Система гидротранспорта хвостового хозяйства ДОФ составляет не один десяток километров труб. Пульпа перекачивается в хвостохранилище грунтовыми насосами. Во время работы пульповодов происходит абразивный износ их стенок. На некоторых участках они находятся в критическом состоянии, что приводит к частым прорывам пульповодов. А это, в свою очередь, затрудняет работу ДОФ. В 2006 году был разработан «Проект эксплуатации объектов хвостового хозяйства ОАО «Олкон» на 2006-2010 годы». Также разработан переходящий проект «Строительство пульповодов», по которому ежегодно выполняются paботы, связанные с заменой и прокладкой труб.
Начальник участка хвостового хозяйства Анатолий Гноевой, напоминая о проблемах последней зимы, замечает, что в этом году ценное время с апреля по октябрь не упущено, продолжаются интенсивные работы по замене труб, начатые четыре года назад. Не менее активно ведутся работы и по формированию чаши хвостохранилища «Одна из главных задач всей работы - формирование ярусов хвостохранилища. Сегодня мы уже добились того, что борта хвостохранилища выровнялись, оно приобрело нужную форму чаши. Теперь все дело в отсыпке разделительных дамб, чтобы отделить накопительную часть технологического отстойника, сделать перепуск воды, которая уже будет идти в осветленную часть отстойника, а потом только подаваться на фабрику. В связи с кризисом финансирование отсыпки дамбы пока приостановлено, хотя осталось досыпать всего 400 метров», – рассказывает Анатолий Васильевич, утверждая, что кольцевой намыв крайне необходим. А по состоянию дел на сегодня нельзя быть уверенными, что на фабрику будет идти осветленная вода без примеси пульпы и что она будет в необходимом объеме.
Победой можно назвать и тот факт, что на данный момент борта дамбы отмываются полностью. Вода не будет копиться, а следовательно, зимой не будет замерзать. Как говорит А. Гноевой, «сегодня воду удалось замкнуть, пустить ее в озеро, куда она идет достаточно хорошо». К концу октября все эти работы планируется завершить.
Сейчас удалось добиться и соблюдения необходимого баланса уровня бортов хвостохранилища. Во многом благодаря тому, что по бортам дамбы успели своевременно протянуть трубы. Не менее важно, по мнению начальника участка, их теперь грамотно эксплуатировать, сделать выпуски пульпы там, где это нужно. Обеспечить же правильную эксплуатацию пульповодов хвостохранилища позволит его съемка. Как сказал А. Гноевой, она уже выполнена, но на участок документация поступит позже. Тогда специалисты участка хвостового хозяйства будут точно знать, где какая ямка, уклон, чтобы грамотно корректировать сброс пульпы.
Еще один немаловажный фактор, позволивший выполнить большой объем работ, – новое оборудование, а именно: установка насосов Weir Warman. «На прежних отечественных насосах мы вряд ли бы смогли в таком объеме и качественно выполнить все необходимые работы, – говорит Анатолий Васильевич. – Появилась возможность останавливать одну нитку пульповода из трех и спокойно в течение месяца ремонтироваться, в то время как прежде можно было остановиться только на два-три дня, за которые мало что успевали сделать». За три прошедших месяца (по погодным условиям начали лишь в мае) уже завершен ремонт двух ниток пульповодов (каждая примерно по пять километров), задействовано около шести километров по правому борту хвостохранилища – это еще три нитки. Проделана огромная работа, начатая в 2008 году. Также уже эксплуатируются те места пульповодов, которые требовали срочного вмешательства, а их состояние было весьма критичным. Работа по замене труб выполняется подрядными организациями. На руководителях участка - координация действий подрядчиков и заказчика работ.
Таким образом, если ранее проводился только частичный ремонт труб, то сейчас осуществляется полная их замена согласно составленному годовому графику. Наибольший объем работ приходится, естественно, на летний период, чтобы не заморозить пульповоды в зимнее время. За трубопроводами ведется постоянный контроль: ежеквартально производится замер толщины труб на ответственных участках пульповодов.
Впереди еще три месяца, когда можно серьезно заниматься ремонтными работами на участке хвостового хозяйства. Впереди много работы, но, по мнению А. Гноевого, при определенных усилиях, грамотном распределении работ можно успеть выполнить все запланированные мероприятия на этот год. Отставание же в целом по проекту эксплуатации хвостохранилища на Хариусозере, как уже говорилось, возникает не по вине обогатителей.
Но даже за прошедшие 4-5 лет выполнен большой объем работ. По утверждению начальника участка хвостового хозяйства, сегодня приятно зайти на любую насосную станцию. Везде наведен порядок, работает новое оборудование. «Можно переходить на белые халаты как рабочую одежду, – улыбается Анатолий Васильевич. – Отремонтированы раскомандировочные, бытовые помещения. Конечно, проблем, которые надо решать как можно быстрее, еще хватает. Жаль, что кризис так жестко вмешался в перспективные планы. Увеличивается объем работ на одного сотрудника».
Говорить о проблемах можно бесконечно, главное же – не опускать руки. Работа по участку хорошо видна, она необходима и значима. О том, насколько грамотно и качественно она будет выполнена, можно будет судить по зимнему периоду.
Наталья Рассохина.