«Оленегорск: Люди. События. Факты»

Alma mater: день воспоминаний и надежд

Двадцать первая распахнула свои двери в 69-м году - тридцать лет пролетели, как один миг. Сегодня здесь большой праздник - волнующий, радостный и немного грустный. Сегодня здесь будет много гостей и, наверное, неожиданных встреч, много добрых слов и щемящих душу воспоминаний..
Тогда, три десятилетия назад, школа должна была обслуживать мик­рорайон, застроенный такими городскими предприятиями, как Оленегорский механический завод и ГОК. Непосредственно в микрорайон школы входили так называемые "исполкомовские дома", где основную часть жильцов составляли семьи работников образования, здравоохранения и культуры. Это изначально определило статус учебного заведения, ориентированный на обучение детей из семей технической (не свойствен­ной основному горнодобывающему городскому профилю) и гуманитар­ной интеллигенции. В настоящее время большую часть жителей этого микрорайона составляют семьи молодой интеллигенции, что поддер­живает высокий уровень заказа на образовательные услуги.

Наш разговор накануне юбилея с Александрой Дмитриевной Ананьевой, директором средней школы № 21.

- Александра Дмитриевна, какие чувства вы испытываете по столь торжественному слу­чаю?

- Чувство радости. Несмот­ря на такие сложные годы, шко­ла прожила тридцать лет - это возраст. За эти годы было мно­го хорошего. И я считаю, что у нас неплохая школа. У нас хо­роший педагогический состав. Укомплектована школа полнос­тью, за исключением преподавателей иностранных языков. Очень сильные преподаватели по всем циклам, особенно педа­гоги начальной школы, матема­тики, русского языка, географии. Радует то, что в школе много разных новаций.
С 1988 года школа рабо­тает по углубленному изу­чению математики, художественно-эстетическому циклу, профессиональному обучению по вычислитель­ной технике и информати­ке. Накоплен богатый ди­дактический материал. Учащиеся сдают выпуск­ные экзамены за курсы школы по особым тестам. Осенью 1996 года Област­ным управлением образова­ния было выдвинуто пред­ложение открыть на базе школы классы с углублен­ным изучением предметов естественно-математи­ческого цикла и норматив­но оформить изменение статуса школы.

Радует меня и то, что в шко­ле сложился дружный, работос­пособный коллектив. Средний возраст сорок лет, стаж работы 14-15 лет. Это свидетельство того, что педколлектив находит­ся в самой работоспособной воз­растной рамке, а стаж - об отсутствии устоявшегося консер­ватизма при наличии достаточ­ного опыта.

В школе работают де­вяносто восемь педагоги­ческих работников. Выс­шее образование имеют 85 человек. Двадцать процен­тов педагогов закончили Мурманский пединсти­тут. В основном, это те, кто родился и вырос в Оленегорске.

Пятнадцать наших выпуск­ников вернулись в школу уже в качестве педагогов. Это учителя русского языка, физики, матема­тики. Конечно, хотелось бы, что­бы появились "свои" педагоги по иностранным языкам, но пока увы.

- В том, что ученики та­ким образом возвращаются, отчасти и есть учительское счастье?

- Да. Когда ученики идут по стопам учителя это большая радость и гордость. Выпускни­ки 11-х классов продолжают обучение в самых престижных вузах страны, таких как МГУ, МВГУ им. Баумана, Педагогичес­кий университет им. Герцена, Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики, Пен­зенский политехнический институт, Петрозаводский университет, Санкт-Петербургская академия гражданской авиации и др.

- Вопрос традиционный, но, тем не менее: ученики, напри­мер, двадцатилетней давности и сегодняшние - они другие?

- Да, дети другие. Двадцать лет назад они были робкими и послушными, сейчас они бо­лее раскованы, более демократич­ны. С ними интересно работать. От старшеклассников многому учишься и сама. Они всегда нео­жиданны, что и привлекает. Нуж­но уметь перестраиваться, иног­да - на ходу.
В настоящее время в школе обучается 1200 че­ловек. Сорок четыре клас­са со средней наполняемос­тью учащихся в классе 29-30 человек. В последние годы численность учащих­ся увеличивается.

- Педагогическая наука развивается, учреждения обра­зования должны ей соответ­ствовать. А что присуще толь­ко вашей школе?

- Отличительной чертой СШ № 21 всегда являлось и является стремление к внедрению новых форм, методой и приемов работы, использование передово­го педагогического опыта.

Педагоги начального зве­на были первыми, кто за­интересовался программой обучения шестилеток; школа оказалась первой, заинтересовавшись и начав внедрять в практику интегрированные уроки: ин­форматика - математи­ка, информатика - рус­ский язык, ИЗО - музыка и др.; учителя русского языка и литературы основного звена первыми в городе использовали в работе учебники Ра­зумовской, Бабайцевой; и др.

- Александра Дмитриевна, вы - директор с восьмилетним стажем, а с чего начинали?

- Начинала работать учи­телем математики в 15-й шко­ле. Какой из меня получился ма­тематик - судить коллегам. Ну, а в том, что я все-таки приоб­рела опыт в своей работе и пер­вой взяла на себя такую задачу, как углубленное изучение ма­тематики, заслуга Валентины Павловны Шишкиной, которая работала в 15-й школе. Спустя десять лет, в семьдесят восьмом, меня пригласили работать за­вучем сюда, в двадцать первую. Переходить было очень волни­тельно - ведь здесь работали учителя, которых мы считали асами. Очень тогда боялась - как же я буду контролировать работу таких сильных педаго­гов. К счастью, большую помощь в этот нелегкий момент мне оказала Валентина Ивановна Мотовилова, завуч школы по ад­министративной работе. Я ей очень благодарна, она меня мно­гому научила. Проработала за­вучем семнадцать лет, а в том, что последние годы работаю дирек­тором - заслуга моих коллег.

В праздничный день хочу сказать слова благодарности Евгению Диамидовичу Стрелкову - нашему прежнему директору. Евгений Диамидович заме­чательный человек, прекрасный руководи­тель. Это именно он стал иници­атором вне­дрения различных новшеств в нашей шко­ле. И имен­но он реко­мендовал меня в каче­стве своего преемника. На про­тяжении всех лет я ощущаю поддержку и помощь моих коллег и завучей по учебной работе Л.Н.Протасовой, М.П. Власихиной, Т.М.Куимовой, Л.В. Смоляковой, Л.В.Соколова. В нашей ра­боте очень важен хороший подбор административных кадров. И у нас есть главное: мы единомышленники.

- Приходилось ли нам ра­зочаровываться?

- В своей работе никогда Мне кажется, моя работа: это моя радость в жизни.

- Кого ждете в гости на юбилей?

- Мы ждем всех тех, кого хотелось бы в этот день видеть у себя - коллег из Управления образования, сотрудников бухгалтерии, ХЭК, которые нам помогают, коллег, директоров. Мы пригласили из области Нинель Витальевну Чудинову, Надежду Петровну Максимову, Людмилу Дмитриевну Рогозину, Анатолия Алексеевича Шошина. Ждем коллег из учреждений дополнительного образования, приглашаем всех людей, которые оказывали помощь школе. Очень надеемся, что все придут.

- Какой бы вы хотели ви­деть школу к следующему юби­лею?

- Хотелось бы видеть школу еще более новаторской. И чтобы в будущем школа стала лицеем или гимназией. Но для этого нужна хорошая смена. И пока наши лучшие специалисты еще не ушли на заслуженный отдых, у молодых есть возможность у них учиться со­бирать золотые крупицы всего хорошего, что есть.

- В заключение несколько слов ко всем кто учился и не учился в вашей школе, кто по­думывает о том, в какую шко­лу отдать ребенка...

- Таким родителям всегда говорила и говорю: огромное вам спасибо, что доверяете своих детей нам. Труд учителей оценят сами родители и дети в процессе учебы. А всем я хочу по­желать доброго здоровья, твор­ческих успехов, поменьше стрессов, пусть будут покой и семейное тепло.

Записала Ольга ВЕНСПИ.

Поздравляем юбиляров!

Валентину Борисовну Кашину, Валентину Ивановну Мотовилову, Евгению Степановну Головчанскую, Тамару Петровну Куликову, Александру Александровну Васильеву, Людмилу Васильевну Евстафьев, Валентину Васильевну Бутузову - три десятилетия прошло с тех пор, как они начали свою трудовую деятельность учителями в средней школе № 21. Они всегда доброжелательно помогают детям учиться с полной отдачей, преодолевать неуверенность в себе. Опытные учителя, они добиваются, чтобы дети не уходили с уроков без волнующего переживания радости успеха, радости труда. Вот почему знания у их воспитанников глубоки и осознанны. Многие их ученики - участники городских и областных олимпиад. Свои уроки педагоги умело увязывают с жизнью, и поэтому они оказывают большое воспитательное воздействие на учащихся, вырабатывают у них активную жизненную позицию. Каждому ученику они отдают частицу своего горячего сердца, обязательно помогут добрым словом, советом, делом.

Всем вам доброго здоровья, дальнейших творческих успехов на трудной, но благородной учительской дороге.

Коллеги, школа № 21.