«В далеком 1917 году, 6 февраля, в городе Тронхейме собрались представители народа саамы, проживавшие в странах Скандинавии, и приняли решение объединить усилия для отстаивания собственных национальных интересов. Так родился Международный Союз саамов. Впервые за всю свою многолетнюю историю наш северный народ всерьез вступил в борьбу за свои права на землю, на которой испокон веков жили и работали его предки, на леса и реки, в которых сотни поколений саамских охотников и рыболовов добывали пропитание, на оленей, без которых немыслим быт саама, в какую бы эпоху он ни жил...»
Так начала свое выступление в краеведческом музее Оленегорска президент мурманской областной Ассоциации кольских саамов Н. Афанасьева - почетная гостья торжественного вечера, посвященного главному саамскому празднику. Тогда, в 1917-м году, российские лопари не участвовали в конференции своих сородичей из зарубежных стран (события, происходившие в ту пору в нашем государстве, поставили на дыбы не только народы, его населявшие, но и весь мир, да и потом, когда революционное лихолетье осталось позади, никаких попыток со стороны коренного народа Кольского полуострова вступить в интернациональное саамское сообщество не предпринималось. Не потому что не хотели, а потому что никто бы не позволил. Считалось, что советская власть и так обеспечивает процветание проживающим на территории СССР малочисленным народностям - к чему им объединяться в какие-то союзы с соплеменниками-капиталистами?
Целых семьдесят пять лет после этого отечественные саамы жили в отрыве от решения национальных вопросов, которыми уже всерьез занимались в Швеции, Норвегии и Финляндии. И только в 1992 году состоялось вступление России в между народную саамскую организацию. С той поры минул шестнадцать лет, ныне наши земляки - потомки людей населявших Кольский край задолго до прихода славян - являются полноправными членами МСС, участвуют в проводимых Союзом мероприятиях, осуществляют совместные социальные культурные и образовательные проекты. И памятны даты, установленные для всех саамов земного шара отмечаются теперь и у нас. В их числе - Международный день саамов, празднуемый ежегодно 6 февраля, честь уже упомянутого знаменательного съезда в Тронхейме. Оленегорск не отстает. Вот уже много лет подряд весной, наш город проводил дни саамской музыки и культуры, окрашенные ярким северным колоритом - с песнями-ловвьтами, танцами, дошедшими до нас из глубины веков, выставками прикладного творчества, дегустацией блюд саамской кухни и т. д. В эти дни на оленегорских улицах не редкость многочисленные группы мужчин и женщин разных возрастов в красивых, собственноручно пошитых национальных костюмах, чьи детали кропотливо восстанавливались по рассказам стариков и сохранившимся описаниям. Все эти разноцветные хороводы вкупе со звуками музыки сливаются в один сплошной пестрый и весьма живописный калейдоскоп, с которым мало что сравнимо.
Девятого февраля в городском музее обстановка была чуть поскромнее, хотя без песен, образцов творчества и колоритных нарядов тоже не обошлось. Уже на входе посетители могли увидеть выставку рукоделия и воочию удостовериться, что и для нынешних саамов фраза «Олень - это наше все» остается актуальной и справедливой. Подтверждением тому стали представленные в экспозиции многочисленные изделия из оленьих кости, кожи и меха, изготовленные с большим искусством.
Народу в тот день в относительно небольшом музейном зальчике набралось немало - пришлось потесниться, чтобы уместились все желающие и осталось место для выступавших. Вечер открыла член общественной организации «Саамы Мурманской области» О. Перепелица. Ее выступление было по большей части лирическим: звучали воспоминания о недавних временах, когда романтики в жизни саамов было куда больше, нежели сейчас, в эпоху, казалось бы, открывшую границы и давшую каждому возможность реализовывать свои способности и стремления. Да, как ни парадоксально, нынешний период построения демократии воспринимается саамами (только ли ими?) отнюдь неоднозначно. Ведь именно сейчас, а не в годы существования Страны Советов, захирели мощные оленеводческие хозяйства, исчезли с лица земли целые поселки (в том числе малая родина Н. Афанасьевой, куда она до сих пор старается приезжать, но на месте некогда крупного села видит теперь уже одни руины).
У лопарской писательницы Надежды Большаковой в рассказе «Старики уходят с островов» есть показательный диалог:
«- Скажи, крестная, почему раньше саамы летом целыми семьями на островах жили? Почему сейчас этого нет? - спросила я.
- Раньше в селе жили только зимой. Летом каждый род свой удел имел. Люди жили открыто, не то что теперь. Нынче запреты на все. А что делать на острове, коль рыбу ловить нельзя? Чем питаться станешь? Вот власти и отбили у людей охоту на островах жить… На своей земле по-воровски живем, по-воровски сети ставим, рыбу ловим, все по-воровски… Оттого и люди злее, завистливее».
Увы, как-то так все устроено в нашей стране, что едва она избавляется от одной напасти, как тут же получает взамен другую. Права российских саамов признаны на международном уровне, они могут без проблем общаться со своими единоплеменниками, где бы те ни жили, но их повседневная жизнь внутри родного края далека от идеальной. Потому не как идиллическая иллюстрация, а скорее как горькая издевка прозвучали слова песни, спетой на вечере оленегорскими школьниками - о том, как богаты северные озера рыбой, которую можно черпать сколько душе угодно. Нужно быть очень наивным или совершенно несведущим, чтобы принять эти паточные слова за чистую монету. Во-первых, и рыбы в местных водоемах значительно поубавилось, а во-вторых, чиновники, отвечающие за приумножение природных богатств, подняли стоимость лицензий для рыболовов до астрономических высот. Считается, что таким образом идет борьба за сохранение промысловых ресурсов. На деле же выходит наоборот - браконьеры ловят рыбу и бьют в лесах зверя безо всяких лицензий, а люди, для которых рыбалка и охота являются основными способами добычи пропитания (многие саамы как раз из таких), поставлены в весьма непростые условия…
В бывших колхозах и совхозах дела обстоят не лучше: от хозяйств, имевших миллионные прибыли, остались одни воспоминания, сейчас они с трудом сводят концы с концами, поголовья оленей, кормившие и одевавшие саамов, значительно уменьшились. В связи с этим понятна тоска, звучащая в стихах О. Перепелицы: Алели во тьме очаги безмятежные,
И веяло дымом, и веяло
вечностью…
Но рухнула разом вся
жизнь наша прежняя
С покоем ее и невинной
беспечностью.
Можно, конечно, сказать, что время не стоит на месте - саамы за последние десятилетия из тундровых отшельников превратились в людей, которые с таким же успехом пользуются достижениями цивилизации, как и все остальные. Они стали членами современного общества и не собираются от него изолироваться. Нужны ли им все эти атрибуты прошлого: оленьи упряжки, чумы, натуральное хозяйство в рамках затерянных в лесу стойбищ? Оказывается, нужны. Для них, для саамов, родовые обычаи - часть их истории, более того - часть национального самосознания. И надевают они свои каньги, шамшуры и малицы не потому, что хотят, простите за выражение, выпендриться, а ради сбережения традиций, ради памяти, ради того, чтобы подрастающее саамское поколение видело - их предки были вовсе не дикарями, у них имелась своя культура, своя философия, достойная прожить еще многие века.
О мудрости саамского народа свидетельствуют придуманные им бессчетные пословицы и поговорки. Их вспоминали на вечере в музее и, сопоставляя с русскими, удивлялись, насколько сходными могут быть взгляды на мир у двух вроде бы разных народов. Сравните саамскую пословицу «Сухой сетью рыбу не поймаешь» с ее русским аналогом - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Или: «Оленя видно по олененку» (саамский вариант) и «Яблоко от яблони недалеко падает» (русская версия). Не правда ли, похоже? Может, действительно между двумя нашими народами существует некая кровная связь и этим-то и объясняется то, что уже почти тысячу лет мы мирно живем с саамами бок о бок на одной территории?
Не забыть бы только, что на Кольском полуострове они появились - и, следовательно, обжили его - раньше. Об этом историческом факте напомнил собравшимся оленегорский поэт, член литобъединения «Жемчуга» Евгений Алексеев, прочитавший стихотворение «На чьей земле живете, господа?», которое произвело на слушателей сильное впечатление. В самом деле, помнить об этом нужно. Хотя бы из соображений элементарной вежливости (в среде саамов нет и не было сепаратистских настроений, они всегда славились своей толерантностью, то есть, говоря проще, терпимостью).
Словом, вечер, посвященный Международному дню саамов, не вышел кисельно-пафосным - нашлось место и для разговоров о проблемах, мыслей о будущем, ностальгии по прошлому. И, наверное, то был правильный подход. Поздравительные речи, как правило, пусты, а вот беседы о насущном в кругу единомышленников всегда полезны. Что касается воспоминаний, то время, как пишет все та же Надежда Большакова, меняет многое, но память изменить невозможно. Она всегда будет с человеком, а в глубине ее - то, чего забывать никак нельзя. То, без чего жизнь рухнет, как старая саамская вежа, чьи шесты подгнили и превратились в труху…