Ответ на этот вопрос дает глава города Николай Леонидович Сердюк. По его словам, на формирование доходной части местного бюджета на 2007-й год, как и на бюджеты двух предыдущих лет, будут влиять неоправданно низкие нормативы налоговых отчислений, установленные областной Думой для нашего муниципального образования с 01.01.2005. С анализом сложившейся вследствие этого ситуации, принимаемых органами местного самоуправления мерах по предотвращению негативных последствий изменения межбюджетных отношений и предложениях по формированию бюджета-2007 в виде обращения главы и председателя совета депутатов, текст которого публикуется в сегодняшнем номере, заблаговременно - 25 сентября 2006 года, было направлено в адрес депутатов Мурманской областной Думы.
Первого ноября в Мурманской областной Думе состоялось нулевое чтение, на котором предварительно был рассмотрен проект областного бюджета на 2007-й год. В нем приняли участие заместитель главы администрации города - начальник финансового отдела В. Морозова, председатель бюджетной комиссии совета депутатов города О. Самарский. По их мнению, концепция проекта областного бюджета не содержит существенных изменений в пользу муниципалитетов, в том числе и нашего. Однако, у депутатов есть возможность в ходе предстоящих трех чтений при принятии областного бюджета на 2007-й год учесть настоятельные просьбы и предложения органов местного самоуправления, отражающие интересы населения муниципальных образований.
Председателю Мурманской областной Думы
П. Сажинову
Заместителю председателя Мурманской областной Думы
В. Калайде
Заместителю председателя Мурманской областной Думы
Н. Максимовой
Уважаемый Павел Александрович!
Уважаемый Василий Владимирович!
Уважаемая Надежда Петровна!
Анализ исполнения местного бюджета по доходам в период января-августа 2006-го года подтверждает явно дискриминационный характер действующих с 01.01.2005 (с изменениями и дополнениями в последующие периоды) межбюджетных отношений относительно нашего муниципального образования, которые были положены в основу принятого областной Думой консолидированного бюджета области на текущий год.
При существенном росте собираемых на территории муниципального образования налогов (более чем на-250 млн. руб. в 2005-м году по сравнению с 2004-м годом), которые были взяты за базу при формировании консолидированного бюджета 2006-го года, нормативные отчисления от них в местный бюджет таковы, что его доходная часть практически остается без изменения по сравнению с 2005-м годом и более чем на 160 млн. руб. не покрывает минимально допустимые расходные обязательства органов местного самоуправления.
Сформированный по более благоприятным для муниципального образования нормативам местный бюджет 2005-го года примерно в такой же пропорции первоначально не покрывал расходные обязательства органов местного самоуправления (ОМСУ).
Но в 2005-м году создавшийся вследствие резкого изменения межбюджетных отношений дефицит бюджетов муниципальных образований, в том числе и нашего, частично были покрыты финансовой помощью из специально сформированных фондов поддержки и более значимыми суммами изначально выделенных дотаций. Всего по этой схеме в Оленегорск поступило 59,4 млн. руб.
Для нашего муниципального образования, оказавшегося в худшем положении из-за уменьшения с 01.01.2005 на 90% нормативов по налогу на прибыль (практически у всех других муниципалитетов уменьшение составило в среднем 20%-40%) и на 52% по налогу на доходы физических лиц (у большинства муниципальных образований уменьшился только на 10-30%), покрывать дефицит местного бюджета такой величиной дотаций было невозможно.
Администрацией города были приняты исчерпывающие меры, как по сокращению муниципальных расходов, так и по увеличению доходов местного бюджета, привлечению внебюджетных средств, для исполнения возложенных на органы местного самоуправления обязанностей.
В частности: сэкономлено более 2,5 млн. руб. на возмещении убытков пассажирского автотранспорта, принадлежащего ОАО «Мурманскавтотранс» путем организации внутри-муниципальных пассажирских перевозок с помощью менее затратного автоперевозчика; оптимизированы расходы на содержание административно-управленческого персонала органов местного самоуправления - по количеству муниципальных служащих, приходящихся на 1000 жителей наше муниципальное образование одно из самых экономичных в области; финансирование расходов из местного бюджета на благоустройство производилось в пределах 10% от потребностей и осуществлялось в основном за счет безвозмездного привлечения к этой работе предприятий и организаций города и непосредственно самих жителей.
Капитальные работы по ремонту жилого фонда, автодорог, кровель и другие были выполнены в 2005-м году за счет привлеченных внебюджетных источников -11 млн. руб. от Октябрьской железной дороги в виде компенсации за принятый жилфонд на баланс от муниципалитета в с. Имандра.
Основной дефицит бюджета - 90 млн. руб. - был покрыт за счет трехстороннего соглашения: «Область - город - ОАО «Олкон», инициированного администрацией города. Эта сумма была перечислена с полученных дополнительных доходов в консолидированный бюджет области в сумме более чем 230 млн. руб. от ОАО «Олкон» в форме дополнительной дотации.
Таким образом, для сбалансированности местного бюджета из консолидированного бюджета в 2005-м году город получил 149,4 млн. руб. в форме дотации. При этом следует отметить, что Правительством Мурманской области во избежание негативных процессов в муниципалитете для подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства, сезонной закупки угля и выплаты заработной платы большая часть из этой суммы выделена заблаговременно в форме кредитов, остальная в качестве опережающей дотации.
Казалось бы, все ясно, и как было обещано ранее Правительством Мурманской области выявленные недостатки в межбюджетных отношениях, в результате опытного применения новых нормативов по налогам для зачисления в местные бюджеты будут устранены при принятии бюджета 2006-го года.
В таком случае, если собственные доходы муниципалитета, сформированные по измененным нормативам, не обеспечивают финансирование возложенных ФЗ № 131 и ФЗ № 199 на органы местного самоуправления функций, то разница должна быть профинансирована за счет дотаций из областного бюджета или на величину возникшего дисбаланса должны быть переданы полномочия с муниципального на региональный уровень с соответствующим их финансированием за счет субвенций из областного бюджета.
К сожалению, этого не случилось. Предложения муниципалитетов предварительно, как ранее, в 2004-м году, даже не рассматривались департаментом финансов до внесения на рассмотрение в Мурманскую областную Думу проекта областного бюджета, и областная Дума при принятии бюджета во втором чтении отклонила внесенные нами соответствующие поправки.
В результате из разницы (расчет разницы смотри приложение № 2) в 322 917 руб. между изъятыми с 01.01.2005 из муниципального бюджета доходами и расходами областного бюджета на финансирование взятых с местного на областной уровень обязательств, согласно закону «Об областной бюджете на 2006 год» в виде дотаций выделено всего 11 млн. руб., затем в конце мая добавлено еще 7,6 млн. руб.
Этих средств было крайне недостаточно, чтобы, как и в прошлом году свести к минимуму уже возросший до 160 млн. руб. дефицит бюджета. Во избежание угрозы срыва мероприятий по подготовке к зиме объектов жилья и соцкультбыта, а учебных заведений к новому учебному году, долевому участию города в сезонной закупке угля органы местного самоуправления г.Оленегррск пошли на беспрецедентный в области шаг, установив для землепользователей максимальный размер налоговой ставки - 1,5% к кадастровой стоимости земли. Кроме того, под реализацию трехстороннего соглашения между городом.
ОАО «Олкон» и областью на эти цели были использованы кредитные ресурсы, в том числе 20 млн. руб. бюджетного кредита.
К сожалению, такие меры мобилизации доходов в местный бюджет, как принятые администрацией города в 2005-2006 годах, носят разовый характер. Основной налогоплательщик, за счет которого осуществляется ежегодный прирост доходов как областного, так и местного бюджетов Оленегорский ГОК - с 01.01.2007 переходит по земле на арендные отношения, соответственно 50% от прогнозируемых платежей по этому виду доходов будут оставаться в областном бюджете.
Не прогнозируется в 2007-м годом по сравнению с текущим годом существенный рост объемов производства, и. следовательно, рост налоговых отчислений от комбината вследствие чего перспектива пролонгации трехстороннего соглашения на 2007-й год и получения на этой основе дополнительных доходов в местный бюджет на уровне 2006-го года не представляется возможным.
Учитывая, что даже при такой ситуации, доходы в консолидированный бюджет области в виде налоговых отчислений от ОАО «Олкон» не только не уменьшатся, а наоборот, увеличатся на сумму арендных платежей за землю в размере 50% от ее абсолютной величины, убедительно просим при принятии областного бюджета па 2007-й год предусмотреть возможность формирования доходной части бюджета нашего муниципального образования в размере не менее достигнутом в 2005-м году и ожидаемом в 2006-м.
Это может быть осуществлено путем предоставления безвозмездной финансовой поддержки в сумме 180 млн. руб. или за счет увеличения нормативов отчислений от собираемых на нашей территории налоговых платежей, позволяющих формировать дополнительные доходы эквивалентные этой сумме. Кстати, реализация такой возможности допускается статьей 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Одновременно предлагаем внести дополнение в действующий закон Мурманской области «О бюджетном процессе» об обязательном согласовании проекта областного бюджета на очередной финансовый год до рассмотрения его в областной Думе с муниципальными образованиями в части касающихся их параметров по планируемым доходам: и расходам с оформлением соответствующих протоколов.
Н. Сердюк, глава г. Оленегорска с подведомственной территорией;
Ю. Короткин, председатель совета депутатов г. Оленегорска с подведомственной территорией.