«Оленегорск: Люди. События. Факты»

К 60-летию комбината и города

Хроника минувших дней, или по страницам старых газет

«Передвижной диспетчерский пункт представляет собой металли­ческую кабину на гусеничном ходу. Использовался списанный экскава­тор. Стоит диспетчерский пункт у западного съезда в карьер, почти на самой кромке борта.

Из кабины хороший обзор. Пря­мо в центре карьера, на нижнем го­ризонте, большой участок взорван­ной массы. Когда закончится выбор­ка этой руды, траншеи горизонта 110 метров, нарезанные в северной и южной частях карьера, соединят­ся. Слева у одного из экскаваторов только что закончилась погрузка думпкаров. Состав вот-вот отойдет. Оператор Валентина Дмитриевна Волыхина вызывает по телефону диспетчера желдорцеха: «Павел Федорович, взвесьте состав с рудой от тринадцатого». «Хорошо», - слышен из динамика ответ П.Ф. Шкробота. (Взвешивание ведется сейчас выборочно).

Перед оператором на столе - развернутый лист бумаги. В нем отражен каждый час работы рудни­ка - графы, заполненные цифрами. Указав на группу цифр, Валентина Дмитриевна сообщает интересную новость: «Ночью смена дала рекор­дную выработку, отгрузила 20294 тонны руды». «Почти в два раза перевыполнен план. Задание было 10800 тонн. Впервые у нас достиг­нута такая выработка. Начальни­ком передовой смены работает Николай Павлович Павлов, горным мастером - Александр Ефремович Поляков», - поясняет начальник рудника Виктор Павлович Шведов.

В этот день - 26 августа - мне удалось побывать вместе с ним в карьере. И передо мной раскрылась картина напряженного труда, понят­нее стали цели рабочего коллекти­ва.

С начала месяца наметилось было - совсем не по вине рудника - отставание по отгрузке руды. Но как только на обогатительной фабрике увеличилась потребность в ней, отставание удалось ликвидировать. Вновь по­казали свои деловые качества экипажи тт. Муравского, Четверткова, Костусева и других.

Не подвели и вспомогательные службы. Начальник рудника добрыми словами отзывается, например, о службе водоотлива, которой руководит электромеханик Алексей j Павлович Мочалин: «Не было нынче ни одного простоя из-за об­водненности забоев. А ведь дело сложное. Видите, как круто поднимаются трубы? С нижнего го­ризонта ни один насос не сможет откачать воду сразу в Кахозеро. Приходится делать пе­рекачку. Вон там насос стоит и там. Особен­но трудно водоотлив­ной службе, когда идет одновременно зарезка нескольких траншей. Намного увеличивается у них объем работ».

Мы стоим в север­ной части карьера.

Сверху хорошо все видно. Вблизи отрабатывает забой экскаватор № 18, где старшим машинистом Гри­горий Афанасьевич Коваль. Скоро этот экипаж встанет на зарезку траншеи нового горизонта отметки 98 метров. Сюда уже перегоняется буровой ста­нок Александ­ра Петровича Никонова.

Большая работа ведет­ся в южной части карьера по плану чет­вертой очере­ди расшире­ния комбина­та - работа, определяю­щая будущее рудника.

Наш «га­зик» пересе­кает железнодорожное полотно у южного съез­да в карьер. По левую сторону ос­тается экскаватор № 1.

Интересная судьба у этого экс­каватора. Это тот самый, что мно­го, много лет назад первым посту­пил на рудник, и его по бездорожью перегоняли со станции Оленья. А недавно экскаватор совершил свой последний пятидневный переход сюда, в самую южную оконечность рудника. И его последняя задача - проложить трассу для нового желез­нодорожного пути на породные от­валы. Если бы на машинах отражались годы, как на лице человека, то каждый, взглянув на этот экскава­тор, почувствовал бы большое по­чтение к его возрасту, к его труду, что остались у него за плечами.

А какая судьба ожидает «ста­рожила» после того, как выполнит он свой последний долг? Не хоте­лось бы увидеть его списанным в груде металлолома. Установлен­ный на постаменте, экскаватор мог бы нести новую службу, являясь воплощением труда тех, кто пер­вым пришел на гору Оленью и кого нынче зовут ветеранами ком­бината.

По обе стороны железнодорож­ного съезда в карьер - почти от­весные стены пород. Настоящее ущелье ведет на нижние горизонты карьера. Но это уже не надолго. Большие резервуары мешали до сих пор вести здесь работы. И часть горы оставалась нетронутой, возвы­шаясь своеобразным пиком, вызывая у приезжих любопытство, а у сведущих людей улыбки. Сейчас резервуары убраны, скалу взрыва­ют, вывозят, и карьер откроется, пе­ренесут съезд.

Здесь поставлен буровой ста­нок Петра Стратоновича Матвейчука, награжденного орденом Тру­дового Красного Знамени. Станок работает уже пятый год без капи­тального ремонта. Несколько экс­каваторов ведут отгрузку породы. «БелАЗы» то и дело выходят гру­жеными на дорогу, направляясь к отвалам.

Понадобилось и изменить рас­положение открытого рудного скла­да. Сейчас делается отсыпка желез­нодорожного пути. Склад развер­нется, протянется вдоль основных железнодорожных путей в сторону завода силикатных изделий. Увели­чится его вместимость, и станет воз­можным хранить руду раздельно в зависимости от ее качества, и это удобно будет для обогатителей. «На этом участке, - рассказывает В.П. Шведов, - трудно взрывникам. Они в стесненных условиях - ря­дом станция Центральная, корпу­са обогатительной фабрики. Но ни один взрыв не повредил построек. Взрывники показывают удивитель­ное мастерство».

Объезжаем весь карьер по ок­ружной дороге. Именно в эту сто­рону расширяется рудник. Дорож­ники с маркшейдерами начали про­кладку капитальной окружной до­роги. Электрическая служба рудника перено­сит на но­вое место линию электропе­редач, что­бы дать возмож­ность экскаваторщикам расширить вскрыш­ные рабо­ты. Сло­вом, всем нашлось дело.

Мощность комбината должна возрасти до 13 млн. 500 тыс. тонн руды в год. И уже сегодня закладывается осно­ва будущих успехов. И развертыва­ние горных работ, и оснащение руд­ника новой техникой - уже три но­вых экскаватора встали в этом году в забои, четвертый собирают члены экипажа Ивана Егоровича Архипенко вместе с механиками - все под­чинено этой большой цели».


Б. Кожевников,
«Завтрашний день рождается сегодня».
«Заполярная руда» № 69, 30 августа 1969 года.