«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Больше рока хорошего и разного

Вокально-инструментальные ансамбли в Оленегорске на­чали появляться едва ли не с первых лет его существова­ния. Нет, это, конечно, преувеличение - в конце 40-х - начале 50-х жители рабочего поселка были заняты реше­нием куда более важных задач, но уже лет через десять, когда поселок стал городом и жизнь в нем постепенно вош­ла в нормальную колею, горняки/обогатители ощутили ос­трую потребность как-то разнообразить свой культурный досуг. Так в Оленегорске появились первые ВИА (слово «груп­па» в отношении исполнительского коллектива тогда еще не сделалось общеупотребительным). С развитием города развивалась и его музыка.

В мире набирала обороты битломания, а оленегорские эстрадники разучивали песни советских композиторов и могли лишь меч­тать об освоении каких-либо чуждых лояль­ному отечественному уху «империалисти­ческих» жанров. Один из первых коллекти­вов - «Олвиа» под руководством Алексан­дра Науменко - подыгрывал вокалисткам из дебютного состава «Оленегорочки», и только много лет спустя все тот же Науменко создал ретро-бэнд, ориентированный цели­ком и полностью на западную музыку под на­званием «джаз».

Эпоха массового увлечения роком в стране началась уже на рубеже 70-80-х, а в Оленегорск эта мода пришла еще позже. Пер­вые доморощенные рок-группы стали появляться уже в годы перестройки. Они были еще полуподпольными, на официальные сце­ны их выпускали неохотно, но запрещать не запрещали. То был прорыв, молодые певуны отрывались на всю катушку. Репетиции час­то проходили при школах, там же давались скромные концертики. Во второй половине 80-х свободы стало больше, аудитория расширилась, и выступления местных рок-му­зыкантов уже мало кого удивляли. С нача­лом 90-х незыблемая прежде плотина запре­тов и вовсе рухнула: играть и петь теперь мог кто угодно и что угодно.

Сегодня не выглядит необычным даже словосочетание «оленегорский рок-фести­валь». А что тут такого? Если есть коллекти­вы и если их немало, то почему бы им не со­браться вместе и не показать публике все многообразие своего творчества? Фестиваль - не конкурс, не соревнование, духа сопер­ничества тут нет, и музыканты по идее долж­ны играть в удовольствие, попутно достав­ляя такое же удовольствие слушателям. Не беда, что не приезжают именитые звезды - на своих посмотреть тоже интересно.

Возможность пленить искусством свет предоставляет городским рок-исполнителям Молодежный досуговый центр «Полярная звезда». Подобного рода фестивали прохо­дят при его поддержке регулярно. Хорошая площадка, удобный зал, профессиональные свет, звук, конферанс - все было на высо­ком уровне и в этот раз, в четверг 12 июня, когда в МДЦ состоялся очередной фестиваль, приуроченный ко Дню России. В тот вечер играли и пели для земляков только оленегорцы, иногородних звать не стали. Да они, ка­залось, и не нужны - местных набралось столько, что хватило на двухча­совую программу.
Хватить хватило, однако по мере того, как участники концер­та сменяли на сцене один друго­го, возникало ощущение дежа вю. Многообразия, на которое если не все, то большинство присутство­вавших рассчитывали, усаживаясь в зрительские кресла, как-то не наблюдалось. Практически все выходившие на сцену группы были поразительным образом похожи друг на друга. Мож­но назвать это оленегорским сти­лем, да ведь у вся­кого объединения творческих лично­стей должна быть своя индивидуаль­ность, а вот ее-то чуток и не доста­вало.

Вы уж, господа-товарищи, извиняйте ве­ликодушно, но ежели вам на старте вашей музыкальной карьеры сказали, что хороший рок - это когда громко кричат в микрофон и устраивают какофонические запилы на элек­трогитарах, то вас жестоко обманули. Существует масса разновидностей рок-музыки, и некоторые из них отличаются друг от друга, как небо от земли. Медиум-рок, к примеру, вовсе не то же, что хард или панк. Этой сво­ей многогранностью, кстати, рок-музыка и ин­тересна. Хотелось бы, чтобы не только на мировом, но и на здешнем уровне нам пред­ставили товар, так сказать, в полном ассортименте. Тем более что возможности име­ются - почти в каждой из выступавших групп есть приличные музыканты. Ударники вооб­ще иной раз творили чудеса - Ринго Старр и рядом не валялся! Что касается вокалистов, то довелось услышать несколько голосов, по­зволяющих говорить о способностях и даже о мастерстве. Словом, выступали, как пра­вило, отнюдь не дилетанты. Поэтому и тре­бования к ним будем предъявлять не диле­тантские.

Первой играла группа «ПК-13», она же и запомнилась. У парней крепкая техника игры и пения, попытки сделать соб­ственную музыку. У других от­метим отдельные номера, в особенности те, что звучали потише - так, что можно было разобрать мелодию (там, где она наличествовала), а порою даже и слова. Понятно, что проще лупить по струнам и ба­рабанам и демонстрировать луженость голосовых связок, но для этого ведь большого ума не надо, правда? Гораздо слож­нее написать и исполнить зву­коряд с оригинальной последовательностью нот и слов. Ряд, который остался бы в памяти человека, впервые его услышавшего, крутился бы потом в голове снова и снова, цеп­лял за душу.

Могут возразить: монстры тяжелого рока (допустим, «Нирвана», которой отдают предпочтение многие из оленегорских рок-музыкантов) тоже не обходились в своем репертуаре без откровенной звуковой мешанины. Так-то оно так, да в их лучших композициях непременно есть если не утонченная мелодика, то, во всяком слу­чае, драйв - заключенный в оболочку некой музыкальной фигуры мощный энергетичес­кий посыл, буквально втягивающий мелома­на в ауру, образующуюся вокруг исполните­ля. Как достичь такого драйва? Точный ре­цепт отсутствует. Ясно одно: напряжения рук и глотки для этого недостаточно.

Впрочем, у оленегорских ребят еще все впереди. Судя по отдельным фрагментам, в ориентирах у них не одна «Нирвана» и иже с ней. Тут и «Пинк Флойд», и «Назарет», и нашенские «Ария» с «Би-2» и «Зверями». Если хватит упорства, то, в конце концов, из эпигонства и стремления самовыразить­ся посредством крика выкристаллизуется воистину свой, личный, ни у кого не заим­ствованный стиль. И, может быть, когда-нибудь мы будем гордиться тем, что «Из­гнанник» или «Факстрот» давали свои пер­вые концерты здесь, в «Полярной звезде», а мы были их первыми слушателями и кри­тиками. Не останавливаться!