«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Есть такое явление – саамская культура

Международный день саамской культуры, отмечаемый в начале февраля, стал одним из главных праздников коренного народа Кольского Севера. В Оленегорске, где к саамам относятся с неизменным уважением, этот день в нынешнем году был отмечен целой серией мероприятий, посвящен­ных ознакомлению всех, кому интересна данная тема, с историей, обыча­ями и бытом людей, испокон веков населяющих Мурманский край.


Для начала немного информа­ции дли общего, так сказать, развития. О том, что саамы являются са­мыми древними жителями Кольско­го полуострова, знают, наверное, вес, кто живет в нашем регионе. Но для многих сведения о малочислен­ной северной народности этим и исчерпываются. Между тем, живя с соседями бок о бок, неплохо бы знать о них хотя бы самое основное.

Численность саамов, прожива­ющих на территории Мурманской области, действительно невелика. Согласно данным переписи 1989 года (пожалуй, самое благополучное время, когда демографическая кривая в Советском Союзе вышла на свой пик), их в Русской Лаплан­дии насчитывалось всего 1600 человек, при том, что общее число жителей области превышало милли­он. Для справки: по переписи 1926 года в Мурманской губернии про­живали 1582 саама, «рассеянных» по шестнадцати населенным пунк­там. Они всегда тяготели к сельской жизни, и до сих пор более полови­ны всего саамского населения жи­вет за пределами городов. Своеоб­разной саамской столицей является село Ловозеро, расположенное в центре области, на местах, овеян­ных национальными мифами (об одном только озере Сейд сложено столько легенд, что их хватило бы на целый фольклорный сборник). По данным на конец 90-х, приводи­мым в книге Майкла Робинсона и Карима-Али Кассама «Саамская картошка: жизнь среди оленей во время перестройки», население Ловозера насчитывало около 1,5 тысяч, из которых саамы составляли почти треть. Живут они и в других городах, в том числе в Оленегорске.

Теории происхождения саамов разнятся, однако известно, что уже в ХII-ХШ веках они вступили с рус­скими в политические и эко­номические отношения, а с 1216 года, если верить исто­рическим источникам, пла­тили дань Новгороду, став, таким образом, самыми северными подданными Новгородской республики. Не­смотря на общую малочисленность, в саамском наро­де сохранились представите­ли сразу нескольких языковых пластов. Единого саамского языка нет - он разбит на диалекты, среди которых выделяются иокангский, кильдинский, нотозерский и бабенский. Разумеется, все современные лопари свобод­но владеют русским, кото­рый, как правило, и являет­ся для них языком общения. Саамская культура зародилась в северной Финляндии, Карелии и собственно на Мурмане.

Быт тогда был предельно прост, а занятия представляли собой сочетание охоты, рыболовства и оленеводства, по­явившегося в конце первого тысячеле­тия. Еще в XVI-XVII веках кольские саамы жили на сравнительно об­ширной террито­рии, включавшей в себя земли северной Карелии, но затем сосредоточились на Кольском полуострове. Их зарубежные сопле­менники живут в Норвегии, Фин­ляндии и Швеции. В Норвегии, кстати, численность саамов самая высокая - по сведениям на вторую половину 90-х, их проживало там 40 тысяч человек, в Швеции - 18 ты­сяч, в Финляндии - 4 тысячи. В на­чале XIX столетия саамами, живши­ми в российских пределах, заинтересовались ученые-этнографы: в 1804 году Николай Озерецковский подробно рассказал о них в книге «Описание Колы и Астрахани». Впоследствии изучением истории и культуры народа саами занимались многие исследователи. Археологи обнаружили в границах Кольского края немало рукотворных памятни­ков - каменных лабиринтов, мега­литических сооружений, наскаль­ных рисунков, - свидетельствую­щих о том, что древних саамов за­нимало не только добывание пищи, но и то, что принято называть ду­ховной жизнью.

Саамская мифоло­гия весьма своеобычна и представляет интерес как для профессиональных аналитиков, так и для любителей. До XVI века саамы в большинстве своем не знали никаких других религий, кроме язычес­кой. Она-то и опреде­ляла содержание пере­дававшихся из поколения в поколение преданий о злых и добрых божествах, жи­вущих в Верхнем, Среднем и Ниж­нем Мирах, то есть на небе, на зем­ле и под землей. Эти предания запечатлелись в устной форме (мифы и песни), позже их стали записы­вать. В наше время издано доволь­но много сборников саамских на­родных сказаний - как подлинных, подвергшихся лишь технической обработке, так и авторизованных, например, сборник «Подарок чай­ки», написанный Надеждой Боль­шаковой. Саамские сказки - это целая россыпь любопытнейших сю­жетов и персонажей, поэтому к ним периодически обращаются и, надо думать, будут обращаться многие серьезные прозаики и поэты.

Ныне язычество утратило для саамов свое, скажем так, практичес­кое назначение и окончательно пре­вратилось в элемент национальных традиций. Благодаря усилиям христианских подвижников, в первую очередь, святых Феодорита и Три­фона Печенгского, коренные жители Кольского Заполярья по­степенно перешли в право­славие, что оказало значи­тельное влияние на их миро­воззрение. Кроме того, суще­ственным толчком для их об-разовательного развития ста­ло введение саамской пись­менности. Строго говоря, никто ничего не изобретал - бесписьменный язык ожил на бумаге благодаря кириллице, при помощи ко­торой стали записывать соответ­ствующие звуки. С этого момента начали издаваться учебники род­ной грамоты для саамов и выхо­дить книги на различных диалек­тах. Среди саамов появились свои литераторы, крупнейшей из кото­рых признана Октябрина Вороно­ва, ставшая в свое время членом Союза писателей СССР.

Сегодняшние саамы - люди, знакомые со всеми достижениями цивилизации. Тем не менее, они пы­таются по возможности сохранить привычный жизненный уклад. Ес­тественно, охотой и рыболовством нынче уже не прожить (хотя бы по­тому, что популяции промысловых зверей и рыб на Севере, как и в дру­гих районах, с годами сокращают­ся, а некоторые и вовсе находятся под угрозой исчезновения). Поэто­му упор сделан на оленеводство, только не на индивидуальное, а на коллективное. Однако и это занятие уже не столько средство к существо­ванию, сколько дань уважения про­шлому, часть северной романтики, придающая саамам экзотический национальный флер.

У саамов есть свои объедини­тельные структуры, помогающие им не терять связь друг с другом и решать насущные проблемы. Рабо­тают и клубы, что называется, для души - один из таких существует в Олене­горске и именуется «Тувса», что перево­дится на русский как «Свеча». Руководит им Ольга Андреевна Перепелица.

Местом сбора участников и гостей «Тувсы» стал Моло­дежный досуговый центр, всегда готовый прийти на помощь в деле проведения куль­турных мероприятий. Сотрудничеству, а правильнее сказать, содружеству МДЦ с саамами уже много лет.

Вот и на этот раз «Полярная звезда» стала площадкой для про­ведения вечеров, посвященных Дню саамской культуры. Вдоба­вок в фойе МДЦ были размеще­ны стенды с визуальными мате­риалами: выставки фотографий и детских рисунков. На снимках разных лет запечатлены саамы - в национальных и «цивильных» одеждах, на лоне северной природы и в залах, в часы отдыха и во время концертных выступлений. Рисунки, выполненные ученика­ми оленегорских школ, также по­священы оленному народу и все­му, что с ним связано. Снег, тун­дра, мчащиеся упряжки - все очень знакомо, но отнюдь не ка­жется банальным. Как не может быть банальной сама жизнь лю­дей, старающихся в нынешнем чрезвычайно изменчивом мире оставаться самими собой.

Святослав ЭЙВЕ.