«Оленегорск: Люди. События. Факты»

К юбилею «Заполярной руды». Часть седьмая

В середине 80-х, после продолжительного застоя, в газете, как, впрочем, и в стране, наметились кардинальные перемены. Да и как им было не наметиться, когда на слом пошел весь социальный и политический строй, по правилам которого мы жили семь десятилетий?


Что бы там ни говорили про перестройку, но для прессы это было благодатнейшее время: тиражи росли, как на дрожжах, увеличивалась подписка, свежие номера раскупались с быстротой необыкновенной, а очереди у газетных киосков соперничали по длине с очередями возле продуктовых магазинов. Всевидящее око партии утратило свою бдительность и средства массовой информации хотя бы на короткий срок почувствовали себя воистину свободными. Ну, или почти свободными, поскольку контроль за содержанием «Заполярной руды» со стороны ее учредителя — комбината — сохранялся по-прежнему: редактор наряду с начальниками цехов, как и раньше, присутствовал на производственных планерках и получал нагоняи за допущенные корреспондентами неточности или за недостаточное, по мнению гоковского руководства, освещение горняцких проблем.
Тем не менее, обычно робкая и зашоренная «Заполярка» начала преображаться, принявшись писать не только об отдельных мелких недостатках («гражданин такой-то пролез без очереди»), но и о явлениях более глобальных, по крайней мере, в масштабах города. Этот период связан с именем нового редактора «ЗР» Анатолия Георгиевича Чижикова, возглавившего редакцию в октябре 1986 года. Он принял газету все той же двухполоской, выходившей два раза в неделю, какой она была при прежнем редакторе Воронове. Уже в январе 1987-го тираж «Заполярки» вырос до шести с половиной тысяч экземпляров, а еще через год увеличился до 6700. Тогда же, в новогоднем номере 1988-го, был опубликован клич комбинатовского комитета ВЛКСМ под названием «Зажечь словом, чтобы было дело». В нем говорилось:
– «С нового года один номер газеты раз в месяц будет выходить целиком посвященным молодежи комбината и города. Назвать его, к примеру, можно было бы «Горизонт» или как-то по-другому. Полновластным хозяином молодежного выпуска станет общественная молодежная редакция, на плечи которой ляжет вся цепочка корреспондентского и издательского труда — от подготовки материала в номер до выпуска его в свет в типографии. Молодежный выпуск газеты станет открытой для всех трибуной гласности, дискуссии, полемики, приглашением к откровенному, порой острому, разговору по различным молодежным проблемам. Будить мысль читателей, побуждать их к действию, выявлять, поддерживать, развивать инициативу молодых рабочих, специалистов, юных патриотов города, содействовать ее реализации, защищать их интересы, давать бой рутине и косности — в этом видится смысл нового начинания».
Первый молодежный выпуск «Заполярки», ставивший перед собой столь возвышенные цели, вышел 10 февраля 1988 года. В нем особо оговаривалось, что все материалы номера были подготовлены без участия профессионального коллектива редакции, и почти половина авторов впервые пробовала себя в качестве журналистов. Эксперимент, согласимся, смелый, даже по новым временам. В выпуске, впрочем, не содержалось ничего чересчур оригинального и тем более крамольного: заметка об открытии в городе военного клуба, подборка мнений о роли молодых кадров на комбинате, корреспонденция о перелетных птицах, которых подкармливают сердобольные горожане... Первым общественным редактором «молодежки» стал Александр Макаревич. Название «Горизонт» продержалось всего два выпуска и было заменено на «Позицию», у которой вскоре появились не только постоянные авторы, но и собственные рубрики, например, «Молодежный курьер», где короткой строкой публиковались новости, рассчитанные на молодое поколение, и «Поэтический салон», представлявший аудитории литературное творчество молодых. «Позиция» просуществовала несколько лет. Позднее была сделана попытка выпускать еще и специальную страницу для детей и подростков «От шестнадцати и младше», но это начинание как-то не прижилось.
Газетной площади катастрофически не хватало, и вот, с ноября 1988-го, редакция перешла на сдвоенные номера. Это позволяло, во-первых, сэкономить несколько «квадратов», занимаемых шапкой и выходными данными, и, во-вторых, ставить крупные материалы на разворот. «Заполярка» теперь выходила раз в неделю по средам, и цена ее увеличилась, соответственно, до двух копеек.
На рубеже 1988-1989 годов редакция, к тому времени окончательно покинувшая промышленную территорию ГОКа, обосновалась в мансарде 17-го подъезда в доме № 4 по Ленинградскому проспекту. Три кабинета и коридор в отдельном «скворечнике» на шестом этаже в центре города — тогда это казалось роскошью. И главное — никаких помех. Единственный минус — и журналистам, и посетителям приходилось каждый день не по одному разу преодолевать более сотни ступенек, но это был уже пустяк.
Коллектив в редакции сложился сравнительно молодой — средний возраст в районе тридцати. Костяк составляли Эмилия Жоголева (по статусу она являлась заместителем редактора и оставалась руководить газетой на время его отсутствия), Нина Богданова и Михаил Кадашников — люди в достаточной степени профессиональные и ответственные. Разбавляли тексты не только традиционными фотографиями рабочих в касках, но и оригинальными по сюжету и исполнению рисунками Жанны Гофен.
Разговоры о том, что городу необходимо свое радио, начались еще в 1988-м — тогда на страницах «ЗР» появилась заметка, в которой предлагалось сообща обсудить эту тему. В декабре 89-го в радиоприемниках оленегорцев зазвучали позывные «Горняцкого вестника» — первой городской радиопередачи, которая выходила еженедельно по вторникам и четвергам, восполняя тем самым информационные пробелы между выпусками «Заполярки», Радиовещание было организовано по инициативе парткома и дирекции ГОКа, поэтому неудивительно, что первым гостем студии стал секретарь партийного комитета Павел Шкробот. В программах, кроме интервью и репортажей, звучали также новости, реклама и музыка. Хлопоты по подготовке и выпуску радиопередач были «повешены» на редакцию «ЗР», и она на какое-то время превратилась в объединенную редакцию газеты и радио. Журналисты «Заполярки» были вынуждены расширить свой профиль — теперь они работали и репортерами, и режиссерами, и дикторами.
«Горняцкого вестника» хватило ненадолго, где-то через год-полтора он тихо умер, однако почин был сделан, и история городского радио на этом не закончилась.
Газета между тем продолжала набирать обороты. В январе 1990 года был сделан долгожданный шаг к реальному увеличению полезной площади. «Заполярка», продолжая оставаться четырехполосной, стала выходить два раза в неделю (как прежде, по средам и пятницам), то есть ее еженедельный объем вырос вдвое. Попутно еще на сто экземпляров увеличился тираж. Все эти явления были вполне объективными: газета выходила на новый виток популярности. Происходило это, в первую очередь, благодаря тому, что в ней, как уже было сказано, стали появляться невиданные доселе материалы, в которых — подумать только! — критиковались существовавшие в стране порядки. Правда, то же самое наблюдалось и на страницах центральной прессы, но то центральная, а тут наша, местная, от которой подобной дерзости пару лет назад никто не мог и ожидать.
Рамки комбинатовской многотиражки, в которых «Заполярка» пребывала вот уже 35 лет, стали ей окончательно тесны, и в январе 1991 года статус газеты был изменен — она стала по-настоящему городской. Начало реформ, как водится, означало и смену редактора. Прежний был переведен на должность ответственного секретаря (второй человек в редакции) и проработал в «Заполярке» еще около года. Таким образом, общий стаж Анатолия Чижикова в «Заполярной руде» составил около пяти лет. Работая в редакции, он параллельно учился на заочном отделении Института кинематографии имени Герасимова (сценарный факультет), решив добавить к уже имевшемуся высшему журналистскому образованию еще и высшее кинематографическое. Его дальнейшие жизненные планы были связаны с Москвой, поэтому свои кадровые перемещения в «Заполярке» он воспринимал спокойно. Более того, он, кажется, расценивал их как нечто само собой разумеющееся, стремясь уйти по возможности «плавно», чтобы успеть помочь новому редакционному начальству войти в курс дела.
Во многом благодаря Чижикову и приглашенным им корреспондентам язык «Заполярной руды» перестал быть серым и суконным — стал ярче, живее и современнее. На страницы газеты вернулись фельетоны — как написанные собственными авторами, так и заимствованные у классиков жанра, например, у Жванецкого. В свободное от основной работы и учебы время Чижиков писал пьесы и охотно помогал советами начинающим оленегорским литераторам. В жизни ему довелось сменить много профессий: будучи совсем молодым человеком, работал на заводе, затем, во время учебы в Харьковском государственном университете, читал литературу в школе, играл в студенческом театре и сам ставил спектакли. Работу в газете расценивал как необходимый и вполне осознанный этап своей творческой деятельности. Став дипломированным сценаристом и драматургом, он в 1992 году покинул Оленегорск и перебрался в столицу. Сейчас сотрудничает с телевидением, пишет сценарии, его фамилию можно встретить в титрах некоторых популярных телесериалов.
Уходя из газеты, Чижиков сказал: «Хотелось бы видеть «Заполярную руду» в руках каждого горожанина, независимо от того, где он работает и чем занимается. Что касается статуса и объема газеты, то на данном этапе я вполне доволен... Осталось набрать в качестве. Думаю, через год-два можно будет двигаться дальше по всем направлениям».
И надо сказать, в начале 90-х имелись все предпосылки для того, чтобы это предсказание сбылось. Но об этом в другой раз.

Святослав ЭЙВЕ.