации, как и все остальные. Они стали членами современного общества и не собирают­ся от него изолировать­ся. Нужны ли им все эти атрибуты прошлого: оле­ньи упряжки, чумы, на­туральное хозяйство в рамках затерянных в лесу стойбищ? Оказывается, нужны. Для них, для саа­мов, родовые обычаи - часть их истории, более того - часть националь­ного самосознания. И надевают они свои каньги, шамшуры и малицы не потому, что хотят, про­стите за выражение, выпендриться, а ради сбережения традиций, ради памяти, ради того, чтобы подраста­ющее саамское поколение видело - их предки были вовсе не дикарями, у них имелась своя культура, своя философия, достойная прожить еще многие века.

О мудрости саамского народа свидетельствуют придуманные им бессчетные пословицы и поговорки. Их вспоминали на вечере в музее и, сопоставляя с русскими, удивля­лись, насколько сходными могут быть взгляды на мир у двух вроде бы разных народов. Сравните саам­скую пословицу «Сухой сетью рыбу не поймаешь» с ее русским анало­гом - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Или: «Оленя вид­но по олененку» (саамский вариант) и «Яблоко от яблони недалеко пада­ет» (русская версия). Не правда ли, похоже? Может, действительно меж­ду двумя нашими народами существует некая кровная связь и этим-то и объясняется то, что уже почти тысячу лет мы мирно живем с саа­мами бок о бок на одной террито­рии?

Не забыть бы только, что на Кольском полуострове они появи­лись - и, следовательно, обжили его - раньше. Об этом историческом факте напомнил собравшимся оленегорский поэт, член литобъединения «Жемчуга» Евгений Алексеев, прочитавший стихотворение «На чьей земле живете, господа?», кото­рое произвело на слушателей силь­ное впечатление. В самом деле, по­мнить об этом нужно. Хотя бы из соображений элементарной вежли­вости (в среде саамов нет и не было сепаратистских настроений, они все­гда славились своей толерантнос­тью, то есть, говоря проще, терпи­мостью).

Словом, вечер, посвященный Международному дню саамов, не вышел кисельно-пафосным - на­шлось место и для разговоров о проблемах, мыслей о будущем, но­стальгии по прошлому. И, навер­ное, то был правильный подход. По­здравительные речи, как правило, пусты, а вот беседы о насущном в кругу единомышленников всегда полезны. Что касается воспомина­ний, то время, как пишет все та же Надежда Большакова, меняет мно­гое, но память изменить невозмож­но. Она всегда будет с человеком, а в глубине ее - то, чего забывать никак нельзя. То, без чего жизнь рухнет, как старая саамская вежа, чьи шесты подгнили и преврати­лись в труху…