«Оленегорск: Люди. События. Факты»

«Двадцать лет – это наша жизнь. Это как северное сияние…»

С точки зрения челове­ческого возраста двад­цать лет - это хотя уже и не мало, но еще и не так уж много; с точки зрения про­должительности жизни любо­го творческого коллектива, учитывая сложности выпав­шего на его долю времени, это вполне прилично. Бес­спорно одно: и в том, и в дру­гом случае двадцать лет - это прекрасно. Как прекрас­но и то, что у нас есть наша "Оленегорочка", которая хо­рошо известна не только в Оленегорске и области, но и далеко за пределами Кольс­кого Заполярья: в случае с ней в очередной раз находит свое подтверждение извес­тный постулат о том, что сна­чала коллектив работает на имя, а потом имя работает на коллектив - сегодня, когда "Оленегорочка" отмечает свой юбилей, она всегда и везде желанная гостья, ее ждут, ее любят и ей неизмен­но рады. Не в этом ли счас­тье творчества и связанных с ним устремлений нести свое искусство людям?

Оставив за рамками пове­ствования события почти сорокалетней давности, к ко­торым относится рождение "Оленегорочки" самого пер­вого "созыва" (соответ­ственно веяниям того вре­мени ее репертуар был пол­ностью эстрадным), прежде всего, следует отдать долж­ное Кириллу Борисовичу Ни­кольскому (тогда - директо­ру музыкальной школы и ру­ководителю коллектива) как человеку, бесспорно, талан­тливому, как человеку, чье имя навсегда связано не с названием - с именем ''Оле­негорочка". Так заведено и, увы, человеческая жизнь имеет свой предел, но име­ет она и свое продолжение: в воспоминаниях современ­ников и оставленных на зем­ле делах. Да, нынешняя "Оле­негорочка" другая, у нее иное творческое направление, но у нее то же имя, данное ког­да-то К. Никольским своему детищу. И это ни в коей мере не было посягательством на чужие славу и успех: от­нюдь. Своего признания "Оленегорочка" 1984-го года рождения добилась самосто­ятельно, принимая во внима­ние тот факт, что после пе­риода метаний и поиска себя, именно она стала "пионером" в области продвижения и пропагандирования русского народного творчества в го­роде. А в отношении имени: это можно расценивать как дань уважения и элементар­ной человеческой преемственности. Да, собственно, почему бы и нет?

Так получилось, что судь­ба у коллектива складыва­лась очень и очень непрос­то, и как минимум дважды он вполне мог перестать суще­ствовать: обстоятельства. Но он вновь и вновь возвра­щался на сцену, перемалы­вая внутри себя неприятно­сти, преодолевая невзгоды и боль, и каких это стоило сил, известно, не в обиду будет сказано "новичкам", лишь тем, кто в составе ансамб­ля прошел весь этот двад­цатилетний путь. С некото­рыми развела не жизнь, а все те же пресловутые обстоя­тельства, и из первых оста­лись лишь немногие: бес­сменная староста Людмила Осипова, Нина Мотохова и Елена Аксенова. В течение практически семнадцати лет руководившая ансамблем Татьяна Кудрявцева, вло­жившая в каждую его участ­ницу свои знания, талант и душу, ушла в предпринима­тельство; Людмила Гусева поменяла свою творческую прописку на МДЦ "Полярная звезда"; кто-то выехал за пределы Мурманской облас­ти... За прошедшие годы со­став менялся, но здесь по сей день вспоминают всех по-доброму, и это вполне по­нятно, ведь каждая из них привносила в общую палит­ру свои краски, от которых в целом картина становилась еще интереснее и ярче. О "новеньких" (определение явно условное, поскольку какие они новенькие, будучи в составе "Оленегорочки" по два-три года: с двадцатью, конечно, не сравнить, но тем не менее) тоже отзываются хорошо, что немудрено: про­сто так в коллектив не попа­дешь: нужны способности, и уж тем более - в качестве руководителя, как ставшему им Борису Давирову, когда необходимы еще и админис­траторские навыки. И с большой благодарностью го­ворят о тех, кто все это вре­мя помогал и продолжает по­могать, кто дает возмож­ность чувствовать себя уверенно и развиваться. В последние несколько лет это руководство горно-обогатительного комбината, под крылом которого, находясь в составе СКК, занимается ансамбль. Перечислить всех, кто так или иначе со­действовал творчеству кол­лектива, просто нет возмож­ности: таких людей много, но знайте - о вас никогда не забывают.

Интересно, в какую циф­ру сложились бы километ­ры гастрольных дорог "Оленегорочки", если бы кому-то в голову пришла шальная мысль их посчитать, хотя бы приблизительно? Вряд ли получилось бы что-то тол­ковое, потому что сделать это попросту уже невоз­можно. Где только ни побы­вали оленегорочки, причем география их поездок не ограничивается лишь просторами России: им аплодиро­вали не только в Москве, Пензе, Белгороде, Вологде и других городах (само собой разумеется, что в их числе города и многочисленные гарнизоны Мурманской обла­сти, и сама столица Кольс­кого Заполярья), их на "ура" встречали в Швеции и Фин­ляндии. Отдельной страни­цей в истории ансамбля стали визиты на подшефный ГОКу корабль "Оленегорский горняк": не иначе как люби­мым его даже не называют. И всегда "Оленегорочка" выступает с полной само­отдачей: будь то обычный концерт где-нибудь на "точ­ке" или всероссийский (раньше - всесоюзный) конкурс. Так они привыкли: всегда держать марку, и в этом результат трудов и требовательности Т. Куд­рявцевой. В репертуаре бо­лее ста песен, но далеко не все они звучали со сцены, поскольку нуждались в до­работке: бывало, над какой-нибудь одной "бились" года­ми... Сейчас Б. Давиров восстанавливает некото­рые из них, продолжая на­чатое, но при этом не оставляя без внимания появляю­щиеся современные песни: большей частью это касает­ся лирики. Кстати, в активе "Оленегорочки" звание на­родного коллектива, что го­ворит само за себя, и запи­санный диск из тринадцати песен, а также многочислен­ные дипломы и грамоты: в первую очередь, "за высокое профессиональное мастер­ство, за талант и любовь к творчеству, за преданность культурным традициям рус­ского Севера", и, конечно же, многочисленные поклонники, среди которых появляется все больше и больше моло­дежи, что не может не радо­вать. Согласитесь, это не­мало. Но это лишь внешняя сторона юбилея, за которой стоит нелегкая многочасо­вая работа на репетициях непосредственно "Оленегорочки'' и музыкантов инст­рументальной группы под руководством Маргариты Шукшиной.

"Это наша семья, дружная семья, несмотря на бываю­щие только творческого характера споры и разногла­сия, - на правах старосты со стажем сказала о коллек­тиве Л. Осипова. - Двад­цать лет - это наша жизнь. Это как северное сияние... Оно очень красивое... Вот такая у нас «Оленегорочка». Пожалуй, лучшего сравнения не найти.