«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Двенадцатикубовая новинка

На комбинате производится монтаж 12-кубового карьерного эк­скаватора ЭКГ-12К. Это техника нового поколения, пришедшая на смену ЭКГ-10. В чем уникальность нового экскаватора? Чем он от­личается от своего предшественника? Каким образом осуществля­ется монтаж поступившего оборудования? Мы посетили площад­ку, где ведется механическая сборка экскаватора, чтобы получить ответы на эти вопросы, что называется, из первых рук.

Нашими собеседниками стали Павел Жильцов, начальник регионального отдела управления по сервисным операциям ООО «ИЗ-КАРТЭКС», Александр Гришин, в прошлом работник комбината, опытный ма­шинист, неоднократно принимавший учас­тие в сборке экскаваторов, а в настоящее время представитель завода-производителя, и, наконец, Иван Забавчик, один из лучших машинистов экскаватора, чья бригада, соб­ственно, и будет работать на новой технике. Каждый из них со своей точки зрения отме­тил те или иные детали, новшества, измене­ния, улучшения, которые отличают ЭКГ-12К от привычной 10-кубовой модели. Попро­буем в них разобраться.

О новой линейке экскаваторов, выпу­щенных компанией ООО «ИЗ-КАРТЭКС», достаточно подробно рассказал П. Жильцов. Он пояснил, что год назад в Сибири был вве­ден в эксплуатацию мощный 18-кубовый эк­скаватор ЭКГ-1500. Он стал первой моде­лью из новой линейки ижорских экскавато­ров. Продолжил серию карьерный экскава­тор ЭКГ-12К. Сделан он на базе ЭКГ-10 и внешне похож на «десятку», хотя является принципиально новой машиной. «Самый первый экскаватор пришел к вам, именно поэтому его сборка и 18 месяцев промыш­ленной эксплуатации будут проходить под постоянным наблюдением завода. Специа­листы «ИЗ-КАРТЭКС» будут осуществлять сервисное обслуживание техники, а также в течение первых трех месяцев эксплуата­ции производить ее ремонт», - сказал Павел Владимирович.

Основные отличия ЭКГ-12К от модели ЭКГ-10 состоят в увеличении вместимости базового ковша для тяжелых железных руд до 12 кубометров, увеличении высоты чер­пания и наибольшего усилия на ковше. Ро­ликовый круг опорно-поворотного устрой­ства укомплектован полимерными втулками, которые не требуют смазки в процессе экс­плуатации. Новый экскаватор снабжен ка­натами повышенного срока службы, новым современным приводом и системой управ­ления, информационно-диагностической си­стемой, которая контролирует работу ре­дукторов, двигателя, вибрацию. В нем так­же применена автоматическая централизо­ванная система смазки.

По словам П. Жильцова, все эти техни­ческие параметры существенно облегчают работу машиниста. ЭКГ-12К прост и наде­жен в управлении. Кроме того, для машини­ста созданы комфортные условия труда. Шумопоглощающая кабина снабжена кондици­онером, печкой, умывальником, холодиль­ником, местом для отдыха, мягкими креслами и джойстиками управления.

Еще эту модель отличает от предыду­щих возможность более длительной эксплу­атации - до 20 лет. Работоспособность ма­шины, надежность основных узлов, метал­локонструкций рабочего оборудования уве­личены благодаря использованию более прочных и долговечных материалов, что по­зволит сократить возможные ремонтные простои и, тем самым, повысить производи­тельность машины.

Как считает П. Жильцов, любая техника служит долго в том случае, если человек сле­дит за ней, иначе она быстро выходит из строя. Люди, которым доверят подобную технику, должны обладать ответственностью, большим опытом и, что немаловажно, жела­нием работать на ней. Все это в полной мере можно отнести к бригаде машинистов, воз­главляет которую Иван Анатольевич Забавчик. Именно его бригада возьмет ЭКГ-12К под свое крыло, когда он начнет работать в забое Кировогорского карьера. Туда плани­руется направить его после ввода в эксплу­атацию. И случится это в конце декабря.

Отличными специалистами назвал Павел Владимирович работников, участвующих в сборке. «К опытным машинистам экска­ватора мы всегда прислушиваемся на мон­таже», - заметил он. Да и как не прислу­шиваться к тому же Ивану Анатольевичу Забавчику, когда им около 20-ти лет отрабо­тано на экскаваторах. Или к Александру Ивановичу Гришину, который, только ра­ботая на Оленегорском ГОКе, собрал их штук восемь, а среди них были и 5-кубовые, и 8-кубовые, и 10-кубовые машины. «По­том, после 2005 года, собирал уже по Рос­сии. Имею опыт сборки ЭКГ-110, гидравлического 8-кубового экскаватора. Их всего два в стране. Теперь вот завод пригла­сил на монтаж этой машины но­вой конструк­ции», - поделил­ся А.И. Гришин. Основываясь на собственном опыте работы, зная дос­конально карьер­ные экскаваторы и тяжелые местные горно-геологические условия, оленегорцы выносят на рассмотрение заводом различные предложения, которые могли бы способствовать усилению конструкций экскаватора.

К сожалению, к ним не всегда прислушиваются. «У меня было предложение к конструкторам, - продолжил Александр Иванович. - Прежде чем что-то создавать, поездите по комбинатам, где ваша техника работает, и посоветуйтесь с теми, кто трудится на ней. Те люди мно­го дельного подскажут».

В тот день перед группой стояла задача подготовки противовеса для установки. Работа непростая, нужно продумать каждую мелочь. По словам Ивана Анатольевича, в их обязанностях не только сборка - они следят за сохранностью имущества, обору­дования. «Все, что сюда привезено для мон­тажа, находится под нашим контролем, - сказал он. - В общем, что в наших силах - стараемся сделать». Вот только не все­гда все зависит от них. Еще не все комплек­тующие поступили с завода, приходится ждать то одно, то другое. Эти задержки тор­мозят процесс.

Конечно, все новое всегда немножко пу­гает, ведь человек привыкает к старому. И оценить по-настоящему достоинства нового экскаватора можно будет, только поработав на нем. В этом И.А. Забавчик абсолютно прав. А пока продолжается знакомство с машиной, с ее механической частью, изуче­ние автоматики еще впереди: «Сейчас у нас только самое начало».


Валерия Попова
.