«Оленегорск: Люди. События. Факты»

«Четвертая школа - наша судьба». Двадцать лет спустя

История школы:
1987 - открытие школы;
1989 - открытие эстетцентра;
1993 - создание модели профильного обучения;
1995 - работа по преемственности с ДОУ 14 и 15;
1997 - начало работы по программе «Здоровье»; 2000 - создание концепции развития школы до 2010 года;
2003 - открытие городской стажерской площадки;
2003 - открытие региональной экспериментальной площадки по предпрофильной подготовке и профиль­ному обучению;
2004 - открытие школьного музея «Кольский край в истории России»;
2006 - открытие всероссийской базовой площадки по внедрению деятельностного метода;
2007 - создание городского ресурсного центра по предпрофильной подготовке и профильному обучению.

Не успели оглянуться, как промчались два десятка лет, в которых было много работы, интересных дел, встреч и расставаний - всего не перечислить, и от которых оста­лись большей частью теперь уже приятные воспоминания. Ими с читателями «Заполярки» и поделятся сегодня педагоги 4-й школы, благо повод есть прекрасный - школа от­мечает свое двадцатилетие!

Надежда Александровна КУЛИНЧЕНКО, директор: Мои вос­поминания тесно связаны с коллегами, с теми, кто и в труд­ные, и в радостные дни были рядом. Самые сердечные слова благодарности всем, кто работал и работает в нашей школе.

Генератор всех идей, человек, объединяющий самые луч­шие качества руководителя, вдохновитель на самые порой не­выполнимые дела. Наш первый директор Людмила Андреевна Заякина. С ней мы разработали программу развития школы и целенаправленно воплощали в жизнь. За 14 лет ее руковод­ства сформированы лучшие традиции, сложился дружный, са­моотверженный коллектив, школа стала Школой года и Шко­лой века. Администрация школы - единая команда, команда без которой мне не жить: Е. Резник, Л. Быстрова, И. Савелье­ва, Е. Соболева, Т. Боруцкая, Е. Арнаутова, О. Барановская. Их деятельность в управлении школой можно сравнить с работой головного мозга. Все начинания, эксперименты, программы - это высокоинтеллектуальные продукты. Гибкость мышления, высокий профессионализм, коммуникабельность, умение идти в ногу со временем - главные черты, отличающие современ­ных менеджеров в образовании.
Особо хочется отметить наших терпеливейших тружениц, творцов, фанатов - наших учителей начальной школы: С. Немтареву, Л. Байчурину, В. Логвиненко, С. Брюховецкую, Е. Макееву, Н. Гуленко, Н. Погодину, Ф. Иванову, О. Конкул, И. Чупину, Н. Андрусевич, М. Хаймину, Т. Бугаеву. Целеустремленные, преданные своему делу учителя основной школы: Л. Рудяева, О. Нуруллина, Н. Ильина, Л. Федосеева, Л. Ускова, В. Выдрина, Н. Ушакова, С. Виноградова, Т. Трошина, Л. Сапрыкина, Е. Тихомирова, Г. Борохова, Т. Гутникова, Л. Озекина, Л. Журавицкая. Высококвалифицированные профессионалы, мудрые, чуткие учителя старшей школы: Л. Антюх, Н. Степаненко, И. Полянская, Л. Маркина, О. Стрельцова, И. Лубешко, С. Калинина, Е. Булычева, С. Мещерякова, Т. Минаева. Невероятно талантливые, энергичные, создающие всегда захватывающие, нео­жиданные, необыкновенные концертные программы и мероп­риятия педагоги-организаторы: Н. Артеменко, О. Бастракова и педагоги дополнительного образования, чьи имена извест­ны далеко за пределами нашего города: М. Шукшина, Е. Ва­сильева, Л. Попова, С. Чурина, Н. Вавренюк, Н. Лукашева, В. Иванова, Т. Киселева, А. Соловьева, Т. Щекочихина, Е. Ми­нина и, конечно, лаборанты Л. Ташкинова и О. Семенова - костюмы, сшитые их руками, всегда оригинальны и прекрас­ны.

Беззаветно любящие свой предмет и спорт, ведущие наших обучающихся к многочисленным победам, преподаватели фи­зической культуры А. Жогов, С. Шаев и преподаватель ОБЖ П. Крутов. Приятно отметить, что наши выпускники, получив об­разование, возвращаются в школу: М. Лобанова, Л. Свистунова, И. Лайкова, Ю. Семушина. Благодаря золотым рукам учи­телей трудового обучения - В. Барановского, О. Богданова, Н. Купцовой - школа имеет особый ни с чем несравнимый коло­рит. Дети под их руководством принимают участие и занимают призовые места на различных конкурсах и выставках. В тече­ние 12 лет В. Саканцева является бессменным председателем профсоюзного комитета. Всегда на защите наших прав, вовре­мя поможет, вовремя подскажет. Интересные библиотечные уроки проводят библиотекари И. Кунисова и Л. Фролова, кото­рые своевременно пополняют библиотечный фонд и привива­ют детям любовь к книге. А Л. Фролова работает в школе со дня основания. С огромным объемом работы успешно справля­ется заведующая канцелярией Е. Гноевая. Сейчас уже трудно представить школьную жизнь без программиста В. Нечаевой, она помогает создавать и проводить уроки-презентации, уро­ки с использованием интерактивной доски, работу в Интер­нете.

Огромное спасибо всем, кто поддерживает чистоту и по­рядок, озеленяет и охраняет школу во главе с Е. Прядко: Л. Кутлубулатова, В. Самылова, Н. Онопченко, М. Гончаренко, А. Ожегова, С. Рыбченкова, С. Струкова, А. Семиткина, В. Шепитькова, В. Исупов, С. Бондарев. Много лет отработа­ли Н. Пушинина, Т. Левицкая, В. Уткин. Безопасность труда контролирует Н. Бовина, инженер по охране труда. Мне ка­жется, я выражу общее мнение всего коллектива, если особо поблагодарю автора гимна нашей школы Л. Познякова. Он работал у нас не очень долго, но так тонко почувствовал и выразил в словах и в мелодии взрослые и детские мысли и чувства, создав произведение, которое объединяет нас в еди­ный, дружный, увлеченный и невероятно трудоспособный коллектив.

Неоценимый вклад в становление и развитие школы внесли многие наши коллеги, рабо­тающие сейчас в других учреждениях и предприятиях города: Т. Владыка, Н. Рассохина, В. Попова, Е. Вельмякина, Л. Столярова, А. Скворцов, М. Бошко, А.Василькова, А. Гончарова, Л. Старовойтова, Л. Веслополова, Г. Еремина, О. Гурбич, С. Поповская, С. Чемоданова, Н. Гончаренко, Г. Пашковский, Л. Батанина, Е. Андриянова, И. Скляр, В. Скляр, А. Рочева, Н. Гончаров, Г. Галкина, Н. Рыковская, И. Никитина, М. Костюрец, И. Батрукова. Мы всегда гордимся, когда наши выпускники достигают высоких вершин: А. Рыжов, писатель, поэт, журналист; Е. Кислова, кандидат филологи­ческих наук; А. Пашковская, кандидат экономических наук, К. Артеменко, кандидат химических наук и многие другие. Будучи молодым специалистом, у нас работал учителем фи­зики В. Шмелев - в настоящее время известный режиссер, снявший сериалы «Простые истины», «Ундина». А сейчас с успехом идет по стране его фильм «Код апокалипсиса».

…Как же не вспомнить те времена, когда шефские связи были по-настоящему действенными! И своих шефов знали в лицо все дети школы. Существовала такая форма работы как «Бригада - класс». За каждым классом была закреплена своя бригада. Встречались почти еженедельно и отчитыва­лись о своих достижениях и успехах. Молодые парни прихо­дили к детям и рассказывали о своей работе, производстве, проводили совместные субботники, игры, соревнования, кон­церты. Вот это трудовой воспитание! Шефы - ЦТТ, началь­ник Н. Сердюк. Они доделывали многочисленные недостат­ки, оставленные строителями. Часто свой рабочий день Ни­колай Леонидович начинал с нашей школы. Мы очень хоро­шо помним все то, что было сделано ими, а совместные вече­ра трудовой славы, где показывали свой необыкновенный талант Н. Орлов, О. Третьяков, К. Смирнов… Оглядываясь, хочется отметить: как все-таки хорошо, что у нас были та­кие шефы! Жаль, что сейчас это в прошлом. Огромное спа­сибо всем родителям! Они - настоящие участники образо­вательного процесса, помощники и надежная опора, спонсо­ры и сотрудники, они - наши единомышленники! Желаю всему нашему коллективу здоровья, творческих успехов, неиссякаемой энергии, мира, добра в семьях!

Елена Ивановна СОБОЛЕВА: Нашей школе - самой молодой и новой в городе - в этом году исполняется двадцать лет. Поверить в это нелегко. Как быстро пролетели эти годы. У философов это - «Часы идут, дни бегут, а годы летят…», у нас - просто звенят школь­ные звонки, весело или скучно пролетают уро­ки, а вмести с ними и наша жизнь: радости и огорчения, веселье и грусть, удачи и ошибки, проблемы и их решения. Дети наших первых учеников уже ходят в школу, многие выпуск­ники и в нашем городе, и, разлетевшись по миру, покоряют свои вершины. Из памяти не стира­ются имена и лица уже окончивших школу ре­бят, встречи с ними всегда приятны! И это дале­ко не общие слова - то, что, обучая, мы сами многому учимся у них. Каждый выпуск по-сво­ему дорог и памятен, оставляет свое необыкно­венное и дорогое, с ними уходит частичка на­шего сердца. За судьбу каждого из них мы очень волнуемся и радуемся их успехам.

Начинали мы дружно, весело, отчаянно. Быстро наш коллектив молодых учителей под руководством Людмилы Андреевны Заякиной стал коллективом единомышленников, делаю­щих одно большое дело, не считаясь со време­нем. Я считаю себя счастливым человеком, по­тому что работать в нашем коллективе ком­фортно и приятно. Здесь всегда поймут, под­держат, помогут. Хочется поблагодарить всех моих коллег за сотрудничество, искреннее, ув­леченное отношение к делу, которое является нашей общей судьбой!

Екатерина Яковлевна РЕЗНИК: Дале­кий август 1987-го года… Я - молодая, строй­ная, красивая блондинка, переехала из малень­кого гарнизона Ревда-3 снова в цивилизацию - город Оленегорск, где в те времена еще ходили городские автобусы нескольких мар­шрутов, рынок находился на улице Бардина, а Дом торговли был супермаркетом, как сейчас «Евророс»!

Устроиться на работу - проблема! Меня принимала учителем, с трехмесячным испыта­тельным сроком, лично начальник отдела обра­зования В. Скворцова. И вот я в здании 4-й школы восемнадцатого августа: если сказать, что меня охватил ужас от объема незаконченного - это ничего не сказать. Кабинет молодого директора Л. Еросенковой больше напоминал прорабскую в лучшем смысле этого слова. Вместе с Людми­лой Трущаловой нам определили кабинет 26. «Спасибо» добрым строителям, но они, закон­чив белить потолки, остаток побелки почему-то вылили на линолеум в кабинете. Нам была по­ставлена задача: в недельный срок, а лучше за три-четыре дня, привести все в рабочее состоя­ние. И деятельность закипела… Помогал муж (кстати, до сих пор помогает) и двухгодовалый сын (а сейчас - большой и взрослый). Рядом было много незнакомых людей.

Первым, кто спросил «Ты из какой школы?», была Нина Максимовна Погодина. А через два дня своими стали Татьяна Владыка, Светлана Немчинова, Елена Андриянова, Марина Зобнина, Светлана Дягель, Светлана Мокрянина, Ири­на Никитина и многие-многие другие. Не забыть слезы огорчения, когда после подготовленного тобой кабинета, в срочном порядке объявляли, что учиться будешь совсем в другом, который еще вовсе не напоминает учебный. А потом был пробный день и испуганные глаза ребят, кото­рые были вынуждены уйти из своих родных школ. Первое родительское собрание, насторо­женные лица родителей и дальнейшее сотрудни­чество. Непростой и замечательный 1987-1988 учебный год. Да, кстати, по ходатайству Людми­лы Андреевны Еросенковой, меня, как успешно справившуюся с испытательным сроком, пере­вели в ноябре на постоянную работу. И вот она продолжается уже в течение двадцати лет. Вспомнить все - написать книгу, вспомнить немного - очерк, а у меня просто сочинение на свободную тему. Хочу рассказать и похвастаться, как мы пели в хоре под руководством М. Костюрец, участвовали в конкурсах художественной самодеятельности среди педагогических коллективов, ездили с концертами в воинские части, спорили до слез и хрипоты, защищали честь школы на соревнованиях по баскетболу, участвовали в субботниках (заметьте - с удовольствием), ходили на демонстрации 7 ноября и 1мая и верили в светлое будущее детей и народного образова­ния. Это было недавно - это было давно! Дру­гие времена, другие нравы: ЕГЭ, профилизация, деятельностный метод - 4-я снова впере­ди планеты всей, и это правильно, так судьбой назначено, чтобы в эти дни обо всем хорошем вспомнили все мы и продолжали двигаться впе­ред. А движение - это жизнь, а жизнь все-таки прекрасная штука, как ни крути. Значит, будем жить, творить и радоваться, обучая детей сво­их учеников!!! Тысячу раз был прав Лев Сер­геевич Позняков, автор школьного гимна, на­писав замечательные слова: « Четвертая школа - наша судьба!». И какое это огромное счас­тье - жить такой судьбою!

Людмила Ивановна САПРЫКИНА: Первая суббота сентября 1988-го года. Все учащиеся школы идут в поход. Среди ог­ромного скопления детей нахожу свой 5 «г» класс. Детей почти не знаю, так как перво­го сентября у меня был другой класс. На­чинается бурное обсуждение маршрута. Стоит такой шум, что я ничего не понимаю, вижу только открывающиеся рты. С тру­дом успокаиваю детей, приходим к общему решению и отправляемся в путь. Мои опа­сения оказались напрасными - пятикласс­ники были озорные, шумные, но добрые и отзывчивые!

Также вспоминается поездка на остров Партизанский с группой старшеклассников в марте 1999-го года. Пройдя несколько ки­лометров на лыжах, с рюкзаками за спина­ми, участники похода пришли в уныние. Жить предстояло в условиях, далеких от комфортных: спать на нарах, самим топить печку, готовить на костре… Девочки стали возмущаться тем, что непонятно для чего они тащили с собой комнатные тапочки! Парни освоились быстро, заготовили дро­ва, расчистили снег, всю ночь дежурили, поддерживая огонь в печи. Время пролете­ло быстро, интересно и с приключениями - в одной из землянок произошел пожар, но все закончилось благополучно. Недо­вольных не было - наоборот, ребята про­сили задержаться хотя бы еще на денек!

Валентина Васильевна ЛОГВИНЕНКО: Двадцать лет назад я пришла в новую школу Оленегорска, школу 4. Двадцать лет - это много или мало? Наверное, много. Но для меня двадцать лет пролетели, как один миг. Коллектив начальной школы был молодым, энергичным. Нам всем было немногим больше двадцати, как сей час нашей школе. За эти годы я сде­лала шесть выпусков. Каждый из них остался в моей па­мяти. Каждому выпуску я отдала частичку своей души. Они помнят меня, а я помню их всех по именам. Я знаю, что мои первые вы­пускники, которые окончили школу в 1999-м году, стали достойными гражданами. Многие закончили высшие учебные заве­дения. Сейчас они работают в разных горо­дах нашей страны и даже за рубежом. Я этим горжусь.

В школе за прошедшие годы было очень много интересного. Жизнь кипела и бурли­ла. Очень хорошо помню, как весь коллек­тив школы в приказном порядке должен был посещать занятия школьного хора. Тог­да это казалось ненужной, неприятной обу­зой. Мы должны были вечерами, оставив свои семьи, маленьких детей, мчаться на ре­петицию. А дома еще ждали непроверен­ные тетради. Но как это было здорово! Понимаешь это только спустя годы. От этих репетиций остались приятные воспомина­ния, радость общения. Они делали нас друж­ным коллективом. Яркий след оставили наши школьные праздники, когда каждое МО готовило номера художественной са­модеятельности. Мы творили, перевопло­щались, играли разные роли. Это было очень весело. На этих вечерах мы по-насто­ящему отдыхали. Невозможно забыть наши спортивные встречи с воспитателями детских садов 14 и 15. Мы бегали, прыгали, преодо­левали полосу препятствий… Ус­тавшие и измучен­ные, мы заканчива­ли наши встречи чаепитием с вкус­ными «детсадовс­кими» булочками. И вся наша жизнь состоит из таких вот маленьких ра­достей, которые оставляют приятный след в нашей памяти. Вместе с нашей школой росли и взрослели наши дети. Многие из них окончили школу 4. Иногда мы проводим больше времени в школе, чем дома. Школа стала для нас вто­рым домом

Татьяна Михайловна МИНАЕВА: Двад­цать лет ра­боты в школе, среди таких разных и таких похожих друг на друга людей… С чего все начиналось? Все по-житейски просто и банально: самые лучшие (так мне казалось тогда) выпускники школы 10 сто­лицы Северного флота провожали зимним днем учителя литературы на новое место жи­тельства - город Оленегорск, где уже жда­ли ввод новой школы с огромным нетерпе­нием как дети, так и их родители. О коллегах так сказать не могу: в учительских кулуа­рах можно было услышать тогда разные мнения по поводу перспектив перехода в но­вый школьный коллектив. Будучи в городе человеком новым, сразу согласилась на пред­ложение В. Скворцовой (она тогда воз­главляла гороно) стать педагогом в ново­стройке. И никогда не усомнилась в правиль­ности этого решения! Хотя нет, лукавлю. Со­блазн был, когда директор 21-й школы Е. Стрелков предложил остаться и продолжать работать под его началом. Не осталась. И вот уже некогда непривычный утренний путь в школу стал обычным маршрутом.
Первые ученики и их наставники, осва­ивающие новые стены, овладели тогда смеж­ными профессиями: они были и озелените­лями, и малярами, и дворниками, и артис­тами на строительных площадках любимых шефов. А сколько помогали нам родители! А «молоткастые» мужья наших молоденьких учительниц! И дети - первые наши старшеклассники! Сказать, что любимые - ничего не сказать. Они пришли из разных школ, группками и по одиночке. Амбициоз­ные, скоро стали единой семьей и стали фор­мировать то, что сегодня называется тради­циями школы. Сколько идей было высказа­но, сколько жарких споров медленно осты­вало за пределами классных кабинетов… Я люблю своих детей за то неравнодушие, ко­торое не позволяет им оставаться в стороне от сегодняшней жизни. Я люблю встречать их на улицах города и тихо гордиться ус­пехами ребят. Ощущение единого коллек­тива, делающего одно большое дело, - вот главный мотив всех воспоминаний о первых шагах моей четвертой.

Ирина Иосифовна ЛУБЕШКО: Двад­цать лет в школе… Много это или мало? За эти годы было многое - радость и грусть, не­удачи и успе­хи. Были большие классы по тридцать шесть учени­ков, мои три выпуска девятиклассников. Надеюсь, будет и пер­вый выпуск одиннадцатых классов. Помнятся удивитель­ные школьные праздники, волнительные от­крытые уроки, незабываемый школьный хор учителей, занятия спортом, педагогические советы с юмористическими выступлениями методобъединений. А еще за эти годы в шко­ле сформировалась особая общность людей, умеющих отлично трудиться, уважительно относиться друг к другу, любить своих уче­ников и радоваться жизни.

Светлана Валерьевна НЕМТАРЕВА: Двадцать лет тому назад… Я семнадцатилет­ней девчонкой вышла на работу в 4-ю школу. Она толь­ко открыва­лась, коллек­тив был но­вый, незнако­мый, но все приняли меня хорошо. Сначала, двадцатого августа, мне объявили, что я буду пионервожа­той, но тридцатого августа мне дали первый класс. Это были дети военнослужащих «с точек». Класс был трудный. Трудно было и мне. Но со мной рядом всегда был наставник - Нина Мак­симовна Погодина. Это педагог «от бога». Спасибо, Нина Максимовна, я многому у Вас научилась. В коллективе начальной школы были все молодые девочки. Мы часто про­водили время вместе, много фотографиро­вались и всегда друг другу помогали. По­мню и свои первые уроки, на которых при­сутствовала Н. Кулинченко, и первые вне­классные мероприятия - например, «Хлеб - всему голова»: на этом мероприятии вы­ступала Е. Соболева. Что-то получалось, что-то нет, но я всегда старалась выполнять все честно, вкладывая душу.

Валентина Николаевна САМЫЛОВА: Воспоминания только приятные. Школа-новостройка. Большая, просторная, светлая. Молодой директор Людмила Андреевна Еросенкова (Заякина), ныне начальник отдела об­разования городской администрации. Отчетные концерты эстетического центра нашей школы - каждый раз красивое зрелище! За эти годы я приобрела новых друзей!

Татьяна Николаевна ТРОШИНА: Я по­мню, как мы готовили школу к первому сентября. Штукатуры-маляры очень торопились вовремя сдать школу, поэтому пол пестрел всеми цветами радуги. Сколько же мы израс­ходовали всяких средств для того, чтобы при­вести ее в порядок… Вспоминается наш чу­десный русский хор. И первые выпуски… Ре­бята были добрые, отзывчивые, друг к другу относились хорошо, поэтому сколько интерес­ных дел, походов, поездок было…

Фаина Владимировна ИВАНОВА: Под­робно вспомнить ничего не смогу. Работа, ра­бота, работа… Воспоминания вспыхивают, как отдельные кадры, отрывками. Кажется, что все это было совсем недавно! С ужасом ду­маю о том, что прошло двадцать лет! Итак, что же всплыло в моей памяти? - Собрание будущих учителей в то время, когда школа еще не открылась, молодой директор, молодые за­вучи, молодые учителя, новые планы, опти­мизм. И вот школа открылась. Все знают, что строилась она в рекордные сроки. Поэтому мы не думали о планах уроков, а думали о том, как устранить мелкие недоделки и с лезвием в руках содрать краску, намертво присохшую к линолеуму. Первое сентября не помню, в школе главное было не заблудиться, не потерять учеников, которых видели первый раз. Хорошо по­мню, что в начальной школе были классы с литерами «д», «е», «ж».

Как же мы умещались? Вспоминается класс шестилеток, со спальнями на третье этаже. Как же уложить детей спать под звуки школьного звонка? Чередой проходят многочисленные семинары, на которых мы давали уроки на город и область. И это понятно - новой школе нужно заявить о себе. Непонятно одно - как мне удавалось участвовать во всех этих семи­нарах? Наверное, молодость. Так случилось, что с начала работы школы в начальной шко­ле поменялось много руководителей. Имена некоторых стерлись из памяти, но до сих пор с благодарностью вспоминаю А. Рочеву - кстати, свои первые шаги в образовании я начинала, учась именно у нее еще в 21-й школе. С завистью вспоминаю то время, когда прохо­дило становление эстетцентра. С ужасом вспоминаю свой первый семинар в одно лицо. Так я еще не волновалась, хотя открытых уроков было много. Я написала авторскую программу «Наглядная геомет­рия». По просьбе учителей провела урок, это не так страшно, а вот выступление! Первое на такой огромной аудитории. Не помню, сколь­ко было человек, но больше, чем учеников в классе. Это я потом привыкла, но тогда… Все двадцать лет вспоминаются только с хорошей стороны. Много поменялось учите­лей начальной школы, но все они вызывают только приятные воспоминания, с учителями старшей и средней школы тоже были хорошие отношения. Всегда говорила своим друзьям, что нам повезло с администрацией. И хотя в ней происходили изменения, мое мнение не ме­нялось. Но был один негативчик! Я не любила наш учительский хор. Не сам, конечно, а петь в нем. Петь я не люблю, бог обделил голосом. Но это еще ничего. Нужно - значит нужно! Но облачить мои девяносто килограммов в ро­зовое блестящее платье с рюшечками - это нечто! Ну чем не хавронья! Вот эти два фак­тора и сделали занятия в хоре для меня катор­гой. Вспоминаю эти двадцать лет и говорю: «Какая ты молодец, что пошла работать в но­вую школу!».

Светлана Ивановна СМИРНОВА: Вспо­миная те далекие времена двадцатилетней дав­ности, не могу не испытывать чувства некой ностальгии… Наверное, уже стало почти нор­мой считать, что прошедшее всегда лучше, чем настоящее. Что тогда было и веселее, и интереснее, и жилось благополучнее. Да и проблем, в целом, можно сказать, не было… Однако причина, думаю, лишь в том, что мы тогда были другими - присут­ствовал в нас некий «задор моло­дости», когда плохого не замечаешь, а всему хорошему искренне радуешься. Но оценить и понять это можно лишь спустя время… Итак, двадцать лет тому назад в школе еще функционировала комсомольская организация под бдительным руководством ее бессменного и неутомимого вожака Александра Геннадьевича Скворцова. Впрочем, как выяснилось, она доживала последние «17 мгновений» своего существования. Поначалу было решено испытать свои способности на артистическом поприще. Обошлись, правда, одним спектаклем в «театре теней». Не получив дол­жного удовлетворения на сцене античного те­атра и лишившись по одной простыне в каче­стве аксессуара к постановке, этим посчитали нужным ограничиться. К тому времени при­ближался конец учебного года… Почуяв за­пах весны и приближающегося лета, комсо­мольская команда приняла решение отдохнуть на природе. По причине существовавшей в то время проблемы, явившейся результатом ан­тиалкогольной кампании в нашей стране, с боль­шим трудом приобрели спиртное, которое было отдано на хранение, к сожалению, не са­мому морально устойчивому комсомольцу-трезвеннику. В итоге к моменту выступления в поход команда его лишилась… Опять же не­малыми усилиями удалось компенсировать ут­рату пивом. Поход прошел замечательно!

Светлана Сатдаровна ЧЕМОДАНОВА, заместитель директора по воспитательной работе МОУ лицей 2 г. Мурманска: Я проработала в 4-й школе тринадцать лет, здесь получил среднее образование мой сын. И, на­верное, могу сказать, что это были мои луч­шие годы. Ведь именно здесь я состоялась как учитель, получила звания и награды. И сей­час, работая в одном из престижных учебных заведений города Мурманска, часто скучаю по родной школе и тем замечательным педаго­гам, которые в ней трудятся. Мне не хватает этого братства и взаимовыручки, поддержки той команды профессионалов, с которой мы в течение нескольких лет создавали наш музей, известный своими успехами в области. Хочу пожелать моей любимой школе свершений, удач, достижений! Думаю, что высокая план­ка, изначально заданная вашим мастерством, будет только подниматься - все выше и выше, а летопись нашей школы - пополняться ва­шими победами и победами ваших учеников на областном, российском и международном уровнях!

Нина Максимовна ПОГОДИНА: Я благодарна судьбе за то, что я рабо­таю в таком творческом, дружном коллективе со дня открытия школы!


Четвертая школа - наша судьба,
И пусть каждый день рабочий
Запомним, как радость весеннего дня
После полярной ночи.


Подготовила Ольга ВЕНСПИ.