«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Хроника минувших дней, или По страницам старых газет

«Еще не остыли моторы автома­шин. От них исходит теплый воздух, пропитанный терпким запахом бен­зина и солярки. Шоферы направля­ются в душевую, снимая на ходу пропахшие комбинезоны. Люди, как и их машины, еще сохраняют накал рабочего дня.

Но вот подведены итоги, и шо­фер Алексей Скачков кивнул мне:

- Пошли...

Мы идем не спеша по дорожке к виднеющемуся вдали городу. Неко­торое время мой спутник молчит, вглядываясь в разноцветные квар­талы жилых домов. Широкие улицы устремились на холм. Вдали видне­ются башенные краны. Там строят­ся новые дома для горняков, обога­тителей, ремонтников и строителей.

- Ну что тебе рассказать? - спокойно начал А. Скачков. - Ви­дишь, какой город построили, фаб­рику... Преобразилась тундра - край нехоженых троп...

Вместе с геологоразведочной экспедицией в 1946 году прибыл Скачков на место будущего города. Вокруг была пустынная тундра. Жили в палатках.

- Наверно, каждый город, ко­торый построен руками советских людей, начинал свою историю с «ситцевого городка», - просто подмечает он.

Будто не было морозной зимы, заполярных буранов и долгой не­проглядной ночи, будто это было с кем-то, а не с нами.

В первую очередь начали про­кладывать дорогу от станции Оле­нья. Почти все работы выполняли вручную. Лопата, ломик и тачка - вот и вся механизация. Но вскоре появились трактора, бульдозеры, автомашины. Работа пошла быстрее.

Геологоразведка закончилась, на горе Оленьей уже рубили лес, что­бы строить рудник, а строители 7 августа 1949 года закладывали фун­дамент первого каменного дома Оленегорска.

Старожилов в Оленегорске не­мало. Как правило, они являются лучшими производственниками. Кто не знает на руднике машинистов экскаваторов Г. Синягина и П. Кукуш­кина? В Оленегорск они прибыли в 1949 году. Синягин работал разно­рабочим, Кукушкин - шофером. А когда прибыл первый экскаватор, организовались курсы. Занятия проводил инженер Уралмашзавода т. Диковский. После рабочего дня изучали замечательный агрегат - экскаватор «СЭ-3», а на практику выезжали в Кандалакшу.

22 февраля 1950 года был вы­нут первый ковш породы на гори­зонте 206 метра. Это сделал на пер­вом экскаваторе первый машинист Георгий Синягин. Потом стали да­вать руду. Добыча ее все росла и росла. Теперь уже не один, а не­сколько мощных экскаваторов рабо­тают в забоях рудника.

Есть свои ветераны труда и на фабрике. Одним из первых приехал на обогатительную фабрику инженер Р. Бердичевский. Вместе с ним прибыли инженер Е. Семенова и техник А. Тураева...

- Было это в 1953 году, - вспо­минает Р.И. Бердичевский. - Фаб­рика еще строилась. В корпусах крупного и мелкого дробления и в первой очереди главного корпуса работали монтажники. Они торопи­лись. Готовились к пуску и обога­тители. И вот, наконец, государ­ственная комиссия приняла от стро­ителей фабрику. У дробильных и обогатительных агрегатов встали подготовленные нами люди. Начали выработку концентрата. Не сразу он у нас получился. Не хватало опыта, испытывали различные трудности. Но у нас много было решимости и молодого задора. Работали круглые сутки. Теперешняя диспетчерская была похожа на боевой штаб. Учи­лись сами и учили людей. Занима­лись на курсах и в цехах, у оборудо­вания. Ездили в Нижний Тагил, не­которые обучались на комбинате КМАруда. Зато каким радостным был для нас тот день, когда мы получили первый доброкачественный концентрат. В пусковой период его вырабатывали немного - за месяц столько, сколько сейчас за сутки. Но производительность росла быстро. Теперь наша фабрика полностью обеспечивает Череповецкий метал­лургический завод сырьем.

За предстоящее семилетие фаб­рика почти в два раза увеличит вы­пуск концентрата. Она строится и строится.

Но строится не только фабрика. Строятся жилые дома, детские ясли и сады, силикатный завод... На ок­раинах города к концу семилетки появятся корпуса новых заводов. Мы верим, что молодой город За­полярья - Оленегорск - будет большим благоустроенным горо­дом. Вера эта придает нам, оленегорцам, силы в борьбе за досрочное выполнение семилетнего плана».



В. Степурко, помощник машиниста электровоза,
«Старожилы рассказывают».
«Заполярная руда» № 32, 11 августа 1959 года.