«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Бюджет-2007: каким ему быть?

Ответ на этот вопрос дает глава города Николай Леонидович Сердюк. По его словам, на формирование доход­ной части местного бюджета на 2007-й год, как и на бюджеты двух предыдущих лет, будут влиять неоправданно низкие нормативы налоговых отчислений, установленные областной Думой для нашего муниципального образо­вания с 01.01.2005. С анализом сложившейся вследствие этого ситуации, принимаемых органами местного самоуп­равления мерах по предотвращению негативных последствий изменения межбюджетных отношений и предложе­ниях по формированию бюджета-2007 в виде обращения главы и председателя совета депутатов, текст которого публикуется в сегодняшнем номере, заблаговременно - 25 сентября 2006 года, было направлено в адрес депута­тов Мурманской областной Думы.

Первого ноября в Мурманской областной Думе состоялось нулевое чтение, на котором предварительно был рассмотрен проект областного бюджета на 2007-й год. В нем приняли участие заместитель главы администрации города - начальник финансового отдела В. Морозова, председатель бюджетной комиссии совета депутатов горо­да О. Самарский. По их мнению, концепция проекта областного бюджета не содержит существенных изменений в пользу муниципалитетов, в том числе и нашего. Однако, у депутатов есть возможность в ходе предстоящих трех чтений при принятии областного бюджета на 2007-й год учесть настоятельные просьбы и предло­жения органов местного самоуправления, отражающие интересы населения муниципальных образований.



Председателю Мурманской областной Думы
П. Сажинову
Заместителю председателя Мурманской областной Думы
В. Калайде
Заместителю председателя Мурманской областной Думы
Н. Максимовой


Уважаемый Павел Александрович!
Уважаемый Василий Владимирович!
Уважаемая Надежда Петровна!

Анализ исполнения местного бюджета по доходам в период января-августа 2006-го года подтверждает явно дискриминационный ха­рактер действующих с 01.01.2005 (с измене­ниями и дополнениями в последующие пери­оды) межбюджетных отношений относитель­но нашего муниципального образования, ко­торые были положены в основу принятого областной Думой консолидированного бюд­жета области на текущий год.

При существенном росте собираемых на территории муниципального образования на­логов (более чем на-250 млн. руб. в 2005-м году по сравнению с 2004-м годом), которые были взяты за базу при формировании консо­лидированного бюджета 2006-го года, норма­тивные отчисления от них в местный бюджет таковы, что его доходная часть практически остается без изменения по сравнению с 2005-м годом и более чем на 160 млн. руб. не по­крывает минимально допустимые расходные обязательства органов местного самоуправле­ния.

Сформированный по более благоприят­ным для муниципального образования норма­тивам местный бюджет 2005-го года пример­но в такой же пропорции первоначально не покрывал расходные обязательства органов местного самоуправления (ОМСУ).

Но в 2005-м году создавшийся вследствие резкого изменения межбюджетных отноше­ний дефицит бюджетов муниципальных об­разований, в том числе и нашего, частично были покрыты финансовой помощью из спе­циально сформированных фондов поддерж­ки и более значимыми суммами изначально выделенных дотаций. Всего по этой схеме в Оленегорск поступило 59,4 млн. руб.

Для нашего муниципального образова­ния, оказавшегося в худшем положении из-за уменьшения с 01.01.2005 на 90% норма­тивов по налогу на прибыль (практически у всех других муниципалитетов уменьшение составило в среднем 20%-40%) и на 52% по налогу на доходы физических лиц (у боль­шинства муниципальных образований умень­шился только на 10-30%), покрывать дефи­цит местного бюджета такой величиной дотаций было невозможно.

Администрацией города были приняты исчерпывающие меры, как по сокращению муниципальных расходов, так и по увеличе­нию доходов местного бюджета, привлече­нию внебюджетных средств, для исполне­ния возложенных на органы местного само­управления обязанностей.

В частности: сэкономлено более 2,5 млн. руб. на возмещении убытков пассажирского автотранспорта, принадлежащего ОАО «Мурманскавтотранс» путем организации внутри-муниципальных пассажирских перевозок с помощью менее затратного автоперевозчика; оптимизированы расходы на содержание административно-управленческого персонала органов местного самоуправления - по ко­личеству муниципальных служащих, прихо­дящихся на 1000 жителей наше муниципаль­ное образование одно из самых экономичных в области; финансирование расходов из мес­тного бюджета на благоустройство произ­водилось в пределах 10% от потребностей и осуществлялось в основном за счет безвоз­мездного привлечения к этой работе предпри­ятий и организаций города и непосредствен­но самих жителей.

Капитальные работы по ремонту жило­го фонда, автодорог, кровель и другие были выполнены в 2005-м году за счет привлечен­ных внебюджетных источников -11 млн. руб. от Октябрьской железной дороги в виде компенсации за принятый жилфонд на баланс от муниципалитета в с. Имандра.

Основной дефицит бюджета - 90 млн. руб. - был покрыт за счет трехсторонне­го соглашения: «Область - город - ОАО «Олкон», инициированного администрацией города. Эта сумма была перечислена с полу­ченных дополнительных доходов в консоли­дированный бюджет области в сумме более чем 230 млн. руб. от ОАО «Олкон» в форме дополнительной дотации.

Таким образом, для сбалансированности местного бюджета из консолидированного бюджета в 2005-м году город получил 149,4 млн. руб. в форме дотации. При этом следу­ет отметить, что Правительством Мурманс­кой области во избежание негативных процес­сов в муниципалитете для подготовки объек­тов жилищно-коммунального хозяйства, се­зонной закупки угля и выплаты заработной платы большая часть из этой суммы выделе­на заблаговременно в форме кредитов, осталь­ная в качестве опережающей дотации.

Казалось бы, все ясно, и как было обеща­но ранее Правительством Мурманской об­ласти выявленные недостатки в межбюд­жетных отношениях, в результате опытно­го применения новых нормативов по налогам для зачисления в местные бюджеты будут устранены при принятии бюджета 2006-го года.

В таком случае, если собственные дохо­ды муниципалитета, сформированные по из­мененным нормативам, не обеспечивают фи­нансирование возложенных ФЗ № 131 и ФЗ № 199 на органы местного самоуправления функций, то разница должна быть профинан­сирована за счет дотаций из областного бюджета или на величину возникшего дис­баланса должны быть переданы полномочия с муниципального на региональный уровень с соответствующим их финансированием за счет субвенций из областного бюджета.

К сожалению, этого не случилось. Пред­ложения муниципалитетов предваритель­но, как ранее, в 2004-м году, даже не рас­сматривались департаментом финансов до внесения на рассмотрение в Мурманскую областную Думу проекта областного бюд­жета, и областная Дума при принятии бюд­жета во втором чтении отклонила внесенные нами соответствующие поправки.

В результате из разницы (расчет разницы смотри приложение № 2) в 322 917 руб. меж­ду изъятыми с 01.01.2005 из муниципально­го бюджета доходами и расходами област­ного бюджета на финансирование взятых с местного на областной уровень обяза­тельств, согласно закону «Об областной бюджете на 2006 год» в виде дотаций выде­лено всего 11 млн. руб., затем в конце мая до­бавлено еще 7,6 млн. руб.

Этих средств было крайне недостаточно, чтобы, как и в прошлом году свести к мини­муму уже возросший до 160 млн. руб. дефи­цит бюджета. Во избежание угрозы срыва мероприятий по подготовке к зиме объектов жилья и соцкультбыта, а учебных заведений к новому учебному году, долевому участию города в сезонной закупке угля органы мест­ного самоуправления г.Оленегррск пошли на беспрецедентный в области шаг, установив для землепользователей максимальный раз­мер налоговой ставки - 1,5% к кадастровой стоимости земли. Кроме того, под реализацию трехстороннего соглашения между городом.

ОАО «Олкон» и областью на эти цели были использованы кредитные ресурсы, в том чис­ле 20 млн. руб. бюджетного кредита.

К сожалению, такие меры мобилизации доходов в местный бюджет, как принятые администрацией города в 2005-2006 годах, носят разовый характер. Основной налого­плательщик, за счет которого осуществля­ется ежегодный прирост доходов как обла­стного, так и местного бюджетов Оленегорский ГОК - с 01.01.2007 переходит по земле на арендные отношения, соответ­ственно 50% от прогнозируемых платежей по этому виду доходов будут оставаться в областном бюджете.

Не прогнозируется в 2007-м годом по сравнению с текущим годом существенный рост объемов производства, и. следователь­но, рост налоговых отчислений от комбината вследствие чего перспектива пролонгации трехстороннего соглашения на 2007-й год и получения на этой основе дополнительных доходов в местный бюджет на уровне 2006-го года не представляется возможным.

Учитывая, что даже при такой ситуации, доходы в консолидированный бюджет об­ласти в виде налоговых отчислений от ОАО «Олкон» не только не уменьшатся, а наобо­рот, увеличатся на сумму арендных платежей за землю в размере 50% от ее абсолютной ве­личины, убедительно просим при принятии областного бюджета па 2007-й год предус­мотреть возможность формирования до­ходной части бюджета нашего муници­пального образования в размере не менее достигнутом в 2005-м году и ожидаемом в 2006-м.

Это может быть осуществлено путем пре­доставления безвозмездной финансовой под­держки в сумме 180 млн. руб. или за счет уве­личения нормативов отчислений от соби­раемых на нашей территории налоговых пла­тежей, позволяющих формировать дополни­тельные доходы эквивалентные этой сумме. Кстати, реализация такой возможности допус­кается статьей 56 Бюджетного кодекса Россий­ской Федерации.

Одновременно предлагаем внести допол­нение в действующий закон Мурманской об­ласти «О бюджетном процессе» об обяза­тельном согласовании проекта областного бюджета на очередной финансовый год до рассмотрения его в областной Думе с муни­ципальными образованиями в части касаю­щихся их параметров по планируемым дохо­дам: и расходам с оформлением соответству­ющих протоколов.


Н. Сердюк, глава г. Оленегорска с подведомственной территорией;
Ю. Короткин, председатель совета депутатов г. Оленегорска с подведомственной территорией.