На комбинате производится монтаж 12-кубового карьерного экскаватора ЭКГ-12К. Это техника нового поколения, пришедшая на смену ЭКГ-10. В чем уникальность нового экскаватора? Чем он отличается от своего предшественника? Каким образом осуществляется монтаж поступившего оборудования? Мы посетили площадку, где ведется механическая сборка экскаватора, чтобы получить ответы на эти вопросы, что называется, из первых рук.
Нашими собеседниками стали Павел Жильцов, начальник регионального отдела управления по сервисным операциям ООО «ИЗ-КАРТЭКС», Александр Гришин, в прошлом работник комбината, опытный машинист, неоднократно принимавший участие в сборке экскаваторов, а в настоящее время представитель завода-производителя, и, наконец, Иван Забавчик, один из лучших машинистов экскаватора, чья бригада, собственно, и будет работать на новой технике. Каждый из них со своей точки зрения отметил те или иные детали, новшества, изменения, улучшения, которые отличают ЭКГ-12К от привычной 10-кубовой модели. Попробуем в них разобраться.
О новой линейке экскаваторов, выпущенных компанией ООО «ИЗ-КАРТЭКС», достаточно подробно рассказал П. Жильцов. Он пояснил, что год назад в Сибири был введен в эксплуатацию мощный 18-кубовый экскаватор ЭКГ-1500. Он стал первой моделью из новой линейки ижорских экскаваторов. Продолжил серию карьерный экскаватор ЭКГ-12К. Сделан он на базе ЭКГ-10 и внешне похож на «десятку», хотя является принципиально новой машиной. «Самый первый экскаватор пришел к вам, именно поэтому его сборка и 18 месяцев промышленной эксплуатации будут проходить под постоянным наблюдением завода. Специалисты «ИЗ-КАРТЭКС» будут осуществлять сервисное обслуживание техники, а также в течение первых трех месяцев эксплуатации производить ее ремонт», - сказал Павел Владимирович.
Основные отличия ЭКГ-12К от модели ЭКГ-10 состоят в увеличении вместимости базового ковша для тяжелых железных руд до 12 кубометров, увеличении высоты черпания и наибольшего усилия на ковше. Роликовый круг опорно-поворотного устройства укомплектован полимерными втулками, которые не требуют смазки в процессе эксплуатации. Новый экскаватор снабжен канатами повышенного срока службы, новым современным приводом и системой управления, информационно-диагностической системой, которая контролирует работу редукторов, двигателя, вибрацию. В нем также применена автоматическая централизованная система смазки.
По словам П. Жильцова, все эти технические параметры существенно облегчают работу машиниста. ЭКГ-12К прост и надежен в управлении. Кроме того, для машиниста созданы комфортные условия труда. Шумопоглощающая кабина снабжена кондиционером, печкой, умывальником, холодильником, местом для отдыха, мягкими креслами и джойстиками управления.
Еще эту модель отличает от предыдущих возможность более длительной эксплуатации - до 20 лет. Работоспособность машины, надежность основных узлов, металлоконструкций рабочего оборудования увеличены благодаря использованию более прочных и долговечных материалов, что позволит сократить возможные ремонтные простои и, тем самым, повысить производительность машины.
Как считает П. Жильцов, любая техника служит долго в том случае, если человек следит за ней, иначе она быстро выходит из строя. Люди, которым доверят подобную технику, должны обладать ответственностью, большим опытом и, что немаловажно, желанием работать на ней. Все это в полной мере можно отнести к бригаде машинистов, возглавляет которую Иван Анатольевич Забавчик. Именно его бригада возьмет ЭКГ-12К под свое крыло, когда он начнет работать в забое Кировогорского карьера. Туда планируется направить его после ввода в эксплуатацию. И случится это в конце декабря.
Отличными специалистами назвал Павел Владимирович работников, участвующих в сборке. «К опытным машинистам экскаватора мы всегда прислушиваемся на монтаже», - заметил он. Да и как не прислушиваться к тому же Ивану Анатольевичу Забавчику, когда им около 20-ти лет отработано на экскаваторах. Или к Александру Ивановичу Гришину, который, только работая на Оленегорском ГОКе, собрал их штук восемь, а среди них были и 5-кубовые, и 8-кубовые, и 10-кубовые машины. «Потом, после 2005 года, собирал уже по России. Имею опыт сборки ЭКГ-110, гидравлического 8-кубового экскаватора. Их всего два в стране. Теперь вот завод пригласил на монтаж этой машины новой конструкции», - поделился А.И. Гришин. Основываясь на собственном опыте работы, зная досконально карьерные экскаваторы и тяжелые местные горно-геологические условия, оленегорцы выносят на рассмотрение заводом различные предложения, которые могли бы способствовать усилению конструкций экскаватора.
К сожалению, к ним не всегда прислушиваются. «У меня было предложение к конструкторам, - продолжил Александр Иванович. - Прежде чем что-то создавать, поездите по комбинатам, где ваша техника работает, и посоветуйтесь с теми, кто трудится на ней. Те люди много дельного подскажут».
В тот день перед группой стояла задача подготовки противовеса для установки. Работа непростая, нужно продумать каждую мелочь. По словам Ивана Анатольевича, в их обязанностях не только сборка - они следят за сохранностью имущества, оборудования. «Все, что сюда привезено для монтажа, находится под нашим контролем, - сказал он. - В общем, что в наших силах - стараемся сделать». Вот только не всегда все зависит от них. Еще не все комплектующие поступили с завода, приходится ждать то одно, то другое. Эти задержки тормозят процесс.
Конечно, все новое всегда немножко пугает, ведь человек привыкает к старому. И оценить по-настоящему достоинства нового экскаватора можно будет, только поработав на нем. В этом И.А. Забавчик абсолютно прав. А пока продолжается знакомство с машиной, с ее механической частью, изучение автоматики еще впереди: «Сейчас у нас только самое начало».
Валерия Попова.