«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Евгений Алексеев на сцене «Полярной звезды»

Евгений Алексеев - человек в Оленегорске известный. Стал он таковым, в первую очередь, благодаря своей основной деятельности - медицинской. Долгие годы доктор Алексеев был практикующим хирургом, спасал людские жизни и здоровье, затем вел приемы больных в поликлинике. Трудиться в городской больнице он продолжает и сейчас - время над ним, как говорится, не властно. Наверное, немного найдется оленегорцев, кому он хотя бы раз не помог нужной рекомендацией или просто добрым словом.

Но есть у Евгения Ивановича еще одна ипостась: он пишет стихи. Увлечению этому уже несколько десятков лет. Еще живя на своей родине, в городе Горьком, который ныне зовется Нижним Новгородом, он пробовал себя в литературе. Именно тогда появились первые публикации в горьковских газетах, а один из текстов «Вот и снова в Нижнем зацветает липа…» стал песней (Алексеев, как и подобает истинно талантливому человеку, одарен многогранно: он и музыку пишет, и неплохо играет на пианино, и обладает хорошим певческим голосом).

После Нижнего начались поиски своего места под солнцем, города, который стал бы надежным пристанищем. Сначала судьба влекла на восток - вплоть до тихоокеанского побережья. Так Алексеев очутился на Сахалине, недалеко от японской границы, в городке под названием Анива. Этот городок далеко не на всех географических картах отыскать можно, но уж так сложилось, что приглянулся он молодой семье, стал почти родным. Не один счастливый год был проведен в нем, и, как выражение благодарности, как знак признательности и уважения, появилась песня «На юге Сахалина у залива…», ставшая неофициальным гимном Анивы. Было время, когда местное радио использовало мелодию песни в качестве своих позывных, и жители дальневосточного городка каждое утро просыпались под музыкальные фразы, сочиненные Евгением Алексеевым.

Однако непрочна сахалинская почва. Внезапное стихийное бедствие перевернуло весь устоявшийся жизненный уклад, и пришлось срываться с насиженного места, искать счастье в других краях. На сей раз неисповедимые пути привели с Дальнего Востока на Крайний Север. И вот, в 1983 году, без малого четверть века тому назад, в биографии Евгения Ивановича возник Оленегорск. Возник сразу и, похоже, навсегда. Впрочем, для того, чтобы привыкнуть к Заполярью, времени понадобилось немало. Особенно трудно было приспособиться к полярной ночи и полярному дню. Ему, полярному дню, незакатному северному солнцу, которое летом мешает уснуть, и были посвящены первые оленегорские стихи Алексеева, напечатанные на страницах «Полярной правды». Так начался новый, едва ли не самый значительный жизненный этап.

Хотя почему «едва ли»? Если говорить о литературе, то, как раз в Оленегорске, Евгений Алексеев состоялся как поэт. Многоопытный врач, кандидат медицинских наук, он понял вдруг, что хочет быть не только «физиком», но и лириком. И если до середины 90-х опыты с художественным словом были достаточно редкими, от случая к случаю, то последние 10-12 лет увлечение превратилось, по сути, во вторую профессию. Евгений Иванович стал одним из первых участников организованного в 1994 году литературного объединения «Жемчуга». По его собственному признанию, общение с коллегами-жемчуговцами - Юрием Кудиновым, Михаилом Игнатьевым, Аллой Соловьевой, Лидией Карповой, Ольгой Перепелицей - и подвигло на более вдумчивые занятия литературным творчеством. В 1998 и 2000 годах он принимал участие в областных литературных семинарах, его стихи оценивали лучшие писатели Мурмана: Виктор Тимофеев, Николай Колычев, Виталий Маслов. В промежутке между этими событиями, в 1999-м, вышла первая книга Алексеева «Вольные птицы». Маленький 28-страничный сборник интересен не только своим содержанием, но и сразу двумя предисловиями, предваряющими стихотворные тексты. Авторы предисловий - члены профессиональных писательских союзов Марина Чистоногова и Яков Черкасский - отметили высокий уровень и оригинальность дебютной книжки оленегорского поэта. Вот, например, цитата из предисловия Якова Черкасского, живущего теперь в Германии: «Читаю Евгения Алексеева и - в который уже раз! - поражаюсь, насколько емок и точен может быть поэтический взгляд, устремленный в примелькавшуюся, тусклую повседневность, в привычные, изрядно надоевшие реалии быта…

Берясь за темы социальные, гражданского звучания, он и в них остается лириком, его интересует прежде всего Человек, - именно так, с прописной буквы. Его задача - не вынести некий вердикт, не пригвоздить к позорному столбу, а попытаться обратиться к светлой стороне человека, своего современника… Нисколько не греша против совести, я утверждаю: Евгений Алексеев - поэт, поэт истинный! «Мой стакан невелик, но я пью из собственного стакана», - сказал некогда Поль Верлен. Полагаю, нечто подобное можно было услышать из уст Евгения Алексеева. Продолжая эту - верленовскую - метафору, я бы выразился так: да, стакан Евгения Алексеева и вправду невелик, но разве его содержимое от этого становится менее ценным?»

Через два года после выхода первой книги родилась вторая - «Свет клином». Принято считать, что издать второй сборник гораздо труднее, чем первый, и что по нему-то и следует судить, чем для автора является литература - обыкновенной забавой или серьезной работой. Алексеев уверенно расставил точки над «i», доказав, что поэзия стала для него больше, чем хобби. Затем, еще через четыре года, вышла уже не брошюра, а полновесная большая книга «На рубеже», куда, помимо новых стихов, были включены две поэмы. Во всех этих изданиях Алексеев демонстрировал, с одной стороны, приверженность выбранным когда-то темам, а с другой - готовность экспериментировать с размерами, формой, жанрами. «На рубеже» - воистину рубежный сборник, и тем более интересно, что за ним последует.

Автор, как и прежде, не намерен останавливаться на достигнутом. Готовится к печати еще одна, уже четвертая по счету книга стихотворений. Рабочее название - «И звуки зарождаются во мне». Если все сложится, как намечено, читатели смогут увидеть ее до конца текущего года. В ней Алексеев продолжает экспериментировать и… продолжает оставаться верным определенному ранее курсу. Любопытно, что к «Звукам…», как и к «Вольным птицам», написано два предисловия, и авторы те же, что и восемь лет назад: Марина Чистоногова и Яков Черкасский. Изменилось ли за истекший период отношение рецензентов к алексеевскому творчеству? Приведем для сравнения отрывок из вступительного слова Я. Черкасского: «Эпиграфом к новому сборнику стихов Евгения Алексеева вполне могли бы стать ныне малоцитируемые строки Александра Блока, написанные им почти сто лет назад, в сентябре 1911 года: «И я люблю сей мир ужасный: за ним сквозит мне мир иной, обетованный и прекрасный, и человечески-простой»… В сборнике, в котором раскатисто и непринужденно звучит лирическая струна, нашлось место и для строк явно публицистического накала. Автор, сняв с себя маску лирического героя, напрямую вторгается в «злобу дня», четко расставляя свои приоритеты… Все это лирика истинная, изначальная, когда поэт дает возможность заглянуть в святая святых своей внутренней жизни, и - спасибо ему за это! - потому что его переживания и его эмоции становятся нашими переживаниями и нашими эмоциями, обогащая духовно и нас». Как видим, именитые критики по-прежнему благосклонны к Евгению Ивановичу. Для поэта это, прямо скажем, отрадное явление, означающее, что он не утратил способности приятно удивлять читателя.

Обо всем сказанном выше и о многом другом шла речь в воскресенье 18 ноября в большом зале МДЦ «Полярная звезда», где собрались родные и друзья Е. Алексеева, почитатели его медицинского и литературного талантов. То был первый его творческий вечер на столь высокой (в прямом и переносном смысле) сценической площадке. Звучали стихи из всех четырех сборников, песни на слова и музыку Алексеева в исполнении ансамбля «Северные росы» под аккомпанемент Александра Науменко. От имени городской администрации к виновнику торжества обратилась начальник отдела по культуре, спорту и делам молодежи Е. Шевцова, с поздравлениями и теплыми пожеланиями выступали настоятель Оленегорского православного храма отец Валерий, сотрудники городской больницы и централизованной библиотечной системы, члены ЛИТО «Жемчуга», приехавший по такому случаю из Мончегорска бард Александр Дасаев…
Безусловно, Алексеев достоин и этих чествований, и этого вечера. Он заработал их своим преданным служением как медицине, так и поэтической музе. Остается пожелать, чтобы итоги, подведенные в тот день, оказались только промежуточными. До подведения основного баланса еще далеко. Ждем новых стихов, новых книг и новых творческих удач, Евгений Иванович!


С. Эйве