«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Дом, в котором детям хорошо

Не спеша, поднимаюсь на третий этаж учебного корпуса оленегорской специальной коррекционной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей, с отклонениями в развитии. Обду­мываю ход интервью, которое предстоит взять у завуча - Галины Викторовны Замотиной. Внимание невольно привлекает рисунок в деревянной рамочке на стене, останавлива­юсь, разглядываю. На алом фоне была изоб­ражена изящная фигурка девочки. Она, как будто оторвавшись от земли, парила в возду­хе на невидимых крыльях, голова в обрамле­нии волнистых белых волос и тонкие, почти прозрачные руки были устремлены ввысь, к солнцу, платье такого же алого цвета облека­ло грациозное тело. Удивительный рисунок! Сколько в нем света, нежности, надежды и в то же время - хрупкости и ранимости. По­лет, стремление к мечте, к лучшему... Пока шла до кабинета завуча, образ девочки не выходил из головы. После приветствия - первый вопрос: чьи рисунки на стенах? Ока­залось: все выполнено руками детей, воспи­танников школы-интерната.

Разговор продолжился. Беседовали о шко­ле, о детях, о педагогах и воспитателях, о до­стижениях и победах, о трудностях, и все темы, которых мы касались, с того самого момента, как я попала под обаяние рисунка, были для меня окрашены в цвет надежды и мечты. Изредка наша беседа прерывалась: в кабинет заходили дети - дети как дети, увидев незнакомого человека, здоровались и веж­ливо выражали свою просьбу. Когда мы оста­вались одни, Галина Викторовна начинала рассказывать о тех, кто только что побывал в кабинете. Чувствовалось, с какой теплотой, гордостью и с нескрываемым удовольствием говорит она о ребятах. Получалось, что каж­дый из них был в чем-то уникален, по-своему талантлив: один замечательно рисует и посто­янно привозит грамоты с областных фестивалей творчества, другой обладает повышен­ным чувством ответственности и старатель­но, добросовестно выполняет любое поручен­ное ему дело, третий создает настоящие ше­девры, вышивая крестиком. Мы говорили о творчестве, рассматривали альбомы с фотографиями, на которых были изображены по­делки детей на различных выставках: мягкие игрушки, ажурные салфетки, плетение, изде­лия декоративно-прикладного творчества, вышивка гладью и крестом, многочисленные рисунки. Потом перешли к папке, в которой аккуратно были сложены грамоты и дипло­мы, привезенные воспитанниками с различ­ных конкурсов, фестивалей, спортивных со­стязаний. Вот уж действительно есть чем гор­диться: в 2005-м году на областном фестива­ле творчества «Кораблик надежды» ни один ребенок из тех, кто ездил на фестиваль, не ос­тался неотмеченным. Всего дети привезли тогда 6 грамот, рассказавших мне об их побе­дах в различных номинациях, начиная с мяг­кой игрушки и заканчивая вокалом. В том же году больших успехов добились воспитанни­ки школы-интерната и на специальной олим­пиаде России, вернувшись домой с тремя при­зовыми местами. А уже в этом году област­ные соревнования по мини-футболу пополни­ли эту бесценную папку еще четырьмя грамотами. Были в ней и многочисленные еже­годные грамоты за призовые места в международном конкурсе рукописной книги, и дип­лом от Российского Фонда Мира за победу в конкурсе рисунков, посвященном 60-летию Великой Победы. В общем, всего не перечис­лишь. После созерцания этого изобилия труд­но было поверить, что речь идет о детях с ог­раниченными возможностями развития, что все это их победы и их достижения. Сколько же учительского и воспитательского труда, терпения, настойчивости и уверенности в ус­пехе требуется для того, чтобы заинтересовать этих обделенных родительской лаской и за­ботой девчонок и мальчишек, вовлечь их в педагогическую сферу деятельности, развить в них чувство гармонии, будь то в цвете, в зву­ке, в переплетении нити или в движении, - и научить творить на грани с искусством!

Достижения педагогического коллектива - это тоже предмет гордости руководителей школы-интерната. Чего стоит только первое место в областном смотре интернатных уч­реждений «Детство» (2004 г.). Педагоги - активные участники областных конференций. С 2004-го по 2006-й годы 44 педагога приня­ли участие в 18 мероприятиях областного уровня, итогом которых стали 14 печатных работ. Более восьмидесяти процентов педа­гогов имеют высшую и первую категории. В коллективе работают люди, поощренные гра­мотами Минобразования РФ, знаками «Почет­ный работник общего образования», грамо­тами губернатора.

Школа приобрела статус вспомогательной школы-интерната для детей-сирот в 1978-м году. А пять лет назад здесь был дан старт уникальному эксперименту: открылась группа детей-сирот с синдромом Дауна. Уникаль­ность в том, что произошло это в образова­тельном учреждении, а не в учреждении со­циальной защиты, как принято везде. Подоб­ная идея интеграции была подсказана шведс­кими коллегами, но реализовали ее и напол­нили содержанием талантливые педагоги школы, энтузиасты своего дела. Начиналось все с четырех детей с синдромом Дауна. Се­годня в учреждении открыто уже четыре груп­пы - всего 20 человек. Богатейший опыт при­обретен педагогами за пять лет, сколько ди­дактического материала изготовлено, сколь­ко наработок... В апреле 2005-го года школа-интернат становится лауреатом по проекту «Социальное обучение и воспитание детей-сирот с синдромом Дауна» на российском об­разовательном форуме «Конкурентоспособ­ное образование - сильная Россия». А обла­стные семинары на базе школы стали прово­диться ежегодно. Последний из них состоял­ся в 2005-м году и был посвящен обучению детей с синдромом Дауна - «От идеи до ре­зультата». А результаты есть - и они видны.

Галина Викторовна любезно согласилась провести небольшую экскурсию по школе - мы побывали в актовом зале и кабинетах учеб­ного корпуса, затем прошли в корпус, где дети отдыхают, проводят досуг. Везде чистота, уют, свет, следы свежего ремонта. В группах, в классах, в коридорах множество цветов - озеленением школы занимаются сами ребята под руководством педагогов. Настоящим ук­рашением спального корпуса является комна­та отдыха, оборудованная под видеосалон. Современный интерьер, широкоэкранный те­левизор, комфортная мебель - все сделано для того, чтобы дети ни в чем не чувствовали себя ущемленными. В группах - мягкая ме­бель, ковры на полу, телевизоры. Классы и группы, предназначенные для детей с синд­ромом Дауна, изолированы от общего поме­щения, они изобилуют игрушками, цветами, в некоторых из них есть даже живые уголки, аквариумы. Санузлы, коридоры спального корпуса отремонтированы по евростандарту, и ремонтные работы еще продолжаются. Ко­нечно, без спонсорской и благотворительной помощи подобное обновление помещений школы было бы невозможно.

111 детей с 1 -го по 12-й классы и две груп­пы дошкольников - вот контингент обучаю­щихся. Дети живут строго по режиму. Да ина­че и нельзя, так как слишком много нужно успеть за день. С девяти утра до двух часов дня - уроки, а затем до шести часов - рабо­та кружков, секций и факультативов, в кото­рых задействованы все. Имеется даже трена­жерный зал. 10-11-е классы обучаются по про­грамме углубленной трудовой подготовки, что способствует развитию мыслительной дея­тельности, а по окончании школы поможет быстрее и легче адаптироваться в обществе. Трудовое обучение ведется по шести профи­лям: сельскохозяйственный труд, обслужива­ющий труд, столярное дело, слесарное дело, швейное дело и кулинария. Старшеклассни­ки с удовольствием учатся готовить, шить, работают на станках. Как показатель: маль­чишки-одиннадцатиклассники полностью оборудовали себе спальню, а девочки ко дню
рождения своих учителей в качестве подарка выпекают изысканные торты.

Каждый день детей насыщен интересны­ми делами и встречами. Традиционно про­водится праздник Труда, где воспитанники демонстрируют все то, чему научились и чего достигли за год. Привычными стали празд­ники «Золотая осень», «День Святого Вален­тина», «День именинника». Ежегодно проводятся встречи с ветеранами, которые все­гда завершаются преподнесением почетным гостям сувениров, изготовленных собствен­ными руками. Кто желает, может посещать Воскресную школу. Кроме того, третий год существует в школе детская молодежная организация «СМиД», что значит «Союз мальчиков и девочек», создание которой ини­циировали сами дети. Летом же они выезжа­ют в лагерь на Белгородчине, чтобы оздоро­вить свой организм, поесть вдоволь фруктов, погреться на почти южном солнце. Всегда чувствуя поддержку учителей и воспитате­лей, интересной, активной жизнью живут ребята. Может быть, в этом причина того, что полностью изжита здесь проблема токсико­мании и злоупотребления алкоголем, а вы­пускники не хотят покидать стен школы и стремятся как можно дольше в ней задержаться. И это понятно: ведь всегда грустно расставаться с родным домом или с тем, что сумело стать таковым.
Я покидала стены гостеприимной школы, проходя мимо поразившего меня алого рисун­ка с изображением парящей хрупкой девоч­ки, всем своим существом тянущейся к меч­те, и подумала, что такой светлый образ ребе­нок может создать только тогда, когда ему действительно ХОРОШО.

Елизавета БЕЛОЗЕРЦЕВА.