В мире набирала обороты битломания, а оленегорские эстрадники разучивали песни советских композиторов и могли лишь мечтать об освоении каких-либо чуждых лояльному отечественному уху «империалистических» жанров. Один из первых коллективов - «Олвиа» под руководством Александра Науменко - подыгрывал вокалисткам из дебютного состава «Оленегорочки», и только много лет спустя все тот же Науменко создал ретро-бэнд, ориентированный целиком и полностью на западную музыку под названием «джаз».
Эпоха массового увлечения роком в стране началась уже на рубеже 70-80-х, а в Оленегорск эта мода пришла еще позже. Первые доморощенные рок-группы стали появляться уже в годы перестройки. Они были еще полуподпольными, на официальные сцены их выпускали неохотно, но запрещать не запрещали. То был прорыв, молодые певуны отрывались на всю катушку. Репетиции часто проходили при школах, там же давались скромные концертики. Во второй половине 80-х свободы стало больше, аудитория расширилась, и выступления местных рок-музыкантов уже мало кого удивляли. С началом 90-х незыблемая прежде плотина запретов и вовсе рухнула: играть и петь теперь мог кто угодно и что угодно.
Сегодня не выглядит необычным даже словосочетание «оленегорский рок-фестиваль». А что тут такого? Если есть коллективы и если их немало, то почему бы им не собраться вместе и не показать публике все многообразие своего творчества? Фестиваль - не конкурс, не соревнование, духа соперничества тут нет, и музыканты по идее должны играть в удовольствие, попутно доставляя такое же удовольствие слушателям. Не беда, что не приезжают именитые звезды - на своих посмотреть тоже интересно.
Возможность пленить искусством свет предоставляет городским рок-исполнителям Молодежный досуговый центр «Полярная звезда». Подобного рода фестивали проходят при его поддержке регулярно. Хорошая площадка, удобный зал, профессиональные свет, звук, конферанс - все было на высоком уровне и в этот раз, в четверг 12 июня, когда в МДЦ состоялся очередной фестиваль, приуроченный ко Дню России. В тот вечер играли и пели для земляков только оленегорцы, иногородних звать не стали. Да они, казалось, и не нужны - местных набралось столько, что хватило на двухчасовую программу.
Хватить хватило, однако по мере того, как участники концерта сменяли на сцене один другого, возникало ощущение дежа вю. Многообразия, на которое если не все, то большинство присутствовавших рассчитывали, усаживаясь в зрительские кресла, как-то не наблюдалось. Практически все выходившие на сцену группы были поразительным образом похожи друг на друга. Можно назвать это оленегорским стилем, да ведь у всякого объединения творческих личностей должна быть своя индивидуальность, а вот ее-то чуток и не доставало.
Вы уж, господа-товарищи, извиняйте великодушно, но ежели вам на старте вашей музыкальной карьеры сказали, что хороший рок - это когда громко кричат в микрофон и устраивают какофонические запилы на электрогитарах, то вас жестоко обманули. Существует масса разновидностей рок-музыки, и некоторые из них отличаются друг от друга, как небо от земли. Медиум-рок, к примеру, вовсе не то же, что хард или панк. Этой своей многогранностью, кстати, рок-музыка и интересна. Хотелось бы, чтобы не только на мировом, но и на здешнем уровне нам представили товар, так сказать, в полном ассортименте. Тем более что возможности имеются - почти в каждой из выступавших групп есть приличные музыканты. Ударники вообще иной раз творили чудеса - Ринго Старр и рядом не валялся! Что касается вокалистов, то довелось услышать несколько голосов, позволяющих говорить о способностях и даже о мастерстве. Словом, выступали, как правило, отнюдь не дилетанты. Поэтому и требования к ним будем предъявлять не дилетантские.
Первой играла группа «ПК-13», она же и запомнилась. У парней крепкая техника игры и пения, попытки сделать собственную музыку. У других отметим отдельные номера, в особенности те, что звучали потише - так, что можно было разобрать мелодию (там, где она наличествовала), а порою даже и слова. Понятно, что проще лупить по струнам и барабанам и демонстрировать луженость голосовых связок, но для этого ведь большого ума не надо, правда? Гораздо сложнее написать и исполнить звукоряд с оригинальной последовательностью нот и слов. Ряд, который остался бы в памяти человека, впервые его услышавшего, крутился бы потом в голове снова и снова, цеплял за душу.
Могут возразить: монстры тяжелого рока (допустим, «Нирвана», которой отдают предпочтение многие из оленегорских рок-музыкантов) тоже не обходились в своем репертуаре без откровенной звуковой мешанины. Так-то оно так, да в их лучших композициях непременно есть если не утонченная мелодика, то, во всяком случае, драйв - заключенный в оболочку некой музыкальной фигуры мощный энергетический посыл, буквально втягивающий меломана в ауру, образующуюся вокруг исполнителя. Как достичь такого драйва? Точный рецепт отсутствует. Ясно одно: напряжения рук и глотки для этого недостаточно.
Впрочем, у оленегорских ребят еще все впереди. Судя по отдельным фрагментам, в ориентирах у них не одна «Нирвана» и иже с ней. Тут и «Пинк Флойд», и «Назарет», и нашенские «Ария» с «Би-2» и «Зверями». Если хватит упорства, то, в конце концов, из эпигонства и стремления самовыразиться посредством крика выкристаллизуется воистину свой, личный, ни у кого не заимствованный стиль. И, может быть, когда-нибудь мы будем гордиться тем, что «Изгнанник» или «Факстрот» давали свои первые концерты здесь, в «Полярной звезде», а мы были их первыми слушателями и критиками. Не останавливаться!