«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Чтобы избежать проблем зимой

Лето – самая ответственная пора для участка хвостового хозяй­ства, так как именно в этот период, когда позволяют погодные усло­вия, выполняются работы в рамках проекта «Строительство пульпо­водов». Этот проект направлен на продление срока службы пульпово­дов и осуществление планомерного намыва хвостовой пульпы на дамбе № 3 хвостохранилища дробильно-обогатительной фабрики.


Система гидротранспорта хво­стового хозяйства ДОФ составля­ет не один десяток километров труб. Пульпа перекачивается в хвостохранилище грунтовыми на­сосами. Во время работы пульпо­водов происходит абразивный из­нос их стенок. На некоторых уча­стках они находятся в критичес­ком состоянии, что приводит к ча­стым прорывам пульповодов. А это, в свою очередь, затрудняет работу ДОФ. В 2006 году был раз­работан «Проект эксплуатации объектов хвостового хозяйства ОАО «Олкон» на 2006-2010 годы». Также разрабо­тан переходящий проект «Строи­тельство пульпо­водов», по кото­рому ежегодно выполняются paботы, связанные с заменой и прокладкой труб.

Начальник участка хвостового хозяйства Анатолий Гноевой, напоминая о проблемах последней зимы, замечает, что в этом году ценное время с апреля по октябрь не упущено, продолжаются интенсивные рабо­ты по замене труб, начатые четы­ре года назад. Не менее активно ве­дутся работы и по формированию чаши хвостохранилища «Одна из главных задач всей работы - фор­мирование ярусов хвостохранили­ща. Сегодня мы уже добились того, что борта хвостохранили­ща выровнялись, оно приобрело нужную форму чаши. Теперь все дело в отсыпке разделительных дамб, чтобы отделить накопи­тельную часть технологического отстойника, сделать перепуск воды, которая уже будет идти в осветленную часть отстойника, а потом только подаваться на фабрику. В связи с кризисом финан­сирование отсыпки дамбы пока приостановлено, хотя осталось досыпать всего 400 метров», – рассказывает Анатолий Василье­вич, утверждая, что кольцевой намыв крайне необходим. А по состо­янию дел на сегодня нельзя быть уверенными, что на фабрику будет идти осветленная вода без приме­си пульпы и что она будет в необ­ходимом объеме.

Победой можно назвать и тот факт, что на данный момент бор­та дамбы отмываются полностью. Вода не будет копиться, а следо­вательно, зимой не будет замер­зать. Как говорит А. Гноевой, «се­годня воду удалось замкнуть, пу­стить ее в озеро, куда она идет достаточно хорошо». К концу октября все эти работы планирует­ся завершить.

Сейчас удалось добиться и со­блюдения необходимого баланса уровня бортов хвостохранилища. Во многом благодаря тому, что по бортам дамбы успели своевремен­но протянуть трубы. Не менее важно, по мнению начальника участка, их теперь грамотно экс­плуатировать, сделать выпуски пульпы там, где это нужно. Обес­печить же правильную эксплуата­цию пульповодов хвостохранили­ща позволит его съемка. Как ска­зал А. Гноевой, она уже выполне­на, но на участок документация поступит позже. Тогда специали­сты участка хвостового хозяйства будут точно знать, где какая ямка, уклон, чтобы грамотно корректи­ровать сброс пульпы.

Еще один немаловажный фак­тор, позволивший выполнить большой объем работ, – новое оборудование, а именно: установка насосов Weir Warman. «На пре­жних отечественных насосах мы вряд ли бы смогли в таком объеме и качественно выполнить все не­обходимые работы, – говорит Анатолий Васильевич. – Появи­лась возможность останавли­вать одну нитку пульповода из трех и спокойно в течение меся­ца ремонтироваться, в то время как прежде можно было остано­виться только на два-три дня, за которые мало что успевали сде­лать». За три прошедших меся­ца (по погодным условиям начали лишь в мае) уже завершен ремонт двух ниток пуль­поводов (каждая примерно по пять километров), за­действовано около шести километров по правому борту хвостохранилища – это еще три нитки. Проделана огромная работа, начатая в 2008 году. Также уже эксплуатируются те места пульпо­водов, которые требовали срочного вмешательства, а их состояние было весьма критичным. Работа по замене труб выполняется под­рядными организациями. На ру­ководителях участка - коорди­нация действий подрядчиков и заказчика работ.

Таким образом, если ранее про­водился только частичный ремонт труб, то сейчас осуществляется полная их замена согласно состав­ленному годовому графику. Наи­больший объем работ приходится, естественно, на летний период, чтобы не заморозить пульповоды в зимнее время. За трубопровода­ми ведется постоянный контроль: ежеквартально производится за­мер толщины труб на ответствен­ных участках пульповодов.

Впереди еще три месяца, ког­да можно серьезно заниматься ре­монтными работами на участке хвостового хозяйства. Впереди много работы, но, по мнению А. Гноевого, при определенных уси­лиях, грамотном распределении работ можно успеть выполнить все запланированные мероприя­тия на этот год. Отставание же в целом по проекту эксплуатации хвостохранилища на Хариусозере, как уже говорилось, возника­ет не по вине обогатителей.

Но даже за прошедшие 4-5 лет выполнен большой объем работ. По утверждению начальника уча­стка хвостового хозяйства, сегод­ня приятно зайти на любую насос­ную станцию. Везде наведен по­рядок, работает новое оборудова­ние. «Можно переходить на белые халаты как рабочую одежду, – улыбается Анатолий Василье­вич. – Отремонтированы раско­мандировочные, бытовые поме­щения. Конечно, проблем, кото­рые надо решать как можно бы­стрее, еще хватает. Жаль, что кризис так жестко вмешался в перспективные планы. Увеличива­ется объем работ на одного со­трудника».

Говорить о проблемах можно бесконечно, главное же – не опускать руки. Работа по участку хорошо видна, она необходима и значима. О том, насколько грамот­но и качественно она будет выпол­нена, можно будет судить по зим­нему периоду.


Наталья Рассохина.