«Оленегорск: Люди. События. Факты»

„Я счастлив, что нашёл себя в музыке.."

...В детстве Саше очень хотелось иметь велосипед. В магазине их в те годы было видимо-невидимо. Накопил мальчишка денег и пошёл в райпо, так называемый районный универмаг, выбирать двухколёсного друга. На витрине «Орлёнки» стоят — одно загляденье, ещё минута и мечта превратится в реальность, как вдруг в соседнем отделе кто-то заиграл на гармошке, да так заливисто и красиво запел инструмент, что забыл Саша про велосипед и пристал к музыканту: «Дядя, выбери и мне гармонь...» — усмехается Александр Тимофеевич Науменко, вспоминая тот далёкий случай из детства. С этого интересного момента и начался наш разговор о его музыкальной судьбе.

Родился Александр в 1942 году в Воронежской области. Край этот издревле славился своими богатыми песенными традициями. Даже сейчас собираются в деревеньках по вечерам любители попеть, и льётся над широкими российскими просторами народная песня.
— Послевоенное время было трудное, — вспоминает мой собеседник, — голод, засуха. Пришлось нам из России перебираться в Казахстан к родственникам. Напротив дома, где мы жили, находилось общежитие, частенько по вечерам собирались молодые ребята и пели под гитару. А меня с малолетства привлекала музыка. Видя мой интерес, один парень, Марат, для смеха стал обучать меня игре на гитаре. Собирались зрители, и мы давали самый настоящий концерт. В репертуаре преобладали широко популярные дворово-блатные песни: «Всюду деньги, деньги», «Гоп со смыком», «Мамочка родная, сердце раз. битое...». В ту пору минуло мне шесть лет.
В 1953 году вернулся Саша с родителями на воронежскую землю в родную Алексеевку. И здесь судьба не обошла его стороной. Подружился он с конюхом Тихонычем, любителем поиграть на гармошке и стал потихоньку у него учиться. Кое-что получалось.
...К концу лета в деревне часто справляли свадьбы, сопровождались они конным «экскортом». Звонкими бубенцами н обрядовыми песнями. На одной из таких свадеб услышал Саша удивительную мелодию и долго стоял, как заворожённый, пока не скрылся свадебный эскорт и не смолкла вдали песня. Прибежал он домой, взял гармонь и сразу же заиграл только что услышанную мелодию, удивив при этом не только окружающих, но и себя.
Музыкальные способности проявились у Саши очень рано. Любил паренёк находиться там, где звучала музыка. Сам осваивал музыкальные инструменты, подбирал на слух понравившиеся мелодии, постигая волшебный мир звуков. Пойдя в школу, он уже умел играть самые популярные в то время песни — «На крылечке вдвоём» Дунаевского, куплеты Курочкина из кинофильма «Свадьба с приданым», песни из репертуара Л. Утёсова, любил военно-фронтовую тему и многое, многое другое. Стремление хорошо играть и быть музыкантом неудержимо влекло Сашу в художественную самодеятельность.
— Нашей семье много пришлось путешествовать, где только не жили, — рассказывает Александр Тимофеевич. — В Оленегорск приехали в 1954 году. Художественная самодеятельность влекла меня всегда, я не раздумывая пошёл в клуб Горняков, раньше он находился, где сейчас милиция. Здесь мне посчастливилось познакомиться с Алексеем Матвеевичем Борисовым, аккомпаниатором-баянистом. Очень многому он меня научил.
В 1957 году в Оленегорске построили новый Дом культуры. Маленький горняцкий городок стали посещать знаменитости — оркестры Дмитрия Покрасса и Бориса Ренского, Молдавский государственный эстрадный оркестр, инструментальный квартет В. Дмитриева, многие популярные артисты. Молодёжь была увлечена музыкой. У Саши родилась идея создания инструментального трио — аккордеон, гитара, контрабас. Чуть позже, с приходом ещё одного музыканта-кларнетиста, образовался инструментальный квартет. Ребята были молоды, полны творческих сил, энергии. Кропотливо по вечерам с магнитофонной ленты снимали записи концертов, а потом репетировали, отшлифовывая и работая над каждым звуком, музыкальной фразой. Со временем репертуар квартета заметно усложнялся, появились серьёзные мелодии: «Гуцульская рапсодия», «Танец с саблями», фантазии на молдавские темы.
В 1960 году Александр поступает в Петрозаводское музыкальное училище, проучился два курса, потом был призван в армию, служил здесь же, на Кольском полуострове. После армии вернулся в родной Дом культуры, снова собрал ребят. С концертной программой его ансамбль исколесил всю Мурманскую область, ездили в Ленинград, выступали с «Оленегорочкой».
Постепенно, с годами формируется у Александра музыкальный вкус, повышается мастерство и исполнительская культура. На достигнутом не останавливается, увлёкшись джазом, создаёт первый в области диксиленд. Музыканты играют традиционный джаз, неоднократно их приглашают на телевидение и радио. Всюду сопутствует успех.
В начале 70-х годов страну буквально захлестнула волна вокально-инструментальных ансамблей.
Инициатором создания в Оленегорске популярного жанра — ВИА — опять становится Александр. Как только не называлась появившаяся на свет группа — «Пермус», «Скоморохи», а в 1972 году музыканты окончательно и бесповоротно решили назвать ансамбль «Олвиа». Для тех, кто не знает, как расшифровывается аббревиатура, это значит — Оленегорский вокально-инструментальный ансамбль.
Более 15 лет существовал «Олвиа» и неизменным его руководителем являлся Александр Тимофеевич. В каких только смотрах-конкурсах, фестивалях не приходилось ансамблю участвовать. Были и творческие взлёты, успех, и горькие неудачи — все это было, было... Играли музыканты инструментальную музыку, джаз, поп-музыку, любили слушать «Перпл», «Кристи», делали свои обработки и аранжировки. В репертуаре — самые разнообразные произведения, начиная с патриотической песни и инструментальной музыки и заканчивая русской народной песней. Степень трудности исполняемых композиций повышалась, если выступал «Олвиа», то со сцены звучало великолепное многоголосие в сопровождении ритм-группы и духовой секции.
Вершиной творческого взлёта Александра Науменко явилось создание в 1986 году эстрадного оркестра джаз-бэнда. В этом «детище» со всей силой проявился талант и мастерство музыканта. За время своего недолгого существования джаз-бэнд успел завоевать популярность не только среди жителей нашего города, но и области. Кстати, это был самый большой состав джазового оркестра в области и джазмены по достоинству оценили его. Александр Тимофеевич являлся не только руководителем, дирижёром оркестра, но и его вдохновителем, аранжировщиком, автором музыкальных композиций.
Мой небольшой рассказ об оленегорском музыканте завершается. Сейчас Александр Тимофеевич Науменко работает педагогом в музыкальной школе. На вопрос, что же значит для него музыка, он, немного подумав, ответил: «Я счастлив что нашёл себя в музыке, связан с искусством. Музыка — это моя жизнь, мой способ существования, моя работа. Несмотря на проблемы, тяготы нашего общества, а работа музыканта малооплачиваемая, я все-таки не мыслю себя без творчества, без встречи с людьми, общения с ними посредством музыки, репетиций... В этом вижу смысл моей жизни».


Н. РУДЕНКО.