Не спеша, поднимаюсь на третий этаж учебного корпуса оленегорской специальной коррекционной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии. Обдумываю ход интервью, которое предстоит взять у завуча - Галины Викторовны Замотиной. Внимание невольно привлекает рисунок в деревянной рамочке на стене, останавливаюсь, разглядываю. На алом фоне была изображена изящная фигурка девочки. Она, как будто оторвавшись от земли, парила в воздухе на невидимых крыльях, голова в обрамлении волнистых белых волос и тонкие, почти прозрачные руки были устремлены ввысь, к солнцу, платье такого же алого цвета облекало грациозное тело. Удивительный рисунок! Сколько в нем света, нежности, надежды и в то же время - хрупкости и ранимости. Полет, стремление к мечте, к лучшему... Пока шла до кабинета завуча, образ девочки не выходил из головы. После приветствия - первый вопрос: чьи рисунки на стенах? Оказалось: все выполнено руками детей, воспитанников школы-интерната.
Разговор продолжился. Беседовали о школе, о детях, о педагогах и воспитателях, о достижениях и победах, о трудностях, и все темы, которых мы касались, с того самого момента, как я попала под обаяние рисунка, были для меня окрашены в цвет надежды и мечты. Изредка наша беседа прерывалась: в кабинет заходили дети - дети как дети, увидев незнакомого человека, здоровались и вежливо выражали свою просьбу. Когда мы оставались одни, Галина Викторовна начинала рассказывать о тех, кто только что побывал в кабинете. Чувствовалось, с какой теплотой, гордостью и с нескрываемым удовольствием говорит она о ребятах. Получалось, что каждый из них был в чем-то уникален, по-своему талантлив: один замечательно рисует и постоянно привозит грамоты с областных фестивалей творчества, другой обладает повышенным чувством ответственности и старательно, добросовестно выполняет любое порученное ему дело, третий создает настоящие шедевры, вышивая крестиком. Мы говорили о творчестве, рассматривали альбомы с фотографиями, на которых были изображены поделки детей на различных выставках: мягкие игрушки, ажурные салфетки, плетение, изделия декоративно-прикладного творчества, вышивка гладью и крестом, многочисленные рисунки. Потом перешли к папке, в которой аккуратно были сложены грамоты и дипломы, привезенные воспитанниками с различных конкурсов, фестивалей, спортивных состязаний. Вот уж действительно есть чем гордиться: в 2005-м году на областном фестивале творчества «Кораблик надежды» ни один ребенок из тех, кто ездил на фестиваль, не остался неотмеченным. Всего дети привезли тогда 6 грамот, рассказавших мне об их победах в различных номинациях, начиная с мягкой игрушки и заканчивая вокалом. В том же году больших успехов добились воспитанники школы-интерната и на специальной олимпиаде России, вернувшись домой с тремя призовыми местами. А уже в этом году областные соревнования по мини-футболу пополнили эту бесценную папку еще четырьмя грамотами. Были в ней и многочисленные ежегодные грамоты за призовые места в международном конкурсе рукописной книги, и диплом от Российского Фонда Мира за победу в конкурсе рисунков, посвященном 60-летию Великой Победы. В общем, всего не перечислишь. После созерцания этого изобилия трудно было поверить, что речь идет о детях с ограниченными возможностями развития, что все это их победы и их достижения. Сколько же учительского и воспитательского труда, терпения, настойчивости и уверенности в успехе требуется для того, чтобы заинтересовать этих обделенных родительской лаской и заботой девчонок и мальчишек, вовлечь их в педагогическую сферу деятельности, развить в них чувство гармонии, будь то в цвете, в звуке, в переплетении нити или в движении, - и научить творить на грани с искусством!
Достижения педагогического коллектива - это тоже предмет гордости руководителей школы-интерната. Чего стоит только первое место в областном смотре интернатных учреждений «Детство» (2004 г.). Педагоги - активные участники областных конференций. С 2004-го по 2006-й годы 44 педагога приняли участие в 18 мероприятиях областного уровня, итогом которых стали 14 печатных работ. Более восьмидесяти процентов педагогов имеют высшую и первую категории. В коллективе работают люди, поощренные грамотами Минобразования РФ, знаками «Почетный работник общего образования», грамотами губернатора.
Школа приобрела статус вспомогательной школы-интерната для детей-сирот в 1978-м году. А пять лет назад здесь был дан старт уникальному эксперименту: открылась группа детей-сирот с синдромом Дауна. Уникальность в том, что произошло это в образовательном учреждении, а не в учреждении социальной защиты, как принято везде. Подобная идея интеграции была подсказана шведскими коллегами, но реализовали ее и наполнили содержанием талантливые педагоги школы, энтузиасты своего дела. Начиналось все с четырех детей с синдромом Дауна. Сегодня в учреждении открыто уже четыре группы - всего 20 человек. Богатейший опыт приобретен педагогами за пять лет, сколько дидактического материала изготовлено, сколько наработок... В апреле 2005-го года школа-интернат становится лауреатом по проекту «Социальное обучение и воспитание детей-сирот с синдромом Дауна» на российском образовательном форуме «Конкурентоспособное образование - сильная Россия». А областные семинары на базе школы стали проводиться ежегодно. Последний из них состоялся в 2005-м году и был посвящен обучению детей с синдромом Дауна - «От идеи до результата». А результаты есть - и они видны.
Галина Викторовна любезно согласилась провести небольшую экскурсию по школе - мы побывали в актовом зале и кабинетах учебного корпуса, затем прошли в корпус, где дети отдыхают, проводят досуг. Везде чистота, уют, свет, следы свежего ремонта. В группах, в классах, в коридорах множество цветов - озеленением школы занимаются сами ребята под руководством педагогов. Настоящим украшением спального корпуса является комната отдыха, оборудованная под видеосалон. Современный интерьер, широкоэкранный телевизор, комфортная мебель - все сделано для того, чтобы дети ни в чем не чувствовали себя ущемленными. В группах - мягкая мебель, ковры на полу, телевизоры. Классы и группы, предназначенные для детей с синдромом Дауна, изолированы от общего помещения, они изобилуют игрушками, цветами, в некоторых из них есть даже живые уголки, аквариумы. Санузлы, коридоры спального корпуса отремонтированы по евростандарту, и ремонтные работы еще продолжаются. Конечно, без спонсорской и благотворительной помощи подобное обновление помещений школы было бы невозможно.
111 детей с 1 -го по 12-й классы и две группы дошкольников - вот контингент обучающихся. Дети живут строго по режиму. Да иначе и нельзя, так как слишком много нужно успеть за день. С девяти утра до двух часов дня - уроки, а затем до шести часов - работа кружков, секций и факультативов, в которых задействованы все. Имеется даже тренажерный зал. 10-11-е классы обучаются по программе углубленной трудовой подготовки, что способствует развитию мыслительной деятельности, а по окончании школы поможет быстрее и легче адаптироваться в обществе. Трудовое обучение ведется по шести профилям: сельскохозяйственный труд, обслуживающий труд, столярное дело, слесарное дело, швейное дело и кулинария. Старшеклассники с удовольствием учатся готовить, шить, работают на станках. Как показатель: мальчишки-одиннадцатиклассники полностью оборудовали себе спальню, а девочки ко дню
рождения своих учителей в качестве подарка выпекают изысканные торты.
Каждый день детей насыщен интересными делами и встречами. Традиционно проводится праздник Труда, где воспитанники демонстрируют все то, чему научились и чего достигли за год. Привычными стали праздники «Золотая осень», «День Святого Валентина», «День именинника». Ежегодно проводятся встречи с ветеранами, которые всегда завершаются преподнесением почетным гостям сувениров, изготовленных собственными руками. Кто желает, может посещать Воскресную школу. Кроме того, третий год существует в школе детская молодежная организация «СМиД», что значит «Союз мальчиков и девочек», создание которой инициировали сами дети. Летом же они выезжают в лагерь на Белгородчине, чтобы оздоровить свой организм, поесть вдоволь фруктов, погреться на почти южном солнце. Всегда чувствуя поддержку учителей и воспитателей, интересной, активной жизнью живут ребята. Может быть, в этом причина того, что полностью изжита здесь проблема токсикомании и злоупотребления алкоголем, а выпускники не хотят покидать стен школы и стремятся как можно дольше в ней задержаться. И это понятно: ведь всегда грустно расставаться с родным домом или с тем, что сумело стать таковым.
Я покидала стены гостеприимной школы, проходя мимо поразившего меня алого рисунка с изображением парящей хрупкой девочки, всем своим существом тянущейся к мечте, и подумала, что такой светлый образ ребенок может создать только тогда, когда ему действительно ХОРОШО.
Елизавета БЕЛОЗЕРЦЕВА.