Во всех подразделениях комбината, в том числе и на дробильно-обогатительной фабрике, с марта 2009 года продолжается внедрение программы наведения порядка на рабочих местах по методам системы «5С». Как показала практика, усилия, затраченные на приведение в порядок стационарных рабочих мест, не пропадают даром. Уже сейчас, рассказывая о проделанной работе, ответственные за внедрение программы в цехах подчеркивают, что, действительно, при минимуме затрат коллективы получают максимум эффекта.
На участке обогащения
Исполняющий обязанности старшего мастера по ремонту Денис Жирнов, показывая кладовую на III монтажной площадке, рассказал, что в недавнем прошлом в этом помещении все выглядело совсем иначе. Не было и половины стеллажей, болты были свалены в кучи в углах, о маркировке даже нечего было и говорить. Конечно, разбор старых завалов - это не очень интересная работа, но, как говорится, глаза страшатся - руки делают. «В марте согласно распоряжению технического директора на участке были определены ответственные за воплощение в жизнь стандарта. На учебе, которую провел менеджер проектов дирекции по проектному управлению и инжинирингу Максим Солонинкин, нам объяснили, что представляет собой стандарт организации «Порядок на рабочих местах», каким образом необходимо над ним работать», - говорит Д. Жирнов. Трудоемкая и методичная работа была возглавлена мастером по ремонту оборудования Сергеем Мухиным. Именно его усилиями был организован весь процесс наведения порядка.
В первые недели работы были определены стационарные рабочие места, где, во-первых, привели в порядок стены и полы, во-вторых, установили стеллажи с ячейками, куда уже можно было раскладывать болты, детали и прочие «мелочи». Теперь, по мнению старшего мастера, здесь очень легко ориентироваться даже тому работнику, кто ни разу не бывал в этой кладовке. Все промаркировано, разложено в определенном порядке. Без затрат времени, без усилий (раньше ради поиска одного болта приходилось перебирать по 50-60 кг болтов разных размеров) можно зайти в кладовую и взять, что нужно для работы.
Полный порядок царит теперь и в кладовой, где хранятся дорогостоящие подшипники, другие запчасти. Как говорит Д. Жирнов, все на виду. По его словам, значительно проще стало составлять ежемесячную заявку на закупку запчастей: в конце месяца достаточно лишь скорректировать список, зная, сколько запчастей и какие из них имеются в наличии.
Останавливаться на достигнутом здесь не собираются. В планах обогатителей повесить в кладовой плакаты, оформить стены различной наглядной агитацией. Наведен порядок и на открытом складе за АБК-2. Здесь хранятся запчасти, бывшие в употреблении, но которые могут еще использоваться в работе.
На участке дробления
На этом участке фабрики, прежде чем приняться за сортировку и маркировку материалов, пришлось потрудиться над помещением. Как рассказал начальник участка дробления Виктор Голота, нынешний промежуточный склад запчастей был раньше насосной станцией. Грандиозная работа по реконструкции помещения склада велась не один год, и так совпало, что именно теперь оно окончательно приобрело «товарный вид». «Годами копившаяся морена и вода забили аварийный хвостовой коллектор, который пришлось прочищать, а это ни много ни мало около сорока метров подземного трубопровода. Теперь возможность затопления полностью исключена, так как вода уходит в аварийный коллектор», - рассказывает В. Голота. Конечно, когда началось внедрение стандарта организации «Порядок на рабочих местах», работы, которые выполнялись силами всего участка дробления, ускорили.
Следующим этапом было определение зон для металлопроката, изготовление стеллажей и стапелей. Отдельная зона на верхней отметке была отведена под электродвигатели со всей фабрики. Очередными действиями стали сортировка и маркировка материалов. На каждую запчасть, независимо от размера, согласно требованиям стандарта были повешены бирки с наименованиями. Кладовая импортного оборудования является образцовой и служит наглядным примером для организации приведения остальных помещений участка к единому стандарту. На очереди в двухнедельный срок планируется «сдача под ключ» помещения электрослужбы участка дробления.
Преимущества системы «5С»
Завершение 2-х первых шагов из 5-ти по внедрению стандарта организации «Порядок на рабочих местах» запланировано на август 2009 года. Но уже сейчас коллективы подразделений успели оценить преимущества системы «5С». Как выяснилось, снижение издержек и повышение эффективности производства состоит не только из инвестиций и модернизации. Налицо экономия рабочего времени, когда нет необходимости тратить часы на поиски нужной детали или запчасти. Следовательно, сокращается и время на ремонты, снижаются затраты, так как лишние запчасти не висят остатками на балансе цеха. Повышается безопасность производства: угроза, что какая-то деталь, которая может весить не один килограмм, свалится кому-то на ногу или руку, теперь исключена. Безусловно, данная работа оказывает свое влияние и на общую культуру производства. Работники, принимавшие участие в наведении порядка, потратившие немало сил и времени, причем без отрыва от основного производства, заинтересованы в поддержании порядка на рабочих местах.
Впереди еще долгая работа и следующие три шага по программе 5С, которая позволит повысить эффективность и безопасность производства.
Наталья РАССОХИНА.