Для начала немного информации дли общего, так сказать, развития. О том, что саамы являются самыми древними жителями Кольского полуострова, знают, наверное, вес, кто живет в нашем регионе. Но для многих сведения о малочисленной северной народности этим и исчерпываются. Между тем, живя с соседями бок о бок, неплохо бы знать о них хотя бы самое основное.
Численность саамов, проживающих на территории Мурманской области, действительно невелика. Согласно данным переписи 1989 года (пожалуй, самое благополучное время, когда демографическая кривая в Советском Союзе вышла на свой пик), их в Русской Лапландии насчитывалось всего 1600 человек, при том, что общее число жителей области превышало миллион. Для справки: по переписи 1926 года в Мурманской губернии проживали 1582 саама, «рассеянных» по шестнадцати населенным пунктам. Они всегда тяготели к сельской жизни, и до сих пор более половины всего саамского населения живет за пределами городов. Своеобразной саамской столицей является село Ловозеро, расположенное в центре области, на местах, овеянных национальными мифами (об одном только озере Сейд сложено столько легенд, что их хватило бы на целый фольклорный сборник). По данным на конец 90-х, приводимым в книге Майкла Робинсона и Карима-Али Кассама «Саамская картошка: жизнь среди оленей во время перестройки», население Ловозера насчитывало около 1,5 тысяч, из которых саамы составляли почти треть. Живут они и в других городах, в том числе в Оленегорске.
Теории происхождения саамов разнятся, однако известно, что уже в ХII-ХШ веках они вступили с русскими в политические и экономические отношения, а с 1216 года, если верить историческим источникам, платили дань Новгороду, став, таким образом, самыми северными подданными Новгородской республики. Несмотря на общую малочисленность, в саамском народе сохранились представители сразу нескольких языковых пластов. Единого саамского языка нет - он разбит на диалекты, среди которых выделяются иокангский, кильдинский, нотозерский и бабенский. Разумеется, все современные лопари свободно владеют русским, который, как правило, и является для них языком общения. Саамская культура зародилась в северной Финляндии, Карелии и собственно на Мурмане.
Быт тогда был предельно прост, а занятия представляли собой сочетание охоты, рыболовства и оленеводства, появившегося в конце первого тысячелетия. Еще в XVI-XVII веках кольские саамы жили на сравнительно обширной территории, включавшей в себя земли северной Карелии, но затем сосредоточились на Кольском полуострове. Их зарубежные соплеменники живут в Норвегии, Финляндии и Швеции. В Норвегии, кстати, численность саамов самая высокая - по сведениям на вторую половину 90-х, их проживало там 40 тысяч человек, в Швеции - 18 тысяч, в Финляндии - 4 тысячи. В начале XIX столетия саамами, жившими в российских пределах, заинтересовались ученые-этнографы: в 1804 году Николай Озерецковский подробно рассказал о них в книге «Описание Колы и Астрахани». Впоследствии изучением истории и культуры народа саами занимались многие исследователи. Археологи обнаружили в границах Кольского края немало рукотворных памятников - каменных лабиринтов, мегалитических сооружений, наскальных рисунков, - свидетельствующих о том, что древних саамов занимало не только добывание пищи, но и то, что принято называть духовной жизнью.
Саамская мифология весьма своеобычна и представляет интерес как для профессиональных аналитиков, так и для любителей. До XVI века саамы в большинстве своем не знали никаких других религий, кроме языческой. Она-то и определяла содержание передававшихся из поколения в поколение преданий о злых и добрых божествах, живущих в Верхнем, Среднем и Нижнем Мирах, то есть на небе, на земле и под землей. Эти предания запечатлелись в устной форме (мифы и песни), позже их стали записывать. В наше время издано довольно много сборников саамских народных сказаний - как подлинных, подвергшихся лишь технической обработке, так и авторизованных, например, сборник «Подарок чайки», написанный Надеждой Большаковой. Саамские сказки - это целая россыпь любопытнейших сюжетов и персонажей, поэтому к ним периодически обращаются и, надо думать, будут обращаться многие серьезные прозаики и поэты.
Ныне язычество утратило для саамов свое, скажем так, практическое назначение и окончательно превратилось в элемент национальных традиций. Благодаря усилиям христианских подвижников, в первую очередь, святых Феодорита и Трифона Печенгского, коренные жители Кольского Заполярья постепенно перешли в православие, что оказало значительное влияние на их мировоззрение. Кроме того, существенным толчком для их об-разовательного развития стало введение саамской письменности. Строго говоря, никто ничего не изобретал - бесписьменный язык ожил на бумаге благодаря кириллице, при помощи которой стали записывать соответствующие звуки. С этого момента начали издаваться учебники родной грамоты для саамов и выходить книги на различных диалектах. Среди саамов появились свои литераторы, крупнейшей из которых признана Октябрина Воронова, ставшая в свое время членом Союза писателей СССР.
Сегодняшние саамы - люди, знакомые со всеми достижениями цивилизации. Тем не менее, они пытаются по возможности сохранить привычный жизненный уклад. Естественно, охотой и рыболовством нынче уже не прожить (хотя бы потому, что популяции промысловых зверей и рыб на Севере, как и в других районах, с годами сокращаются, а некоторые и вовсе находятся под угрозой исчезновения). Поэтому упор сделан на оленеводство, только не на индивидуальное, а на коллективное. Однако и это занятие уже не столько средство к существованию, сколько дань уважения прошлому, часть северной романтики, придающая саамам экзотический национальный флер.
У саамов есть свои объединительные структуры, помогающие им не терять связь друг с другом и решать насущные проблемы. Работают и клубы, что называется, для души - один из таких существует в Оленегорске и именуется «Тувса», что переводится на русский как «Свеча». Руководит им Ольга Андреевна Перепелица.
Местом сбора участников и гостей «Тувсы» стал Молодежный досуговый центр, всегда готовый прийти на помощь в деле проведения культурных мероприятий. Сотрудничеству, а правильнее сказать, содружеству МДЦ с саамами уже много лет.
Вот и на этот раз «Полярная звезда» стала площадкой для проведения вечеров, посвященных Дню саамской культуры. Вдобавок в фойе МДЦ были размещены стенды с визуальными материалами: выставки фотографий и детских рисунков. На снимках разных лет запечатлены саамы - в национальных и «цивильных» одеждах, на лоне северной природы и в залах, в часы отдыха и во время концертных выступлений. Рисунки, выполненные учениками оленегорских школ, также посвящены оленному народу и всему, что с ним связано. Снег, тундра, мчащиеся упряжки - все очень знакомо, но отнюдь не кажется банальным. Как не может быть банальной сама жизнь людей, старающихся в нынешнем чрезвычайно изменчивом мире оставаться самими собой.
Святослав ЭЙВЕ.