«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Кое-что об изобретении азбуки

«Музыкальная азбука Бориса Мальцева - это самоучитель XXI века, это музыка своими руками», - такой вот рекламный плакат кра­суется на стеклянной двери книжного магазина. - Что ж, нынче на прилавке можно уви­деть множество различных метод - было бы желание - и приобретай самоучитель игры на баяне, на тромбоне и, может быть, на буб­не... Но время на дворе такое, что как-то не до эстетического самообразования...

Вышесказанное утверждение верно, если не брать во внимание одно интригующее об­стоятельство, а именно - автор данной му­зыкальной азбуки - наш земляк и о-очень большой оригинал. Поэтому, еще до знаком­ства с произведением Бориса Мальцева, мож­но уверенно утверждать, что перед вами весь­ма увлекательное чтиво. Борис - софист, пе­дагог, любитель музыки, и вообще - человек не от века сего... Ну скажите, кому из вас при­дет в голову потратить личные сбережения, например, на изобретение и популяризацию музыкальной азбуки для всего человечества?

- Не лучше ль вложить деньги в коммерцию, в недвижимость, в тряпки, в какой-нибудь Севзапстройбанк, наконец. Но... откройте данную книжицу и вы в очередной раз убеди­тесь, что мир движется благодаря энтузиастам, выпадающим из привычных представлений киши. Ведь мальцевская азбука - это не клас­сические наставление по игре на флейте, это - собственно - авторское видение музыкаль­ного мира. Здесь все оригинально - и пост­роение текста, и метод, и оформление. Кста­ти, рисунки на каждой страничке выполнены оленегорской художницей Галиной Роговой. Вообще, читать эту небольшую книжку реко­мендуется с дудочкой во рту, вернее-с флейтой, которая вместе с аудиокассетой входит в этот комплект.

А стиль... Позвольте привести некоторые выдержки из текста, которые помогут соста­вить представление об авторском стиле:

«...Вот ключ от сердечка, названный скрипичным, по свойству души .женской, зак­люченной в тельце скрипки (тут же нарисова­ны скрипка и скрипичный ключ)...

А вот дом-пятиэтажка, или нотный стан, где этажи, как у нас, считаются сни­зу вверх.

Нота СИ живет на третьем этаже. Она одинока. Но у нее есть мечта - это роман со звуком СИ, что владеет дворцом, блокфлейтой-сопрано. Для того, чтобы ус­лышать голос мистера СИ, приятнейший из голосов, который сводит с ума ноты, надо взять флейту-дворец так, как показано на рисунке и тихо подышать в нее, просто про­лить в нее свою душу...»

Таким вот белым стихом написан весь текст. Да, серьезного дядю-музыковеда он может покоробить, но текст предназначен не для него, а для всех дилетантов и любителей музыки от мала до велика. Автор уверяет, что постичь азы музыкальной грамоты и разучить несколько мелодий на флейте можно за пару часов, не напрягаясь при этом. В тексте нена­вязчиво преподносятся основные музыкаль­ные понятия и правила, но нет необходимос­ти их зубрить. Входящая в комплект аудиокас­сета дает возможность сверять мелодию разучиваемой вами пьесы и, при желании, сыграть вместе с оркестром, под его ак­компанемент.

Впрочем, по утвержде­нию автора, его идея выхо­дит далеко за рамки просто музыкального образова­ния. Его идея в том, как жить в XXI веке. Борис уве­рен, что на смену «жест­ким» образовательным технологиям приходят «мягкие». Методика «дол­бежки» постепенно ото­мрет, так как она отбивает у человека желание к постижению нового, желание творить. Покуда нас все время перекармливали «демьяновой ухой» - поэтому и появилась идея написать... сказку, поэму в прозе, но не менторское руко­водство по игре на каком-либо инструменте, не академический трактат о музыке.

Музыка для всех, имеющих душу, музыка без насилия - вот кредо автора, решившего выжать квинтэссенцию из своего десятилет­него преподавательского омыта.

Человек самостоятельно учится ходить, тяга к познанию заложена в него природой - значит, он может самостоятельно понять му­зыку. Учитель - лишь советчик и друг, но не насильник. Таким вот видится автору концеп­ция образования (и не только музыкального) в новом тысячелетии. На базе своих идей Бо­рис строит преподавание в музыкальной шко­ле. Руководство школы и отдела культуры смогли понять стремление педагога и вклю­чили в учебный план авторский курс «Семейная школа». Сегодня в «Семейную школу» приходят заниматься дети вместе с родителя­ми (или - родители вместе с детьми)...

Есть у Бориса Мальцева мечта - создать школу новых образовательных технологий. Поэтому он решил через газету обратиться к тем педагогам, кто не утратил творческую искру: «Давайте встретимся - математи­ки и химики, фишки и лирики - вместе попробуем создать что-то новое, не дере­вянное, не школярское, а живое...

Мамы, имеющие детей дошкольного возраста!

Бабушки, имеющие малолетних внуков.

Вы, музыкальные переростки!

Все в семейную школу музыки!

Долой музыкальную безграмотность!»


P.S. Всех: педагогов или просто любителей педагогики, ждем в музыкальной школе, кабинет 25.


Сергей Сергеев.